Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование проблемы насилия над женщиной и содержания технологий социальной работы с женщинами, испытывающими насилие.
В соответствии с поставленной целью, а также опираясь на круг доступных нормативных источников и юридическую литературу в данной работе предполагается решение следующих задач:
Рассмотреть насилие над женщинами как социальную проблему общества;
Изучить понятие насилия и его основные виды и формы;
Дать характеристику социальным проблемам женщин, подвергшихся насилию в семье;
Введение.
Глава 1. Анализ состояния проблемы насилия по отношению к женщине…….
Насилие над женщиной: виды, формы и масштабы распространенности…..
Анализ причин и факторов насильственного поведения по отношению к женщинам..
Глава 2. Центры помощи семье и детям как субъекты социальной защиты женщин, испытывающих насилие………………………………………………………………….
2.1 Нормативно-правовые основы защиты женщин испытывающих насилие…………
2.2 Основные направления и формы помощи женщинам испытывающим насилие в социальных службах…………………………………………………………………………..
2.3 Учреждения социального обслуживания, оказывающие помощь женщинам (различный опыт)…………………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Главной целью вмешательства
Специалисты различных центров в своей работе с женщинами – жертвами насилия используют самые различные формы и методы работы. Среди них: беседа, консультация, «телефон доверия», социальный патронаж, тренинги, «группы взаимопомощи и самопомощи», психодрама, клубные объединения.
В процессе консультации изучается суть существующей проблемы, и предлагаются различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Результат работы во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым.
Во время консультации позиция консультанта не должна противоречить взглядам клиента, а также должна присутствовать наглядная демонстрация клиенту, что ожидаемые от него действия, должны способствовать, и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов, так как, при равных условиях, люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение, и отвергают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции. Вызвать же к себе эмоционально-положительное отношение клиента является важной задачей специалиста по социальной работе.
В ходе консультации специалисты используют следующие методы работы: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, мини-тренинг, и др. Полученные данные фиксируются в документации.
Специфическим видом консультативной деятельности является экстренная психологическая помощь – «Телефон доверия».
Консультирование такого рода, позволяет многим женщинам, испытавшим насилие и не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать психологическую поддержку, а также рекомендации по волнующим их проблемам.
Особенностью телефонного
Основные же приемы и методики специалистов «телефона доверия» (выслушивание, перефразирование, резюмирование и др.) совпадают с теми, что используются при контактном консультативном процессе.
Особое значение при реабилитации женщин – жертв домашнего насилия, отводится «группам взаимопомощи». Комплектование этих групп осуществляется на основании данных социального патронажа и собственного желания женщины. Работа в «группе взаимопомощи» дает каждой женщине, прочувствовав через сопереживание и взаимную поддержку, избавиться от ощущения изоляции, одиночества и непонимания окружающих, а также позволяет получить информацию о способах преодоления их проблемы, способствует осознанию необходимости защиты своих прав и интересов и дает возможность более объективно оценить свою ситуацию. Члены таких групп наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста, в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов. Реабилитация происходит на уровне коррекции личностного восприятия, когда не меняются травмирующие обстоятельства, но изменяется их восприятие женщиной. Более высокий уровень работы – переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т.е. объединений людей, переживших насилие, выделяя при этом людей способных оказывать влияние на других членов группы. Содействие специалиста социальной работы в создании таких групп означает, что из разряда объектов воздействия его подопечные переводятся в ранг субъектов, они равноправно участвуют в решении собственных проблем.
Эффективным групповым методом реабилитации женщин, пострадавших от домашнего насилия является психодрама. В психодраме человек проигрывает события, которые действительно происходили с ним в прошлом, вводя в сюжет реальных лиц или вымышленных персонажей. В ходе проигрывания ситуаций возникает подлинная эмоциональная связь между участниками, освобождение от накопленных негативных переживаний, что способствует формированию нового видения своей жизненной ситуации.
Данная техника позволяет
Также в центрах широко используется
применение различных видов
Сказкотерапию называют «детским» методом, но это не значит, что взрослым он не подходит. Занятия подходят тем, кто запутался в себе и не понимает, как ему жить дальше. Психолог на групповых занятиях предлагает каждому написать сказку. Вместе прочитать и попытаться понять свои проблемы, а после найти пути их решения.
Запахи – один из важнейших языков, к которым восприимчива психика человека. Этот факт лежит в основе ароматерапии – целительного и профилактического воздействия различными запахами. Ароматерапия – сложная наука, которая должна учитывать различные обстоятельства – от времени суток, рода деятельности, рода недуга и индивидуальных качеств человека. Во время процедуры человек забывает про проблемы, а после они не кажутся ему такими уж сложными. Ароматерапия – аналог методу «утро вечера мудренее».
Арттерапия – лечение музыкой, рисованием, танцами, лепкой, игрой. Здесь приветствуются все формы творчества. Смысл в том, что человек переносит свою проблему, например, на бумагу, и тем самым учится с ней жить.
Кинотерапия – проблема решается проще, когда есть пример того, как кто-то с ней долго жил, а потом справился. Просмотр конкретных фильмов помогает разрешать ситуации.
