Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование проблемы насилия над женщиной и содержания технологий социальной работы с женщинами, испытывающими насилие.
В соответствии с поставленной целью, а также опираясь на круг доступных нормативных источников и юридическую литературу в данной работе предполагается решение следующих задач:
Рассмотреть насилие над женщинами как социальную проблему общества;
Изучить понятие насилия и его основные виды и формы;
Дать характеристику социальным проблемам женщин, подвергшихся насилию в семье;
Введение.
Глава 1. Анализ состояния проблемы насилия по отношению к женщине…….
Насилие над женщиной: виды, формы и масштабы распространенности…..
Анализ причин и факторов насильственного поведения по отношению к женщинам..
Глава 2. Центры помощи семье и детям как субъекты социальной защиты женщин, испытывающих насилие………………………………………………………………….
2.1 Нормативно-правовые основы защиты женщин испытывающих насилие…………
2.2 Основные направления и формы помощи женщинам испытывающим насилие в социальных службах…………………………………………………………………………..
2.3 Учреждения социального обслуживания, оказывающие помощь женщинам (различный опыт)…………………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
К законодательным актам о правах человека относятся
Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.) В которой говорится, что все люди имеют на жизнь без насилия, Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека.
К актам касающиеся прав женщин относятся:
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, в которой сказано, что достижение полного равенства прав мужчин и женщин необходимая задача государства, и оно должно всеми имеющимися в распоряжении способами изменять традиционную роль мужчин и женщин.
Государство имеет право вмешаться во внутреннюю жизнь семьи и брать на себя функции защиты, когда семья превращается в источник эксплуатации и злоупотреблений.
Российская Федерация ратифицировала международные правозащитные соглашения, взяв тем самым на себя обязательства по защите женщин от насилия, совершаемого как государственными, так и частными лицами и организациями. Это означает, что ни Президент Российской Федерации, ни Правительство Российской Федерации не могут игнорировать обязательства, взятые Россией в Пекине на последней Четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин (1995).
В России предпринимались попытки внести законопроекты о домашнем насилии на рассмотрение в парламент. Последний проект Федерального закона «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 29 марта 1999 года (выписка из протокола №198, пункт 53) снят с рассмотрения «в связи с отзывом авторами».
Законодательная база Российской Федерации
содержит в себе различные нормативные
акты, регулирующие социальную защиту
населения, в том числе и граждан,
столкнувшихся с проблемой
Конституция Российской Федерации – в Конституции Российской Федерации прописано, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17); осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, места жительства; мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности в их реализации (ст. 19); никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или затрагивающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21). В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на «свободу и личную неприкосновенность». Охране прав личности в той или иной степени подчинена вся система права (ст. 22). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46), а также право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48).
Другим документом в области защиты прав женщин, испытывающих насилие является Уголовный Кодекс Российской Федерации – при решении вопросов защиты прав женщин, подвергающихся насилию в семье, как показывает практика, наиболее часто применяются: ст. 112 «умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести»; ст. 115 «умышленное причинение вреда здоровью»; ст. 116 «Побои»; ст. 117 «Истязания»; ст. 119 «угроза убийством, или причинение тяжкого вреда здоровью». В течение 2002–2004 гг. были внесены изменения и дополнения в УК, расширяющие понимание природы насилия не только как физического, но и как психологического воздействия на потерпевшего.
Кроме вышеперечисленного законодательства, которое используется при оказании юридической помощи лицам, подвергающимся насилию, немаловажны нормы гражданского законодательства, в частности Гражданский кодекс РФ: при возмещении вреда применяются требования, предусмотренные ст. 1064–1083 Гражданского кодекса, а при компенсации морального вреда – ст. 1099–1101 ГК РФ.
Также к нормативно-правовым документам по защите женщин от насилия можно отнести:
Постановления Правительства Российской Федерации:
«О концепции улучшения
«Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышении их роли в обществе до 2000 года» от 29 августа 1996 г., №1032.
Постановление Министерства труда и социального развития «Об утверждении примерного положения о Кризисном центре помощи женщинам» от 10 июля 1997 г., №40;
Постановления Государственной Думы Российской Федерации:
«О Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин» от 20 ноября 1997 г. №1929–11 ГД.
В «Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации» (далее: Концепция), одобренной Правительством РФ, в первой ее части «Важнейшие особенности статуса женщин, вызывающие особую озабоченность в Российской Федерации» присутствует целый подраздел «Насилие в отношении женщин», в котором признается, что «проблема насилия в отношении женщин не получила до сих пор должной оценки и необходимого разрешения». В нем также зафиксировано, что насилие в отношении женщин «имеет место во всех сферах жизнедеятельности, включая работу и семью», и перечислены формы, наиболее ярко выражающие насилие в отношении женщин – «принуждение к сожительству и проституции, изнасилования, бытовое насилие и убийства на почве алкоголизма, наркомании, садизм, систематическое избиение и психологическое насилие». Отмечено, что «сложным остается положение женщин в чрезвычайных условиях межнациональных и военных конфликтов, а также женщин – беженцев и вынужденных переселенцев».
Согласно этому документу, «рост насилия в отношении женщин обусловлен ухудшением криминогенной обстановки, ослаблением воспитания в семье, школе, коллективе и обществе в целом, пропагандой эксплуатации женской сексуальности, обнаженного тела в средствах массовой информации и, наконец, «отсутствием соответствующего законодательства, неэффективной работой правоохранительных органов».
