Давид Дюргейм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 15:00, реферат

Описание работы

Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь, Франция — 15 ноября 1917, Париж, Франция) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
В своем исследовании «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), написанном во многом под влиянием идей Уильяма Робертсона-Смита, Дюркгейм отказывался считать религию простым продуктом заблуждения человеческого ума или самообманом. По его мнению, религия — это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают социальную действительность.

Файлы: 1 файл

Давид Эмиль Дюркгейм.docx

— 23.68 Кб (Скачать файл)

Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь, Франция — 15 ноября 1917, Париж, Франция) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

В 1898—1913 годах Дюркгейм руководил  изданием «Социологического ежегодника»  — первого в мире специализированного  научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное  сообщество «Французская социологическая  школа», центральную проблематику которой  составлял научный вопрос о социальной солидарности.

 

Родился в Эпинале в еврейское семье. Отец был небогатым раввином. В детстве тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 году поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882 году. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 году совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1887 он женился на Жюли Дрейфус, дочери управляющего литейным заводом. В 1893 году защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 году возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая в мире кафедра социологии. Работая в университете Бордо, Дюркгейм опубликовал две свои самые знаменитые работы — «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).

В 1898—1913 руководил изданием «Социологического ежегодника»  — первого в мире научного журнала  по социологии. В 1902 году, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Первая мировая война  нанесла удар по «Французской социологической  школе» и подкосила самого философа. В этой войне Дюркгейм, отрицавший революционный социализм, видел  раскол мира [1].

15 ноября 1917 года учёный  скончался. Похоронен во Франции, на Кладбище Монпарнас

 

Дюркгейм разработал четкую концепцию  предмета социологии — считается  классиком теории социологического метода (подход — «социальный реализм»). Принципы социологии:

общество — часть объективной  реальности, включенной в общий порядок  природы и имеющей свои специфические  законы;

общество первично по отношению  к составляющим его людям;

изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и таким образом должна иметь  свои специфические методы.

[править]Социология

Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне  индивида и обладающие по отношению  к нему нормативно-принудительной силой.

Задачи социологии — понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей  ценностью и какие законы управляют  межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.

Методология социологического познания (исследования) — основывается на требовании интеллектуальной, научной  честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и  приносящих немало бед на практике.

Социология — строгая  объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков  и умозрительных спекуляций.

[править]Общество

Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в  коллективном сознании.

Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью  людей — предполагается наличие  разделения труда и специализации  видов деятельности, порождающие  функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость  в совместном труде.

Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения  и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к  другу, шире базис демократии.

Человек — это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками»  которой выступают социальные факты  — образцы поведения, оказывающие  на индивида внешнее, принудительное воздействие  и имеющие объективное существование.

[править]Гражданское общество

На раннем этапе из коллективного  единомыслия выделяется воля одной  личности — вождя. Только он мог  бросить вызов общественному  мнению, заявив о начале новой исторической эпохи.

Далее происходит формирование целого слоя людей — бигменов (племенная аристократия), располагавших значительными богатствами, политическим весом и собственными интересами.

Наметившиеся в обществе глубокие перемены 5-7 тысяч лет назад  достигли пика в 5 веке до новой эры, а потом затихли на 2 тысячи лет, возобновившись лишь после 3-х великих  революций: английской, французской  и американской.

Гражданское общество закрепило  историческое право народа иметь  собственность и право личности выражать собственное мнение.

[править]От механической к органической солидарности

Проблема социальной солидарности — одна из центральных проблем  в работах Дюркгейма.

Социальная солидарность — главная сила, цементирующая  и сплачивающая общество, создающая  общественное целое. Она возникает  как логическое следствие общественного  разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.

Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем  сильнее у людей стремление к  единству и обмену. Договор —  есть символ обмена, его юридическая  форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты  общества.

Теория строения и эволюции общества:

Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все  индивиды выполняют одинаковые функции  и не имеют индивидуальных черт.

Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё  индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга  и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме.

Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.

Демократия — вершина  общественного развития и самая  сложная форма социальной организации  общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо  более широкий выбор моделей  поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным. Набор санкций при этом чрезвычайно  широк, а подавляющая их часть  склоняется к мягким и косвенным  санкциям.

Тоталитарное общество —  не является многовариантным, так как  не только сужает диапазон свободы  действий, но применяет к нарушителям  чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону  репрессивных мер. Такое общество держится только на том, что все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы. Человек должен знать  нормы и автоматически им следовать.

[править]Коллективное сознание

Коллективное сознание —  совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. К.с. — «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования». Оно имеет особую, «отдельную реальность» — существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.

Индивиды притягиваются  друг к другу благодаря общим  верованиям и сходным чувствам. Последние  и составляют условия существования  коллектива, важнейшую предпосылку  их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь  индивида с группой.

Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к  целостности и солидарности, как  и общество в целом; в них развивается  групповое сознание.

От степени солидарности зависит состояние общества —  нормальное или патологичное. Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) —  ощущение отсутствия норм, возникающее  в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые  ещё не установились.

Патологичные формы состояния  общества: аномия, социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты. Основной путь решения проблемы — реформы.

[править]Социальные факты

«Социальным фактом», по определению  Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный  оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое  от него. При рождении индивид находит  готовыми законы и обычаи, правила  поведения, религиозные верования  и обряды, язык, денежную систему, функционирующие  независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности  социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение  последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические  и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы  индивид не почувствовал всей тяжести  всеобщего неодобрения. Точно так  же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

Социальные факты —  образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне  индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного  сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь  между индивидами: численность и  плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.

Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные  максимы и верования, моральные  нормы и юридические кодексы  поведения, экономические мотивы людей  и интересы людей.

По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения.

Различные типы фактов лежат  в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.

[править]Проблема самоубийства

С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялось  климатическими, географическими, биологическими, сезонными, психологическими или психопатологическими факторами, Дюркгейм проводит сбор и  анализ статистических данных, характеризующих  динамику самоубийств в различных  европейских странах. Он считал, что  только социология способна объяснить  различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах  в разные периоды. В качестве альтернативного  объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство — социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают  в результате общения людей друг с другом.

Дюркгейм выделил следующие  типы самоубийств, обусловленных различной  силой влияния социальных норм на индивида:

Эгоистическое самоубийство — намеренный разрыв человеком своих  социальных связей.

Альтруистическое самоубийство — возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения  должен утонуть вместе с кораблем.

Аномическое самоубийство — самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые — ещё не сформировались. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией, которая, с его точки зрения, характерна для трансформирующихся обществ (например, переживающих быструю урбанизацию).

Фаталистическое самоубийство — возникает вследствие чрезмерного  контроля общества над индивидом, «чрезмерной  общественной регламентации», незначительно  распространён.

Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают  жизнь самоубийством, чем в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения; в мирное время количество самоубийств  больше, чем во время войн и революций; в периоды экономического процветания  и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической  стабильности; самоубийств больше в городах, чем в сельской местности.

Информация о работе Давид Дюргейм