Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:38, курсовая работа
Конец двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. Глубинные процессы, происходящие в нашем обществе, сказываются на разных категориях населения. Особенно восприимчива ко всякого рода изменениям молодежь.
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений сов
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Роль и место социализации в процессе развития личности………………….5
2. Молодежь как субъект социальных отношений……………………………7
3. Формирование системы ценностных ориентаций……………………………9
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы…………
Ценностные
ориентации молодежи
Конец двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. Глубинные процессы, происходящие в нашем обществе, сказываются на разных категориях населения. Особенно восприимчива ко всякого рода изменениям молодежь.
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений современной молодежи весьма актуально: растет поколение нового времени, от которого зависит будущее нашей страны, так как сегодняшние молодые люди - активные участники всех социальных процессов.
Ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска. Одни из них основаны на духовности, которая характеризуется господством нравственных установок над материальными, гуманизма, человеколюбия, соборности. Другие же, распространяемые в последнее десятилетие, нацеливают на индивидуализм, приоритет материального. Таким образом, традиции культуры и социальные условия становятся координатами, которые определяют противоречивый процесс социализации современной молодежи.
Поскольку развитие человека происходит во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, то центральным звеном в процессе развития личности является процесс социализации и адаптации подростка к окружающей действительности.
Наиболее важными проблемами, стоящими перед подростком, начинающим самостоятельную жизнь в социуме, являются проблемы самоопределения, выбора жизненных ценностей и ориентаций. От того, насколько успешно пройдут эти процессы, зависит дальнейшая судьба человека. В свою очередь, эта успешность во многом определяется тем, насколько завершенными являются процессы самопознания, самооценки, системы социальных и моральных норм и правил личности.
Современное
состояние нашего общества и напряженные
условия его функционирования, когда
четко проявляются не только экономические,
экологические, социальные, но и нравственные
кризисы, обусловливают рост значения
формирования системы ценностей
молодежи.
Человек - субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием и самосознанием, нравственно-этическими качествами [6]. Кроме понятия «человек» в науках о человеке используется ряд близких по значению терминов: индивид, личность, индивидуальность. Эти понятия обозначают разные аспекты человека. Так, индивид – это обозначение человека как единичного природного существа, представителя вида Homo sapiens. Специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание этого понятия не входят. Личность, с одной стороны, обозначает конкретного индивида как субъекта жизнедеятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, общения и познания.
Развитие человеческой личности, таким образом, возможно исключительно в социуме, при взаимодействии с другими субъектами. Развитие – процесс многоплановый. Это и развитие отдельных систем организма, и психических функций человека, и личностных характеристик.
У разных
людей прогрессивное и
Исследования отечественных ученых позволяют считать, что развитие человека детерминируется рядом источников и обстоятельств:
-природными задатками как условиями и предпосылками;
-сотрудничеством
с другими людьми как
-социальной
средой как потенциальным
-противоречием
между образом жизни и
-собственной
деятельностью человека по
-собственной
активностью человека по
Таким
образом, социализация играет огромную
роль в процессе развития личности,
определяя ее место в социальной
структуре общества. Многие психологи
и социологи исследовали
2. Молодежь как субъект социальных отношений
В
отечественном обществоведении
долгое время молодежь не рассматривалась
как самостоятельная социально-
Для этой социальной группы характерно:
Молодежь
уже несет в себе результаты
влияния различных факторов,
в целом представляет собой
сформированные личности, а
с другой - ее ценности остаются
достаточно гибкими, подверженными
различным влияниям. Жизненный
опыт этой группы небогат, представления
о морально-этических ценностях
часто окончательно не определены;
проблемы, связанные с особенностями
возраста, усугубляются психофизиологическим
дисбалансом, наличием "взрослых"
потребностей и желаний при
отсутствии адекватных возможностей.
Интерес к данной когорте определяется
и тем, что сегодняшней молодежи
особенно трудно - в сложных
социально-экономических условиях
нужно сориентироваться и выбрать
профессию, определить идеалы, жизненные
цели и путь. Поэтому исследование
ценностных ориентаций и ценностей
молодых людей имеет особое значение
для понимания настоящего и
будущего общества.
3. Формирование системы ценностных ориентаций
Понятие
ценностных ориентаций имеет междисциплинарный
характер. Проблема ценностных ориентаций
появляется в социально-психологической
литературе и становится предметом
эмпирического исследования на стыке
социально-философской
В нашей стране начало изучения ценностных ориентаций совпадает с общим подъемом социальных и психологических исследований, начавшимся в 60-е годы прошлого столетия.
В
педагогической психологии проблеме ценностных
ориентаций придается большое значение
в аспекте формирования самосознания
личности. При этом под ценностными
ориентациями подразумеваются те качества,
которые индивид хотел бы развивать
в себе, те, которыми он считает нужным
обладать в жизни. Наряду с вопросами
самоопределения и выбора профессии
большое значение имеют для подростков
те качества личности, которые позволяют
добиться успешной реализации своего
интеллектуального и
Сформированная система ценностных ориентаций дает возможность эффективному становлению мировоззрения как отношения человека к миру и определения своего места в нем.
Освоение
личностью нравственных ценностей,
это двусторонний процесс, в котором
активно взаимодействуют
1)
стереотипное поведение (без
2)
моральность по нужде (большая
часть поступков совершается
соответственно моральным
3) убежденная нравственность (нормы выполняются не по внешнему принуждению, а на основании внутренних потребностей).
Можно выделить четыре этапа освоения подростками нравственных норм: познание смыслового содержания нравственных форм, эмоциональное переживание социальной значимости нравственных норм; реализация в поведении освоенной нормы [4].
При
их осуществлении реализуются