Ценностные ориентации и потребности современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Цель данной ККР – выявить, что же представляет собой молодежь, а также, рассмотреть ее потребности и способы их удовлетворения.
Гипотеза: социологическое изучение молодежи является весьма актуальным в настоящее время, так как проблемы в молодежной среде имеют место в современном мире.
Задачи заключаются в:
1) Определении понятия «молодежь».
2) Выявлении основных потребностей молодежи.
3) Рассмотрении основных ценностей молодежи.
4) Выделении проблем современной молодежи.

Содержание работы

Оглавление
Введение 2
Глава I «Молодежь как социальная группа общества» 4
1.1 Понятие «молодежь» 4
1.2 Особенности молодежи в современном российском обществе…………..6
Глава II «Ценностные ориентации и потребности современной молодежи»………………………………………………………………………….11
2.1 Ценностные ориентации .11
2.2 Особенности удовлетворения жизненных потребностей молодежи 17
Заключение…………………………………………………………………...……..21
Список литературы……………………………………………………………..…..

Файлы: 1 файл

ККР социология.docx

— 49.14 Кб (Скачать файл)

Между социальными и биологическими можно еще выделить промежуточные  потребности — социально-биологические. К ним можно отнести, например, потребность в лидерстве, лидерских  функциях, а также потребность  в обеспечении собственной безопасности, в групповой принадлежности, организации  коллективной жизни и др.

 Если биологические  (естественные) потребности являются  не чем иным, как потребностями  самосохранения (в пище, одежде, жилье,  отдыхе, сне, продлении рода, заботе  о потомстве), то социальные определяют  высшие цели жизнедеятельности.  Их представляют основные ценности (абстрактные идеи) — истина, вера, красота, судьба, добро, благо, справедливость, изобилие.

Удовлетворение потребностей возможно только в процессе тесной взаимосвязи человека (субъекта) с  внешней средой в результате определенной его деятельности.

Потребности выстраиваются  в логичной иерархической последовательности и взаимосвязи таким образом:

1) витальные потребности  — первичные, обеспечивающие, прежде всего биологическое, физическое существование человека;

2) социальные потребности  — не только биологического, физического  свойства, но и духовные, связанные  с образованием, интеллектуальным  развитием, способствующие развитию  (в процессе их удовлетворения) самого общества. Высшей формой социальных потребностей являются те, которые связаны с потребностями в самореализации, самоутверждении, совершенствовании личности. Последние невозможны без элементов творчества в деятельности человека.

Выделяют, в частности, потребности:

• по сферам деятельности людей (трудовые, потребности познания, общения, рекреации);

• по объекту самих потребностей (материальные и духовные, эстетические и этические);

• по функциональной роли потребностей (самосохранения человека и обеспечивающие его развитие; первостепенные и второстепенные; периферические и центральные; устойчивые и ситуативные, или менее долговременные);

• по субъекту потребностей (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные).

Ценностные ориентации молодежи, удовлетворение ею своих потребностей теснейшим образом связаны с  жизненными планами юношей и девушек. Такие планы не являются организованными, изначально упорядоченными. С течением времени они меняются, корректируются в зависимости от многих обстоятельств, которые можно назвать жизненным  опытом человека.

Жизненные планы связаны  со стремлением человека занять определенное социальное положение в обществе, позволяющее ему удовлетворить  потребности, самореализоваться. Социальное положение, в свою очередь, решающим образом обусловливает образ  жизни человека, его поведение, действия и поступки. Следовательно, жизненные  планы молодежи определяют ее поведенческие  ориентации.

Жизнь человека событийна, значит, и его жизненные планы сопряжены с некими событиями как важными и существенными вехами, такими как окончание учебы, выбор профессии, поступление в учебное заведение высшего ранга, занятие некой должности, получение определенного общественного признания, вступление в брак, получение квартиры, рождение детей, защита диссертаций и многое другое. Такие события происходят в жизни каждого человека в сфере труда, семейно-бытовых отношений, общественно-политической деятельности, досуга, духовной жизни и т. п. Потребность иметь рядом не только близкого, но дорогого, любимого человека, родить и воспитывать вместе с ним детей всегда одинаково ценно, какой бы трудной и сложной ни была сама по себе жизнь. Высокий рейтинг среди других жизненных ценностей имеет работа. Лишь иногда меняясь местами, первые позиции среди ценностей, жизненных ориентации, жизненных планов молодежи занимают семья (ближайшее окружение), труд и общение.

Итак, ценности, их характер, особенности, как и система ценностей в обществе в целом, являются своеобразными ориентирами в формировании мировоззрения, духовного мира личности молодого человека, а стремление к обладанию ими — важнейшее условие приобретения молодым гражданином необходимого жизненного опыта и его социализации.

