Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:53, контрольная работа
Социал-дарвинизм пользовался особой популярностью с конца XIX века до окончания Второй мировой войны, хотя некоторые критики полагают, что современная социобиология также может быть классифицирована как форма социал-дарвинизма. Элементы социал-дарвинистской теории используются различными консервативными движениями, сторонниками лессеферизма и милитаризма. В своих крайних проявлениях социал-дарвинизм служит основанием евгеники и расизма. Социал-дарвинисты в своих учениях часто использовали мальтузианство, а также положения евгеники для обоснования превосходства наследственных свойств господствующих классов, групп или рас.
В изображении же ряда
интерпретаторов Спенсер
Одним из представителей социального дарвинизма был уже упоминавшийся выше Уолтер Беджгот (1826–1877), взгляды которого сформировались в значительной мере независимо от теории Спенсера. (Не исключено, что теория конфликта самого Спенсера сформировалась отчасти под влиянием идей Беджгота.)
В отличие от ряда других
социал-дарвинистов Беджгот
Подчеркивая важнейшую
роль межгрупповых конфликтов, Беджгот
вместе с тем придавал огромное значение
внутригрупповой сплоченности. Последняя,
с его точки зрения, основана на
подражании, которое он еще до Тарда
считал сильнейшей природной склонностью
и важнейшим социальным фактором.
Но наряду с этой склонностью существует
и противоположная: стремление людей
отличаться от своих предшественников.
Оптимальные условия прогресса,
по Беджготу, существуют в тех обществах,
в которых тенденция к
В отличие от Беджгота другой социальный дарвинист, австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838–1909), не выводил свои теории из принципов теории эволюции. Однако акцент на роли конфликтов в социальной жизни выражен у него гораздо сильнее, чем у английского ученого.
Гумпловичу свойственна
натуралистическая и
На заре человеческой истории борьба происходит главным образом между ордами, т. е. группами, разделенными антропологическими и этническими признаками (иногда Гумплович обозначал их термином “раса”). Если вначале побежденные орды физически уничтожались, то впоследствии они стали порабощаться победителями. В результате возникает государство, которое является орудием этого порабощения. С возникновением государства межгрупповые конфликты не исчезают, но выступают уже в новой форме, как борьба между другими видами социальных групп, классов, сословий; политических партий и т. п. [14, 194].
Наиболее общее деление
социальных групп у Гумпловича –
это деление на господствующих и
подчиненных, причем и те и другие
обладают стремлением к власти. Конечной
причиной всех социальных процессов, в
том числе конфликтов, он считает
стремление человека к удовлетворению
материальных потребностей. Он утверждает,
что “всегда и всюду
Важное значение имело
введение Гумпловичем понятия “
В целом для работ Гумпловича характерны вульгарный материализм, противоречивость и радикализм ряда утверждений. Будучи историческим пессимистом, он стремился показать, что современный цивилизованный человек по сути своей остался таким же агрессивным дикарем, как его далекий предок, а за оболочкой социальных и культурных идеалов скрываются весьма низменные мотивы и импульсы.
Другой австрийский социолог – Густав Ратценхофер (1842–1904) так же, как и Гумплович, был сторонником натуралистического монизма, утверждая, что в обществе действуют те же закономерности, что и в природе. Однако в отличие от Гумпловича он рассматривает социальную группу как продукт межиндивидуального взаимодействия, как организацию индивидов для борьбы за существование. Социологические закономерности близки к химическим и, особенно, к биологическим. К главным социальным явлениям и процессам он относил следующие: самосохранение и размножение индивидов, изменение индивидуального и социального типов, борьбу за существование, враждебность рас, расовую дифференциацию, пространственное расположение, господство и подчинение, чередование индивидуализации и социализации структур, изменение интересов, государство, глобальное общество [16, 244–250].
Среди социальных процессов
Ратценхофер особо выделял
Вообще такие категории,
как интересы, потребности, желания,
рассматриваемые в качестве движущих
сил социального поведения, весьма
характерны для социального дарвинизма.
Эти категории находились и в
центре внимания американского социолога
Альбиона Смолла (1854–1926), который испытал
влияние концепций
В целом концепции Смолла
носят довольно эклектический характер.
Наряду с социал-дарвинистской
Гораздо более явственно
черты “идеально-типического” социального
дарвинизма свойственны теориям
другого американского
Самая известная и оригинальная
работа Самнера – “Народные обычаи”
(1906) – основана на анализе большого
этнографического материала. В конечном
счете обычаи в ней рассматриваются
как следствие фундаментальных
биологических потребностей людей.
Под обычаями автор понимает все
стандартизованные групповые
Наибольшую известность
получили разработанные Самнером в
“Народных обычаях” понятия “мы-группа”,
или “внутренняя группа” (“we-group”,
“in-group”) и “они-группа” или “внешние
группы” (“they-group”, “out-groups”). Отношения
в “мы-группе” отличаются сплоченностью,
тогда как отношения с “они-