Здесь же дается официальная статистика преступлений в отношении женщин с оговоркой, что официальная статистика не отражает реальной картины преступлений в отношении женщин.
Концепция определяет стратегические цели и основные подходы к их реализации в области пресечения насилия в отношении женщин, которые включают: недопущение насилия в отношении женщин во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с Декларацией об искоренении насилия в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1993 года; разработку уголовных, гражданских и административных санкций для наказания за правонарушения и возмещения ущерба, причиненного женщинам, которые подверглись насилию, в том числе и насилию в семье;
разработку механизма взаимодействия с неправительственными организациями, занимающимися проблемами реабилитации женщин;
развитие широкой сети служб, обеспечивающих помощь жертвам насилия, и консультирование населения по вопросам профилактики насилия в отношении женщин; проведение информационной, образовательной и воспитательной работы по изменению традиционных стереотипов, основанных на превосходстве одного пола над другим, с обязательным включением в учебные программы специальной психологической и физической подготовки по предупреждению возможного насилия в отношении женщин; организацию подготовки специальных профессиональных кадров для органов здравоохранения, образования и правоохранительных органов для работы с гражданами, подвергшимися насилию; совершенствование статистической отчетности по преступлениям в отношении женщин; проведение исследований о причинах, характере, степени и последствиях насилия, об эффективности мер по предупреждению и искоренению насилия в отношении женщин.
Таким образом, данное постановление Правительства РФ – официальный документ исполнительной ветви власти, в котором содержится признание государственным органом власти федерального уровня наличия проблемы насилия в отношении женщин и ее фактическая нерешенность.
В октябре 2007 года в Государственной Думе РФ внесен проект закона «Об основах государственной поддержки семьи в РФ», где вопросам предупреждения насилия в семье уделено особое внимание, в том числе, дана попытка дать правовое определение данному явлению. Несмотря на то, что закон носит рамочный характер, его принятие позволило бы создать правовую основу для искоренения насилия в семье, реализовать системный подход осуществления государственной поддержки семьи. В проекте закона определены:
принципы государственной
поддержки семьи; приоритетные направления
государственной поддержки
Однако до настоящего времени проект закона не рассмотрен.
Основной причиной, тормозящей принятие законов, карающих за насилие над женщиной в семье, является недостаточное осознание многими, в том числе общественными и политическими деятелями, действительной значимости этой проблемы.
Однако нормативно-правовые акты действующие сейчас в Российской Федерации в отношении насилия над женщинами (в том числе домашнего насилия) направлены на ликвидацию последствий случившегося.
К сожалению специальных законодательных актов, которые бы регулировали насилие в семье на данный момент не существуют.
Домашнее насилие над
2.2 Основные направления и формы помощи женщинам испытывающим насилие в социальных службах
Домашнее насилие является одной из важных тем в современном обществе. На протяжении всей жизни семья постоянно сталкивается с различными трудностями и неблагоприятными условиями (болезни, жилищно-бытовые неудобства, социальные кризисы), вследствие которых происходит нарушение гармоничных отношений и нарастание конфликтности.
В настоящее время в некоторых городах России уже функционирует ряд кризисных центров и отделений социально-реабилитационных центров, куда женщина может обратиться в трудной жизненной ситуации.
Главной целью деятельности данных учреждений является оказание специализированной, комплексной помощи (психологической, социально-медицинской, юридической, педагогической и др.) женщинам, находящимся в кризисном и опасном, для физического и душевного здоровья, состоянии или подвергшихся насилию.
Приоритетными направлениями деятельности таких учреждений считаются: выявление женщин, подвергшихся домашнему насилию и остро нуждающихся в незамедлительной помощи и поддержке; создание банка данных женщин, находящихся в социально-опасном положении; социальный патронаж граждан данной категории; оказание квалифицированной консультативной помощи; реализация реабилитационных мероприятий с женщинами, подвергшихся домашнему насилию и сопровождение женщин в постреабилитационный период.
Женщины, столкнувшиеся с проблемой домашнего насилия, имеют возможность лично обратиться за помощью или же могут быть выявлены через учреждения и ведомства социальной сферы (поликлиники, ЖЭКи), при содействии знакомых, друзей, родственников.
После обращения женщины за помощью она уже является клиентом учреждения социальной защиты, состоящим на учете, а полученные от нее сведения заносятся в банк данных.
Следующим этапом работы по данной проблеме, является оказание комплексной помощи женщинам – жертвам домашнего насилия. Эта помощь отличается своей многофункциональностью, предполагающей взаимодействие специалистов кризисного отделения различного профиля: психолога, специалистов по социальной работе, психотерапевта, юриста.
Специалист по социальной работе оказывает экстренную и комплексную социальную помощь (срочная экономическая помощь, содействие в получении юридических, медицинских услуг) женщинам, перенесшим насилие. Осуществляет социальный патронаж, как самой клиентки, так и ее семьи.
В центрах с женщинами работают
над укреплением
Юрист, в ходе консультаций, помогает найти выход из сложившейся ситуации, например, правильно оформить заявление в суд, прокуратуру, обжаловать неправомерные действия обидчика.
Психолог осуществляет психологическую помощь (консультирование, диагностика). Организует и проводит психокоррекционные и реабилитационные занятия с женщинами, оказавшимися в ситуации домашнего насилия.
Слаженная работа специалистов социально-реабилитационных центров помощи семье и детям, где каждый выполняет свои функции, является условием успеха работы с жертвами домашнего насилия.