Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:53, контрольная работа
Социал-дарвинизм пользовался особой популярностью с конца XIX века до окончания Второй мировой войны, хотя некоторые критики полагают, что современная социобиология также может быть классифицирована как форма социал-дарвинизма. Элементы социал-дарвинистской теории используются различными консервативными движениями, сторонниками лессеферизма и милитаризма. В своих крайних проявлениях социал-дарвинизм служит основанием евгеники и расизма. Социал-дарвинисты в своих учениях часто использовали мальтузианство, а также положения евгеники для обоснования превосходства наследственных свойств господствующих классов, групп или рас.
В изображении же ряда 
интерпретаторов Спенсер 
Одним из представителей социального дарвинизма был уже упоминавшийся выше Уолтер Беджгот (1826–1877), взгляды которого сформировались в значительной мере независимо от теории Спенсера. (Не исключено, что теория конфликта самого Спенсера сформировалась отчасти под влиянием идей Беджгота.)
В отличие от ряда других 
социал-дарвинистов Беджгот 
Подчеркивая важнейшую 
роль межгрупповых конфликтов, Беджгот 
вместе с тем придавал огромное значение 
внутригрупповой сплоченности. Последняя, 
с его точки зрения, основана на 
подражании, которое он еще до Тарда 
считал сильнейшей природной склонностью 
и важнейшим социальным фактором. 
Но наряду с этой склонностью существует 
и противоположная: стремление людей 
отличаться от своих предшественников. 
Оптимальные условия прогресса, 
по Беджготу, существуют в тех обществах, 
в которых тенденция к 
В отличие от Беджгота другой социальный дарвинист, австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838–1909), не выводил свои теории из принципов теории эволюции. Однако акцент на роли конфликтов в социальной жизни выражен у него гораздо сильнее, чем у английского ученого.
Гумпловичу свойственна 
натуралистическая и 
На заре человеческой истории борьба происходит главным образом между ордами, т. е. группами, разделенными антропологическими и этническими признаками (иногда Гумплович обозначал их термином “раса”). Если вначале побежденные орды физически уничтожались, то впоследствии они стали порабощаться победителями. В результате возникает государство, которое является орудием этого порабощения. С возникновением государства межгрупповые конфликты не исчезают, но выступают уже в новой форме, как борьба между другими видами социальных групп, классов, сословий; политических партий и т. п. [14, 194].
Наиболее общее деление 
социальных групп у Гумпловича – 
это деление на господствующих и 
подчиненных, причем и те и другие 
обладают стремлением к власти. Конечной 
причиной всех социальных процессов, в 
том числе конфликтов, он считает 
стремление человека к удовлетворению 
материальных потребностей. Он утверждает, 
что “всегда и всюду 
Важное значение имело 
введение Гумпловичем понятия “
В целом для работ Гумпловича характерны вульгарный материализм, противоречивость и радикализм ряда утверждений. Будучи историческим пессимистом, он стремился показать, что современный цивилизованный человек по сути своей остался таким же агрессивным дикарем, как его далекий предок, а за оболочкой социальных и культурных идеалов скрываются весьма низменные мотивы и импульсы.
Другой австрийский социолог – Густав Ратценхофер (1842–1904) так же, как и Гумплович, был сторонником натуралистического монизма, утверждая, что в обществе действуют те же закономерности, что и в природе. Однако в отличие от Гумпловича он рассматривает социальную группу как продукт межиндивидуального взаимодействия, как организацию индивидов для борьбы за существование. Социологические закономерности близки к химическим и, особенно, к биологическим. К главным социальным явлениям и процессам он относил следующие: самосохранение и размножение индивидов, изменение индивидуального и социального типов, борьбу за существование, враждебность рас, расовую дифференциацию, пространственное расположение, господство и подчинение, чередование индивидуализации и социализации структур, изменение интересов, государство, глобальное общество [16, 244–250].
Среди социальных процессов 
Ратценхофер особо выделял 
Вообще такие категории, 
как интересы, потребности, желания, 
рассматриваемые в качестве движущих 
сил социального поведения, весьма 
характерны для социального дарвинизма. 
Эти категории находились и в 
центре внимания американского социолога 
Альбиона Смолла (1854–1926), который испытал 
влияние концепций 
В целом концепции Смолла 
носят довольно эклектический характер. 
Наряду с социал-дарвинистской 
Гораздо более явственно 
черты “идеально-типического” социального 
дарвинизма свойственны теориям 
другого американского 
Самая известная и оригинальная 
работа Самнера – “Народные обычаи” 
(1906) – основана на анализе большого 
этнографического материала. В конечном 
счете обычаи в ней рассматриваются 
как следствие фундаментальных 
биологических потребностей людей. 
Под обычаями автор понимает все 
стандартизованные групповые 
Наибольшую известность 
получили разработанные Самнером в 
“Народных обычаях” понятия “мы-группа”, 
или “внутренняя группа” (“we-group”, 
“in-group”) и “они-группа” или “внешние 
группы” (“they-group”, “out-groups”). Отношения 
в “мы-группе” отличаются сплоченностью, 
тогда как отношения с “они-