Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение ценностных ориентаций современной молодежи.
Задачи курсовой работы
• Изучить понятие и специфику ценностных ориентации:
• Проанализировать особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи в период реформ
• Провести социологическое исследование на тему «Ценностные ориентации современной молодежи»
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1 Причины и предпосылки формирования ценностей современной
молодежи
1.2 Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности
1.3 Особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи в период реформ
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»
2.1 Методологический
2.2 Методический
2.3 Результаты исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
По существу, утверждается, будто человечество идет в будущее ощупью во тьме, не имея возможности сказать о нем ничего конкретного, более того, не ясно, есть ли у него будущее вообще. При том, что успехи «естественного» общества намного значительней и этот тип исторического развития ныне выглядит явно предпочтительней «научно создаваемого общества», очевидно и то, что это общество также далеко не идеальное: лучшее – не обязательно хорошее.
Даже в высокоразвитых странах заметны крупные изъяны и пороки, особенно в сфере духовности и культуры. В общественном сознании этих стран нарастает ощущение исторического перелома, вступления человечества в какую-то Новую фазу развития с еще неясными очертаниями и альтернативами, бродят идеи необходимости собственных «перестроек». Брошенные на произвол судьбы молодые люди ищут идеал самостоятельно [23, c. 41].
Для большинства смыслом
жизни и самоцелью стали
4. Отказ от прежней
государственной и
Каждый народ, каждое общество имеют свою систему ценностей, к которой они стремятся, которую «культивируют», и из которой вырастает их культура. Трагедия России состоит в том, что в основе жизни ее народа десятилетия лежали ценности ложные, которые провозглашались истинными и высшими. Прежний строй мыслился как широчайший набор всевозможных средств действия без истинно сущих целей культуры и моральных ограничений. Без ценностей, которым должны быть подчинены эти средства, а не верховенствовать над ними, не вытеснять, не подавлять и не заменять их. Это – Свобода, Справедливость, Солидарность, Гуманизм, Добро, Счастье, Личность, Народ, Нация. Это Культура, Наука, Искусство, Литература. Это Семья и Здоровье. Это Человек, Личность. Мало изменить внешние материальные и социальные условия жизни и развития, молодежи, надо изменить внутренний строй личности. Реформы должны произойти не над людьми, не вокруг них, а прежде всего в самих людях. Нельзя освободить человека извне более чем он свободен изнутри. Там, где плохая личность, там и плохое общество.
5. Высшей духовной установкой
общества, из которой произрастает
вся система ценностей,
Психологическое напряжение и атмосфера страха, рожденная ощущением грядущих социальных, экономических и экологических катастроф, резко снижают адаптационные возможности молодого человека, вызывают непродуктивные формы реакции на меняющуюся ситуацию, снижают уровень физического и психического здоровья молодого поколения. По сравнению с 1990 годом, общая численность больных, получающих психиатрическую помощь, увеличилась к 1995 году в 3,7 раза. В настоящее время этот контингент составляет почти 6,5 млн. человек (4,4% населения, в то время как допустимой нормой считается число больных, не превышающее 1%). В пограничном состоянии находятся еще 10 млн. человек, в большинстве своем – дети и молодежь [22, c. 12]
6. Рационально – смысловой аспект. Наиболее актуальные проблемы молодежи связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированное культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем. Противоречиво изменяется ценностное восприятие межпоколенческих отношений. Возрастает их стремление к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее. Особую значимость в этой группе имеют проблемы, обусловленные духовно – нравственным хаосом, в котором оказалась российская молодежь. На фоне мировоззренческой неопределенности экспансия массовой коммерческой культуры, агрессивно насаждая психологию потребительства и выгоды, приводит к нравственной деградации личности и снижению ценности человеческой жизни, примитивизирует смысл человеческого бытия, стимулирует асоциальные и противоправные формы самореализации (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция), обусловливает массовое распространение мистических учений, движений и нетрадиционных культов, представляющих реальную опасность для нравственного здоровья молодого человека, ослабляет и разрушает механизмы культурной преемственности, угрожая сохранению самобытности отечественной культуры
Таким образом, студенчество как социальная группа переходного характера, чьей главной функцией выступает воспроизводство теоретического и прикладного знания, обладает структурной двойственностью, что сказывается на схеме ее ценностных ориентаций. Эта двойственность обуславливает две основные тенденции в динамике ценностных ориентаций студенческой молодежи, а именно теоретико-общеобразовательную идентификацию и практико-специализационную интеграцию.
Так, с одной стороны, воспроизводство теоретического капитала осуществляется вдоль вертикали культурно – исторической идентификации общества, образовательной проекцией которой является усвоение общеобразовательных дисциплин, чья основа – это духовно – гуманитарное знание.
