Ценностные ориентации личности. Социально- культурные ориентации современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:25, реферат

Описание работы

Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нем систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………….3
1. Ценности в жизни человека и общества.................................................................. 4
2. Классификация ценностей........................................................................................ 7
3. Ценностные ориентации личности......................................................................... 11
4. Социально-культурные ориентации современной молодежи…………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………….15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................................16

Файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 37.02 Кб (Скачать файл)

С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни  общества и человека, их можно разделить  на три следующие группы:

1. Ценности, имеющие второстепенное  значение для человека и общества. Это те ценности, без которых  нормальное функционирование общества  и человека не нарушается.

2. Ценности повседневного  спроса и повседневного обихода.  К этой группе относится большинство  как материальных, так и духовных  ценностей. Это все то, что необходимо  для нормального удовлетворения  материальных и духовных потребностей  человека, без чего общество не  может функционировать и развиваться.

 

3. Высшие ценности —  это предельные по своей значимости  ценности, отражающие фундаментальные  отношения и потребности людей.  Без высших ценностей не только  не может состояться личность, но и невозможна нормальная  жизнь общества в целом. Существование  высших ценностей всегда связано  с выходом за рамки частной  жизни индивида, они приобщают  к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная  жизнь, с чем неразрывно связана  его судьба. Вот почему высшие  ценности, как правило, носят общечеловеческий  характер.

К высшим ценностям относится  часть материальных, духовных и социально-политических ценностей. Это, прежде всего: мир, жизнь  человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины); ценности самосохранения (жизнь, здоровье); ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств (честность, храбрость, верность, справедливость, добро) и др.

Классификация ценностей  по разным основаниям диалектична, т. е. она не является жесткой и неподвижной. Во-первых, с изменением условий  ценности могут переходить из одного вида, из одного ряда значимости в другие. Во-вторых, с развитием общества могут возникать новые ценности, и наоборот, утрачивают значимость или вообще уходят в небытие прежние  ценности. В-третьих, ценности находятся  в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом не только в рамках какого-либо вида, но и между видами, в группах и между группами. Наконец, в каждом из видов ценностей, в свою очередь, следует различать  множество разновидностей. Например, в группе духовных ценностей можно  четко выделить моральные ценности, эстетические, познавательные (гносеологические) и др.

Среди группы высших ценностей  всегда особо выделяют: жизнь как  ценность (ценности жизни), здоровье как  ценность и свободу как ценность.

Жизнь относится к наивысшим  ценностям потому, что вне жизни  человека вообще нет и не может  быть ценностей. Для индивида жизнь  выступает как самая высокая  ценность, благо безотносительно  к чему бы то ни было. В свою очередь, ценность жизни является своеобразным фундаментом и вершиной для всех других ценностей. В зависимости  от понимания ценности жизни будут  формироваться также отношения  между людьми и общества к человеку.

Если в первом случае ценность жизни рассматривается в индивидуальном аспекте, то во втором — в социальном аспекте, т. е. здесь значимость жизни  определяется не для самого индивида, а для общества.

Вопрос о том, является ли сам человек ценностью, имеет  две стороны: 1) в чем для него состоит ценность другого человека и человека вообще? 2) в чем ценность его собственной жизни? Ответ  на эти вопросы не может быть однозначным. Дело в том, что интерес индивида к другим людям зависит не только от того, каковы люди, но и того, каков  он сам. К этому следует добавить, что постановка вопроса о ценности человеческой жизни и самого человека находится в прямой зависимости от исторических условий. Например, в Средние века убийство феодалом своего крепостного не считалось грехом и не каралось. В настоящее же время право на жизнь признано за каждым, и нет страны, в которой бы убийство не каралось так или иначе. Итак, человек — это особая, абсолютная ценность. С его интересами соотносятся все иные ценности.

Теперь о здоровье как  ценности. Здоровье — естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей. От степени обладания здоровьем  зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность в здоровье имеет  всеобщий характер, она присуща как  отдельным индивидам, так и обществу в целом. В силу этого различают  индивидуальное (личное) здоровье и  общественное здоровье, или здоровье населения.

Состояние здоровья сказывается  на всех сферах жизни человека и  общества. Так, полнота и интенсивность  жизни конкретного человека находятся  в непосредственной зависимости  от уровня его здоровья, его «качественных» характеристик. В свою очередь, здоровье населения оказывает большое  влияние на качество трудовых ресурсов, производительность общественного  труда и тем самым на динамику экономического развития общества.

Большое значение для человека имеет свобода как ценность. Философское  понимание этой категории можно  выразить в следующем определении: свобода — это способность  человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Свобода всегда и всюду  остается величайшей ценностью. Как  и в других случаях, свобода становится ценностью, если человек ее осознает. Там, где нет осознания ценности свободы, осознания себя как равного  с другими людьми, там нет ни подлинной самооценки, ни человеческого  достоинства. Понимание своей несвободы  и осознание ценности свободы  наиболее полно проявляется в  период резких социальных трансформаций.