Деятельность любого человека детерминируется его потребностями  — биологическими (материальными), духовными. Именно потребности побуждают  человека к активности, поиску путей  и средств их удовлетворения.

Есть потребности личностные и общественные, но и те, и другие всецело зависят от уровня материально-духовного  развития общества, от степени включенности человека во все сферы жизни.

Удовлетворить собственные  потребности человек не может  иначе как посредством взаимосвязи  с внешней средой, с другими  людьми. При этом удовлетворение человеком  одних потребностей порождает новые, в результате чего он включается в  непрерывно расширяющуюся систему  отношений.

Полное удовлетворение потребностей человека, таким образом, практически  невозможно, а все большие возможности  для этого, существующие в обществе, требуют от каждого индивидуума  вдумчивого, осознанного, избирательного подхода в выборе потребностей.

Жизненные планы молодого человека (да и человека вообще) связаны  со стремлением занять определенное социальное положение, которое позволит ему удовлетворять еще большие  и разнообразные по характеру  и значимости потребности, самореализоваться  как социальному субъекту.

Сложность жизненных планов человека зависит от многих обстоятельств, но одним из решающих является уровень  духовного развития, сознания, межличностных  связей человека.

 Жизнь человека всегда  событийна. События — вехи  в его победах и поражениях, они дают человеку неоценимый  жизненный опыт, социальную практику, без которой никак не завоевать  соответствующее место под Солнцем.

 

Заключение

 

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Социология молодежи - отрасль  социологической науки, изучающая  молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, вступающих в жизнь поколений, процесс  социальной преемственности и унаследования  молодежью знаний и опыта от старших  поколений, особенности образца  жизни молодежи, формирования ее жизненных  планов и ценностных ориентаций, в  том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения социальных ролей  различными группами молодежи.

Социология молодежи очень  тесно связана с отраслевыми  социологиями, это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, культуры, личности, права, религии, свободного времени, труда и т.д.

Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте  всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано - как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует  заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в  современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением  рождаемости и т. д. Но вместе с  тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая  проводилась по отношению к молодежи.

Выделение "социологии молодежи" в отдельную отрасль социологии относится ко времени "молодежной революции" 60-х гг., приведшей к  росту внимания к молодежным проблемам, конфликту поколений и роли молодежи в социальных изменениях. Основной причиной утверждения социологии молодежи является увеличение переходного периода  от детства к взрослости, что, в  свою очередь, связано с усложнением  разделения труда и производственных процессов. Другим важным фактором появления молодежи оказалось разделение дома и работы. Таким образом, в рассматриваемый период времени образовательные функции переходят от семьи - как традиционного носителя к школе. Это говорит о том, что исторически и социологически молодежь как социальная группа оказывается продуктом изменения взаимоотношений между семьей, школой и работой.

На основе проделанной  работы можно сделать вывод, что социологическое исследование - это неотъемлемая часть в социологическом изучении общества, так как молодежь является специфической группой со своими ценностями и потребностями, выполняющей свою роль в социальной структуре общества.

Если говорить о ценностях, то необходимо отметить, что, несомненно, до сих пор существуют и признаются такие вечные ценности, характерные современной молодежи: любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти (если власть становится высшей ценностью). Потребности же напрямую зависят от ценностей: различные материальные потребности (деньги, потребность в жилье, и т. д.) и духовные потребности (семья, любовь, добро, и т. д.). 

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных  условиях ломки старых ценностей  и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм  неверие в будущее. Растут агрессивность, экстремизм, шовинизм, криминальность.

Гипотеза, поставленная в  начале работы, подтверждается, так  как  молодёжный фактор во многом определяет направленность идущих в обществе процессов, возможность социальной стабилизации и экономического роста. Поэтому социологическое изучение молодежи -  одна из важнейших отраслей социологического изучения общества.

 

 

Список литературы

 

  1. http://sociology2015.ru/
  2. Человек и образование в современной России. Под ред. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. СПб, 2003
  3. http://hamlo96.narod2.ru/
  4. Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений.- М.ПЕРСЭ. Логос.2002г.
  5. http://socioline.ru/
  6. Социология молодежи / Под ред. В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2005. – 335 с.
  7. Токова, Н.Ю. Молодежная субкультура и ее региональные аспекты. Могилев: МГУ им. Кулешова, 2003. – 76 с.
  8. И.С. Кон «Психология юношеского возраста». М.: «Просвещение», 1979 г

 

1 И.С. Кон «Психология юношеского возраста». М.: «Просвещение», 1979 г.


Информация о работе Ценностные ориентации и потребности современной молодежи