Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:01, реферат
Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута в 1960 году американским экономистом, профессором экономики и социологии Чикагского университета Гэри С. Беккером. Классическим сочинением, во многом определившим дальнейшее направление исследований в этой области, считается книга Гэри Беккера "Человеческий капитал". Значительный вклад в развитие теории человеческого капитала внес коллега Гэри Беккера по Чикагскому университету Теодор Шульц.
Введение 3
1. Понятие человеческого капитала 4
1.2. Виды человеческого капитала 6
1.3. Особенности человеческого капитала 7
2. Формирование человеческого капитала
в постиндустриальном обществе 8
3. Характеристика человеческого капитала
в переходный для экономики РФ
постсоветский период. 11
Заключение 12
Список литературы 14
Письменная работа (эссе)
на тему:
"Человеческий капитал в постиндустриальном обществе"
Выполнил:
слушатель 1 курса
магистратуры ВШБ ЮФУ
отделения "Международный бизнес"
г. Ростов-на-Дону
2013 год
Содержание:
Введение 3
1. Понятие человеческого капитала 4
1.2. Виды человеческого капитала 6
1.3. Особенности человеческого капитала 7
2. Формирование человеческого капитала
в постиндустриальном обществе 8
3. Характеристика человеческого капитала
в переходный для экономики РФ
постсоветский период. 11
Заключение 12
Список литературы 14
Введение
С увеличением роли научно-технического прогресса в экономическом росте, центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными были проблемы использования налично данной рабочей силы.
Теорией человеческого
капитала стали заниматься еще в
XIX в. Тогда это стало одним
из перспективных направлений
Труды Г. Беккера, Т. Шульца и их последователей произвели переворот в экономике труда. Они позволили перейти от текущих одномоментных показателей к показателям, охватившим весь жизненный цикл человека (пожизненные заработки), выделению "капитальных" инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда, признанию человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса. Теория человеческого капитала позволяет объяснить структуру распределения личных доходов, возрастную динамику заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда, причины миграции и многое другое. Благодаря этой теории образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные инвестиции. Из этой теории следует, что: индивидуальная кривая спроса на вложения в образование, показывающая уровень их отдачи, имеет отрицательный наклон; длительное обучение сопровождается нарастанием физических и интеллектуальных нагрузок; чем больше накоплено человеческого капитала, тем дороже обходится человеку потеря заработков; поздние инвестиции приносят доход в течение более короткого периода; с увеличением объема вложений повышается степень риска.
По Беккеру, при принятии решений о вложении средств в образование учащиеся и их родители сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.).
Современная теория человеческого капитала также получила развитие в работах Джорджа Минцера, Бартона Вейсброда, Б. Л. Хансена и многих других экономистов в 1950-1980-е годы. Исторические корни ее могут быть найдены в работах Адама Смита и Вильяма Петти, Карла Маркса, Уильяма Фарра и Эрнста Энгеля, Теодора Витстейна и многих других крупных экономистов прошлого.
1. Понятие человеческого капитала.
В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле «одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.
В «Экономической энциклопедии»
человеческий капитал определяется
как «особый вид
Эти затраты, или инвестиции,
на производство человеческого капитала
являются исключительно важными
для семьи и для всего
К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:
1) прямые затраты, в том числе плата за обучение и другие расходы на образование, смену места жительства и работы;
2) упущенный заработок,
являющийся элементом
3) моральный ущерб, так как получение образования является трудным и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и истощает нервную систему, а миграция приводит к потере старых друзей и знакомых.
Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип функциональности определения характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования. Поэтому человеческий капитал - это непросто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек.
- Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей.
- Во-вторых, это такой
запас навыков, знаний, способностей,
который целесообразно
- В-третьих, целесообразное
использование данного запаса
в виде высокопроизводительной
деятельности закономерно
- В-четвертых, увеличение
доходов стимулирует,
1.1 Виды человеческого капитала.
В экономической литературе
существует несколько подходов к
классификации видов
С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способ их удовлетворения Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).
Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается.
1. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.
2. Неживой капитал
создается, когда знания
3. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала.
1.2 Особенности человеческого капитала.
В современных условиях постиндустриального общества человеческий капитал имеет ряд особенностей, среди которых выделяют следующие:
- человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;
- формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;
- человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
- человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
- человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;
- человеческий капитал неотделим от его носителя - живой человеческой личности;
- независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.
Главное отличие человеческого капитала от вещественного капитала состоит в том, что человеческий капитал воплощен в человеке и не может продаваться, или передаваться, или оставляться в наследство по завещанию, как деньги и материальные ценности. Но он может использоваться во внутрисемейном производстве человеческого капитала следующих поколений.
Широко распространенными являются представления, что человеческий капитал, воплощенный в людях, является продуктивным не только в рыночном смысле, т.е. в получении доходов от его применения, но и в производстве самого себя, при его использовании в свободное (личное) время человека.
2. Формирование человеческого капитала в постиндустриальном обществе
Постиндустиальное общество – это общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности.
В постиндустриальном обществе
эффективная инновационная
Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал – профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.
В постиндустриальном обществе,
организации начинают придавать
все большее значение нематериальным
характеристикам своих
Современная модернизация стимулировала вложения в «качество» работников как «нематериальный» актив, превращая сегодня их развитие в «интеллектуальную, творческую революцию» в производстве.
Человеческий капитал, включая его социальную компоненту, являясь решающим фактором производства и в качестве такового влияющего на экономику, в то же время испытывает воздействие последней, отражая в себе все те противоречия, которые присущи постиндустриальной экономике. В этой связи возникает проблема изучения противоречий постиндустриальной экономики с целью выявления тех тенденций развития человеческого капитала, которые в наибольшей степени способствуют реализации потенциала человека в экономике, формированию социально-экономических механизмов развития этого капитала, построению организационно-правового устройства народного хозяйства, ориентированного на максимальное использование человеческого капитала.
По мере того как выражение «человеческий капитал» входит в корпоративный лексикон, многие компании свободно оперируют этим понятием, не предпринимая никаких попыток измерить или управлять активами, о которых они говорят. В результате очень сложно установить связь между размышлениями сотрудников и финансовыми результатами, полученными компанией.
На современном рынке
труда специалисты имеют
Информация о работе Человеческий капитал в постиндустриальном обществе