Свобода — право всех людей в равной мере пользоваться достижениями цивилизации и распоряжаться  плодами своего труда и своей  судьбой. Свобода есть выбор. И как  каждый выбор, осуществляемый сознательно, она связана для личности с  предпочтением одной из альтернативных возможностей и отказом от другой. А чтобы выбор не становился ограничителем  последующей деятельности личности, она должна руководствоваться важным правилом: всякий раз, делая выбор, следует  стремиться к тому, чтобы перспектива  последующих выборов не снижалась, а расширялась, позволяя человеку выявлять свои новые профессиональные, нравственные и интеллектуальные потенции.

Осмысленные ценности становятся ценностными ориентациями личности.

 

 

 

3. Ценностные ориентации  личности

Понятие ценностных ориентаций личности было введено в научный  лексикон в 20-е годы XX в. социологами  У. Томасом и Ф. Знанецким, которые  рассматривали ценностные ориентации как социальную установку личности, регулирующую ее поведение[2]. В качестве таковой ценностная ориентация и  стала предметом исследований. Появилось  множество различных толкований. Мы будем ориентироваться на следующее  определение.

Ценностные ориентации —  это важнейшие элементы структуры  личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его  переживаний и отделяющие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного.

Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного  вида поведения и деятельности, выражающуюся в направленности его потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим  фактором, регулирующим, детерминирующим  мотивацию личности.

Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Важнейшими ценностными  ориентациями личности являются патриотизм, коллективизм, гуманизм, творчество.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как ценность, надежность, верность определенным принципам  и идеалам, способность к волевым  усилиям во имя этих идеалов и  ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает  непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций —  признак инфантилизма (свойства детского возраста), господства внешних стимулов над внутренней структурой личности. Формирование личностной ценностной структуры  индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством  которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

Система личностных ценностей  складывается в процессе деятельностного  распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных  в произведениях материальной и  духовной культуры. Как правило, для  личностных ценностей характерна высокая  осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и  служат важным фактором социальной регуляции  взаимоотношения людей и поведения  индивида.

Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального  поведения индивида.[3] Основная идея этой концепции заключается в  том, что человек обладает сложной  системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение  и деятельность. Каждый уровень этой системы включает три компонента: потребность, классифицированную с точки зрения включенности индивида в различные сферы социальной деятельности; ситуацию, в которых действует индивид и которые “встречаются” с определенными потребностями; и диспозиционное образование, регулирующее поведение и деятельность индивида. Система ценностных ориентаций индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей.

Многие исследователи  придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Якобсон П.М., выделяя  психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных  с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества.[4]

Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и  разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает  в подростковом возрасте, поскольку  именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие  на направленность личности, ее активную социальную позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Социально-культурные ориентации современной молодежи.

 

На современном этапе  ценности молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска [11, с. 107]. Поэтому необходимо понять, что для молодых людей сегодня является важным, каковы их жизненные ценности. И что необходимо сделать для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло. Для начала необходимо понять, что такое ценности вообще.

Ценности - культурные стандарты, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель и красоту  и которые в широком смысле являются нормативами жизни в  обществе. Ценности - это то, что важно к чему стоит стремиться [12, с. 360].

Ценностные ориентации молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление - это направление духовности, характеризующееся господством  нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление - это то направление, которое распространяется в последнее  десятилетие, - нацелено на индивидуализм, приоритет материального над духовным.

Семенов В. Е. на основе, проведенных  им исследований выделяет главные жизненные  ценности современной молодежи. Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее  время возрастает). Замыкает семерку  главных жизненных ценностей религиозная вера [13. с. 37]. Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30 - 40 лет претерпели заметные изменения; особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1960-е - первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодёжи была на первом месте, её выбирало не менее 2/3 респондентов; теперь она на четвертом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства.

Серьезные изменения происходят и в отношении молодых к  решению острых проблем. Молодежь дистанцировалась от политики. Но с другой стороны  существуют такие аспекты политической жизни, на которые молодые не могут  не обратить внимание. Тенденция прослеживается четко -«пассивность граждан» начинает раздражать и молодежь. Отсюда и её растущие надежды на «сильного лидера».

Также необходимо отметить, что молодых стали сильнее  волновать проблемы качества и уровня образования, кризиса семьи, спада  рождаемости. К сожалению, в их сознании сохраняется представление о «второстепенности» проблем культуры, нравственности, образованности и профессионализма [10, с. 115]

Неблагоприятным фактором в  современной ценностной структуре  молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время эта  связь была ослаблена, то сейчас она  вовсе отсутствует. Так как одни получают большие деньги путем авантюр  и манипуляций, а другие, буквально  каторжно трудясь (иногда на нескольких работах), имеют неадекватно маленькую  зарплату. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют.

Информация о работе Ценностные ориентации личности. Социально- культурные ориентации современной молодежи