Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:38, курсовая работа
Конец двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. Глубинные процессы, происходящие в нашем обществе, сказываются на разных категориях населения. Особенно восприимчива ко всякого рода изменениям молодежь.
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений сов
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Роль и место социализации в процессе развития личности………………….5
2. Молодежь как субъект социальных отношений……………………………7
3. Формирование системы ценностных ориентаций……………………………9
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы…………
Первый этап освоения подростками нравственных ценностей – познания смыслового их содержания. Осуществляется в процессе реализации когнитивного компонента. Суть его заключается в овладении нравственными знаниями, которые дают сведения и о моральных требованиях, оценках, идеалах, представления о последствиях нарушения норм поведения и являются предпосылкой ориентации подростка в нравственных ценностях, в выборе линии поведения в различных ситуациях.
Выделяя
мировоззренческий компонент, необходимо
подчеркнуть значение нравственных
убеждений, так как в основном
в результате собственной активной
деятельности подросток приходит к
рациональному пониманию
Во-первых,
диапазон их нравственных убеждений
не может быть достаточно широким. Они
связаны преимущественно с теми
сферами жизнедеятельности, в которых
подростки имеют наиболее широкие
возможности для
Во-вторых,
интенсивное формирование в это
период коллективных связей, постоянное
участие подростков в жизни коллектива.
Самостоятельная практическая коллективная
деятельность и особенно развитие самосознания
способствует возникновению у подростков
принципиальной и строгой требовательности
к товарищу, другу, самому себе. У
них формируются такие черты,
как уважению к человеку, справедливость,
честность, верность слову, вырабатываются
соответствующие нормы
Третий
этап освоения – эмоциональное переживание
социальной значимости нравственной нормы.
При его осуществлении
Возникновение нравственной потребности поступать в соответствии с нормой возможно лишь в результате эмоционального переживания, необходимость которого вытекает из особенностей природы нравственных норм. Практическая ее реализация носит ценностный характер. Главным источником переживания является окружающий мир, поступки других людей. Нравственная оценка сама не может затронуть интересы других людей, но подросток не только оценивает действия других людей, поведение коллектива, но и определяет моральный смысл собственных поступков.
Поступок,
направленный на человека, задевает его
интересы, вызывает ответную реакцию
– эмоциональную. Он побуждает к
переживанию. В результате нравственная
норма оказывается не только осмысленной,
но и прочувствованной. Однако моральные
действия не всегда побуждают к переживанию
нормы. Воздействие поступка – это
хотя и необходимое, но недостаточное
условие подобного переживания.
Практический результат переживания
– умение не просто понимать, но и
чувствовать необходимость
В подростковом возрасте существуют предпосылки для формирования глубоких и осознанных нравственных чувств, особенно в сфере взаимоотношений со сверстниками. Если у младшего школьника эмоциональное благополучие определяется отношением взрослых, то у подростков - отношением и оценками товарищей, то есть коллектив сверстников становится той средой, которая оказывает самое большое влияние на формирование эмоциональной сферы подростка, его взглядов, оценок, нравственных переживаний.
Результатом
глубоко освоения нравственных норм
является появление нравственного
чувства, свидетельствующее о
Рассматривая
оценочно-эмоциональный
Во-первых, большая часть подростков, особенно старших, теоретически понимает значимость нравственных чувств, но понимание значимого проявления не носит действенного характера.
Во-вторых,
в подростковом возрасте существует
необходимость предпосылок
В-третьих, для младших подростков характерно отсутствие достаточного опыта нравственного поведения, большая практичность по отношению к другим, чем к себе, и это влияет на глубину и устойчивость эмоций. Именно в способности переживать, реализация нравственных норм становится не объективно, а субъективно значимой. В результате эмоционального переживания противостояние общих и личных интересов оказывается снятым. Нравственная норма приобретает статус индивидуальной нравственной ценности.
Рассматривая
четвертый этап освоения – реализацию
в поведении нравственной нормы,
необходимо отметить, что на основании
нравственного чувства
Для подростка, прежде всего, характерен выбор мотива и образца поведения. Основой такого выбора должны быть собственные мотивы личности, лишь в данном случае осуществленный ею поступок можно оценить как нравственный, то есть такой который вытекает не только из понимания обязательности соблюдения нравственных норм, но из глубоко осознания их необходимости для каждого и себя лично.
Моральный мотив – это нравственная основа выбора поступка, решения о том, как поступать. Он побуждает к определенному действию и придает поведению субъективный, личностный характер.
Существуют определенные различия в мотивах поведения младшего школьника и подростка. Главное для младшего школьника быть на уровне требований коллектива, чтобы занимать в нем благоприятную позицию. Для подростка главное – соответствие в своем поведении и поступках своим сложившимся требованиям, способность противостоять коллективу, если расходится с ним в поступках.
Старший подросток не только осваивает те или иные нравственные нормы, но и осознанно вырабатывает к ним свое отношение. И если эти нормы и взгляды приняты подростком, он начинает руководствоваться ими как собственными. Он стремиться обладать теми качествами личности, которые считает ценными, и проявлять их в поведении. У него постепенно складываются собственные представления о себе, об окружающем мире, складываются устойчивые образцы поведения.