Ценностные ориентации современной молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение ценностных ориентаций современной молодежи.
Задачи курсовой работы
• Изучить понятие и специфику ценностных ориентации:
• Проанализировать особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи в период реформ
• Провести социологическое исследование на тему «Ценностные ориентации современной молодежи»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1 Причины и предпосылки формирования ценностей современной
молодежи
1.2 Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности
1.3 Особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи в период реформ
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»
2.1 Методологический
2.2 Методический
2.3 Результаты исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая Солдатова.docx

— 179.95 Кб (Скачать файл)

Для организации личного  опроса понадобится 3-4 интервьюера. Для  классической выборки достаточно опросить около 200 респондентов. Участие в опросе меньшего числа респондентов может негативно сказаться на достоверности данных, а значит, и на точности решений, принятых на основе результатов исследования. Важен процесс формирования выборки респондентов. Также группы респондентов могут быть отобраны по возрасту, социальному статусу, половым признакам.

После личных опросов вторыми  по частоте использования являются письменные опросы (анкетирование). Такой  опрос обладает также высокой  точностью, его организация также  сложна, как и личного опроса.

Наиболее быстро организуемым является телефонный опрос, преимуществом которого является не только мобильность, но и более низкая стоимость по сравнению с другими видами опроса. Но точность результатов такого опроса оставляет желать лучшего. Это обусловлено тем, что респондент может давать ложные ответы, так как уличить во лжи его в этом случае никто не может. Также количество вопросов также придется сократить и уложиться в 5-10 минут.

Очень редко организуются почтовые опросы. Это связано с  низким откликом респондентов на такой опрос, ведь необходимо потратить намного больше времени на чтение, заполнение опроса, его пересылку. Для успешного проведения такого опроса необходимо его стимулирование материальными ценностями, например, отправляя заполненную анкету, вы получаете книгу, сувенир, иногда деньги, бонусы.

При составлении текста опроса необходимо опираться на первоначальные данные. Такие данные собираются предварительными исследованиями, которые проводятся в форме мини опросов с открытыми вопросами или других методов исследования. После этого, на основе полученных данных составляется анкета. Также бывает полезно в финальный текст опроса включить один, два открытых вопроса. Это усложнит проведение и обработку, но может дать дополнительные данные для анализа.

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента (опрашиваемого, участника опроса) используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану  исследования, так как процедура  «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно  с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу  респондентов:

  • Индивидуальное анкетирование (один респондент)
  • Групповое анкетирование (несколько респондентов),
  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
  • Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата:

  • Сплошное (опрос всех представителей выборки)
  • Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов  с респондентом:

  • Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
  • Заочное (анкетёр отсутствует)
    • Рассылка анкет по почте
    • Публикация анкет в прессе
    • Публикация анкет в Интернете
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Генеральная совокупность — совокупность всех объектов (единиц), относительно которых учёный намерен делать выводы при изучении конкретной проблемы.

Генеральная совокупность состоит  из всех объектов, которые подлежат изучению. Состав генеральной совокупности зависит от целей исследования. Иногда генеральная совокупность - это все  население определённого региона (например, когда изучается отношение  потенциальных избирателей к  кандидату), чаще всего задаётся несколько критериев, определяющих объект исследования.

Выборка или выборочная совокупность — множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.

Характеристики выборки:

  • Качественная характеристика выборки – кого именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем.
  • Количественная характеристика выборки – сколько случаев выбираем, другими словами объём выборки.

Объём выборки — число случаев, включённых в выборочную совокупность. Из статистических соображений рекомендуется, чтобы число случаев составляло не менее 30—35.

Необходимость выборки

  • Объект исследования очень обширный. Например, потребители продукции глобальной компании – огромное количество территориально разбросанных рынков.

В проведённом исследовании участвовало  196 студентов ФТА  в возрасте от 17 до 23 лет. Опрос проводился методом анкетирования, предполагавшим различные вопросы закрытого  и открытого типов. (См. Приложение 1).

 

 

 

                                                                                                    Таблица 1

№п/п

Ключевые понятия

Номера вопросов в бланке

1

Содержание понятия

Перечень номеров  вопросов

2

О́бщество — исторически сложившаяся и обособившаяся от природы часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе своей деятельности. В широком понимании слова — это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности.

1. Что, на Ваш взгляд, стало самой большой потерей для российского общества в результате его качественных изменений в  к. ХХ – н. ХХI века?

 

3

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. 

3.отношение к религии.

 

3

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодежи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодежи — 14-16 лет, высшая — 28-35 лет.

Ценности -   это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности. Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития.