На сегодняшний день очень широкую популярность завоевала телесно-ориентированная терапия (ТОТ), так как знание языка тела может дать более достоверную информацию о человеке, чем слова. Тело клиента может «рассказать» о его проблемах и характере гораздо быстрее и больше, чем это сделает он сам. Преимущество телесно-ориентированной терапии в том, что она позволяет, изящно обходя сопротивление клиента, очень бережно подойти к его внутренним переживаниям. А главное, тело – это кратчайшая дорога к бессознательному и значит к истокам проблем. Вместе с тем работа с телом направлена не только на решение психологических проблем и лечение психических нарушений, но и на общее оздоровление организма. Телесно-ориентированная терапия не подвергается цензуре сознания пациента, а значит, действует быстрее и эффективнее «вербальных» техник.
Еще один вид работы – это тераия реальностью: стремление побудить жертву брать на себя ответственность за различные реальные жизненные ситуации и добиваться поставленных целей. Данный метод эффективен на завершающих этапах терапии, но противопоказан на начальных, т. к. усугубляет состояние женщин, испытывающих насилие.
Также с женщинами проводятся психокоррекционные тренингипосредством различных упражнений. (См. Приложение 4)
Еще одной формой работы с женщинами, испытывающими насилие является шелтер–социальная гостиница, где женщина с детьми может получить временное убежище и помощь специалистов в тех случаях, когда нормой общения в семье становятся оскорбления, угрозы, конфликты и побои, притеснение моральное и экономическое.
В центрах помощи семье и детям женщинам, испытывающим насилие оказывается не только помощь в реабилитации, но также проводится профилактическая работа, которая заключается в реализации различных программ профилактических мер, позволяющая предотвратить явление насилия в семье. Работа таких программ ведется в следующих направлениях: разработка и продвижение образовательной кампании по просвещению общественности о природе и специфике проблемы и влияния насилия в семье на общественные процессы, где немалое значение имеет активная пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни, формирование положительного имиджа здоровых семейных отношений; проведение образовательных программ (тренингов, семинаров) по проблеме насилия над женщинами во всех организациях, профессиональных сообществах, оказывающих помощь женщинам в кризисных ситуациях (врачи, педагоги, социальные работники, милиция), введение спецкурсов в соответствующих ВУЗах, других образовательных учреждениях.
Меры реагирования на насилие главным образом сосредоточены на предоставлении услуг и поддержки для жертв, а превентивные вмешательства сосредоточены на правовых реформах и повышении информированности.
Cоциальная работа это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.
В социальной работе с женщинами, испытывающими домашнее насилие выделяются три группы задач: по их спасению, по поддержанию социального функционирования, по социальному развитию. Следует отметить, что в конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа задач.
В случае реальной опасности для жизни и здоровья женщины могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за адресной социальной или экстренной помощью. Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой женщин в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.
Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных и иных прав различных групп женского населения, содействием самозанятости и самообеспеченности женщин.
Все эти задачи, как правило, выполняются специалистами социальной работы, совместно с сотрудниками различных сфер: социального комплекса, правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т.п.
Защита от насилия может проходить как в условиях стационарного наблюдения, так и с помощью нестационарных учреждений. Работа нестационарных учреждений сочетает, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам.
В последние годы в нашей стране активно развивается система центров социальной помощи и других учреждений социального обслуживания. В данных учреждениях в штатном расписании прописана должность специалиста социальной работы. Непосредственно помощь женщинам, подвергшимся насилию оказывают центры социальной помощи семье и детям. Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные на вневедомственной основе (например, кризисный центр для женщин с телефоном доверия, в том числе зарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями, частными и общественными организациями).
Важно, чтобы деятельность данных организаций не нарушала права женщин, помогать которым они призваны, была прозрачна для контроля в плане содержания и методов работы, а также была информационно доступна всем нуждающимся в ней. Надо отметить, что деятельность социальных организаций и кризисных центров должна быть направлена на решение проблем женщин – жертв насилия.
Создание и функционирование этих организаций является необходимым условием существования любого цивилизованного общества. Задачами центров для женщин, испытывающих насилие являются: оказание социальной, психологической, юридической и иной помощи; социальная реабилитация членов семьи; оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в семье, осуществление социального контроля над поведением членов семьи, совершивших насилие в семье; предоставление убежища пострадавшим от насилия членам семьи.
Специалист социальной работы является ключевой фигурой и связующим звеном между различными структурами в помощи жертвам домашнего насилия, то и требование к этим специалистам высокие. Мировая практика свидетельствует о том, что специалист социальной работы, оказывая профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Деятельность специалиста социальной работы характеризуется, по меньшей мере, тремя различными подходами к вмешательству в проблему, которыми определяются вариации их профессиональных функций. Эти подходы обозначаются как воспитание, фасилитация, адвокатирование. Воспитательный подход позволяет специалисту по социальной работе выступать в роли учителя, консультанта, эксперта, давать совет, обучать. При фасилитативном подходе – исполняет роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении проблемы, объясняет ситуации, по возможности мобилизирует внутренние ресурсы клиента. Адвокатский подход применяется в тех случаях, когда специалист социальной работы выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента. Оказывает помощь в подборе аргументации, объяснение ситуации, подборе документально обоснованных обвинениях.
Домашнее насилие часто может носить скрытый характер. Не только насильник, но и жертва нередко прилагает все усилия для сокрытия факта насилия из-за чувства стыда, страха, ощущения беспомощности, невозможности что-либо изменить к лучшему, а иногда – по незнанию. Поэтому проблема выявления случаев и причин домашнего насилия и формирование активной установки на изменение сценария – это сложная и важная профессиональная задача специалистов социальной работы, требующая высокого уровня квалификации, умения наладить контакт и создать атмосферу безопасности и доверительности. Принципиальной задачей, которую нередко приходится решать, оказывается диагностика ситуации.