А, с другой стороны, воспроизводство знания осуществляется вширь по горизонтали социально – практической специализации, в процессе которой студенчество получает профессиональное образование, ибо оно послужит ему в дальнейшем в деле адаптации и социализации.
Таким образом, проанализировав
особенности ценностных ориентаций
и их динамику у современной молодежи,
можно сделать вывод, что особенности
ценностных ориентаций современной
молодежи определяются под влиянием
социальных факторов, таких как возрастно-
Система ценностных ориентаций, являясь не только элементом духовной сферы, проявлением социального творчества, одновременно выступает проекцией отношения молодежи к окружающей социальной действительности в форме реализации сущностных сил молодежи, и в этом смысле она является не только барометром настроений современной молодежи, но индикатором стабильности общества.
Не для кого не секрет, что реформирование, то есть изменение привычных обществу экономической, политической и социальной структур приводит к дискомфорту и волнениям в обществе. Меняются представления о социальных институтах, статусах и обязанностях. Все это приводит к изменению общественного мышления, что в свою очередь влечет качественное изменение общественного идеала, то есть ценностной ориентации общества.
Общественный идеал нельзя выдумать, вывести в научных лабораториях и подарить обществу. Идеал общества сформируется в ходе его развития, исторического процесса, который есть результат действий свободной воли отдельных лиц и обществ, свободно избирающих руководящие ценности личной жизни и общественного развития и воплощающих их в своем творчестве. Выход из кризиса в решающей степени зависит от того, какая ценность будет преобладать, верховенствовать в жизни общества и, следовательно, каким будет направление исторического процесса; как в зависимости от этого будут восприниматься и воплощаться остальные, в том числе индивидуальные, личные ценности.
Молодежь есть движущая сила общества. Ведь во многом будущее страны зависит от направленности молодежи, как в социальной, так и в политической сфере общества.
Таким образом, характер реформ и их результат прямым образом влияет на изменение ценностных ориентаций всего общества и молодежи в частности.
ГЛАВА 2 Результаты социологического исследования «Ценностные ориентации современной российской молодежи»
2.1 Методологический раздел
Проблема – противоречие между потребностями общества в ценностно-корректной и нравственно-образованной современной молодёжи и реальным состоянием ценностных ориентаций молодёжи.
Цель исследования - выявить специфику ценностных ориентаций современной российской молодежи.
Задачи исследования:
-определить ценностные
-рассмотреть и определить особенности динамики ценностных ориентаций у молодежи в период реформ;
проанализировать тенденции
- проанализировать результаты социологического исследования ценностных ориентаций ставропольской молодежи;
-подвести итог проведенному исследованию.
Объект исследования – ценностные ориентации современной российской молодежи.
Предмет исследования – особенности формирования ценностных ориентаций у современной молодежи
Интерпретация понятий:
Ценности – это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности. Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития.
Ценностная ориентация – понятие, под которым в социологии понимается:
В последнем случае ценностные ориентации выступают в качестве индивидуальной идеологии стиля жизни. Они формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других элементах внутреннего мира, реализуются в поведении личности. В структуре деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами, они обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения. Система ценностных ориентаций составляет содержательную сторону направленности личности и отражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.
Ценностная ориентация есть, с одной стороны, конкретное проявление отношения личности к фактам действительности, а с другой - система фиксированных установок, регулирующих поведение в каждый данный отрезок времени.
Ценностные ориентации - сложное образование, в котором можно выделить три основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.
Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодежи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодежи — 14-16 лет, высшая — 28-35 лет.
2.2. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Метод - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М. в науке - это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения.
Массовый опрос – один из методов количественных исследований, особенностью которых является получение точной, статистически выверенной численной информации. Это наиболее распространенный метод проведения количественных исследований. Большая часть вопросов при проведении массового опроса должна иметь «закрытый» характер, т.е. содержать варианты ответа, из которых респондент должен выбрать соответствующий его точке зрения. Оптимальная продолжительность проведения одного интервью при массовом опросе составляет пятнадцать - тридцать минут. За это время можно получить ответы на двадцать - сорок хорошо формализованных вопросов.
Различают следующие виды массовых опросов:
- личный опрос;
- письменный опрос (
- телефонный опрос;
- почтовый опрос;
- опросы с помощью компьютерных технологий.
Выбор того или иного метода массовых опросов обуславливается бюджетом кампании, необходимой точностью данных, временными рамками. Наиболее точным и быстрым является личный опрос.
Информация о работе Ценностные ориентации современной молодёжи