4. отношение молодежи  к ценностям

 

 

Таблица 2

Примеры использования  различных типов шкал

в бланке опросного  листа

№п/п

Тип шкалы

Пример использования (номер вопроса)

1

2

3

1.

Неупорядоченная альтернативная шкала наименований

Нет

2.

Дихотомическая  шкала

Нет

3.

Неупорядоченная не альтернативная шкала наименований

Нет

4.

Частично упорядоченная  шкала

Нет

5.

Полностью упорядоченная (ранговая) шкала

3. Отношение молодежи к религии. 
4. Отношение молодежи к ценностям.

6.

Метрическая шкала  равных интервалов

8. Пол; 

9. Возраст

7.

Шкала установок

Нет

8.

Шкала пропорциональных оценок (идеальная метрическая шкала

Нет


 

 

 

 

Таблица 3

Примеры использования  различных типов вопросов в бланке

№п/п

Тип вопроса

Пример вопроса

1

2

3

1. По содержанию

1.1.

О фактах

Нет

1.2.

О личности респондента

9.Возраст

1.3.

О мнениях, суждениях, оценках

4.Отношение молодежи к  ценностям

2. По форме

2.1.

Полностью закрытые

Нет

2.2.

Полузакрытые

Нет

2.3.

Открытые

Нет

2.4.

Линейные

Нет

2.5.

Табличные

1.Потери для российского  общества

2.Отношение к суждениям

3.Отношение к религии

4.Важность перечисленных  ценностей

5.Преодоление кризиса  российского общества

6)гражданская позиция  молодежи

7)Отношение к антиморальным действиям

2.6.

Альтернативные

8. Пол

2.8.

Ретроспективные

Нет

2.10.

Прямые

Нет

2.11.

Косвенные

Нет

2.12.

Личные

11. Курс

12. Факультет

13.Источники платы за  обучение

14.Семейное положение

2.13.

Безличные

Нет

3. По функции

3.1.     

Основные

4.Насколько важными являются для Вас перечисленные ниже ценности

3.2.

Неосновные

5. Что, на Ваш взгляд, наиболее важно для преодоления кризиса российского общества?

3.3.

Вводные (обычно первые вопросы в бланке)

1. Что, на Ваш взгляд, стало самой большой потерей для российского общества в результате его качественных изменений в  к. ХХ – н. ХХI века?

3.4.

На информированность (компетентность)

Нет

3.5.

Вопросы-фильтры

Наличие друзей, уехавших на ПМЖ в другие страны

3.6.

Контрольные вопросы, «вопросы-ловушки» для проверки искренности  ответов

Нет


 

В исследовании приняло участие  46% женщин и 54% мужчин (Рис.1).

     

                      Рис 1.  Распределение респондентов по полу

Респондентов в возрасте до 20 лет было наибольшее количество – 76%, в то время как респондентов в возрасте от 20 лет до 25 лет было всего лишь 24 %

Возраст респондентов(%)

Рис. 2. Распределение  респондентов по возрасту

 

                            2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Данные, полученные в ходе исследования, продемонстрировали следующие результаты: каждый четвертый считает(24%) что самой большой потерей для российского общества в результате его качественных изменений стал рост преступности. Более того, чуть больше чем одна пятая респондентов(22%) считает что потерей стало снижение уровня жизни населения, и каждый 10 респондент считает что падение морали (рис. 3)

Самые большие потери для  российского общества, по мнению респондентов (%)

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, стало самой большой потерей для российского общества в результате его качественных изменений в  к. ХХ – н. ХХI века?»

 

Анализ данных показал, что почти каждый второй респондент (46.3%) не ощущает религиозной потребности. Более того почти каждый четвертый респондент (23.5%) отметил что бывает в церкви время от времени. Так же каждый десятый (10%) считает что церковь устарела и 6.5% считают себя глубоко верующими людьми (рис. 4)

                                          

 

 

 

 

 

Отношение респондентов к религии(%)

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Ваше отношение к религии»

Как видно на рисунке 5, почти каждый пятый респондент (18.3%) убеждён, что наиболее важными ценностями выступают семейное счастье и наличие детей. Для каждого шестого участника опроса (15.6%) важна карьера. Каждый  десятый респондент (10.1%) считает, что очень важно полное материальное благополучие (Рис. 5).      

           Наиболее важные ценности современной молодежи (%)

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие ценности для вас наиболее важны»

          Анализ данных показал,  каждый пятый респондент (19%) считает, что важным критерием для преодоления кризиса является совершенствование правовой системы. Каждый третий (31%) считает, что это укрепление морали. Больше всего респондентов (37%) считает, что рост национального самосознания выступает наиболее важным фактором в преодолении кризиса российского общества (рис. 6).

 

 

 

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодёжи