Демографический анализ семьи и брачно-семейных отношений в мире и в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Главной целью работы является изучение брачно-семейной структуры населения. Основными задачами при написании контрольной работы являются:
1. Наиболее подробное изучение понятий брак и семья.
2. Провести анализ стабильности брачно-семейных отношений.
3. Сделать выводы о проделанной работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ ПО БРАЧНОМУ И СЕМЕЙНОМУ СОСТОЯНИЮ……………………………………………………………...5
1.1 Сущность понятий "брак", "семья"……………………………………….6
1.2 Функции семьи…………………………………………………………….7
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СТАБИЛЬНОСТИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………….9
2.1 Семейная структура населения………………………………………….10
2.2 Брачное состояние и брачная структура………………………………..12
3 БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В БЕЛАРУСИ………………..14
4 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………28

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

-снижение эффективности  взаимодействия между поколениями  в семье.

Горячо спорящие по поводу состояния современной семьи не могут игнорировать тот факт, что в настоящее время наряду с традиционными формами брачно-семейных отношений существует достаточно большое количество так называемых альтернативных, нетипичных форм организации семейной жизни.

«Какую, в качестве правдоподобной, можно выдвинуть гипотезу относительно перспектив семьи?» - таким вопросом задался в 80-х годах французский  социодемограф Луи Руссель (9). Он размышлял: есть основания полагать, что будущее любовного чувства, страсти представляется отнюдь не в радужном свете. Сильные чувства, серьезные клятвы, высокая готовность к страданиям вряд ли совместимы со стремлением к независимости, свойственным молодым поколениям. Спору нет, и в третьем тысячелетии не перестанут влюбляться, но, по-видимому, влюбленность у многих будет сопровождаться сдержанностью и опасениями.

Модель гибкой солидарности между мужем и женой идет на смену традиционной доминантности  мужчины и подчиненности женщины  в семье. Л. Руссель обозначил  такую идеальную форму – «семья-клуб» (la famille-club). Смысл новой модели семьи в следующем. Здесь не претендуют на великую любовь – супруги главным образом ищут доброго согласия, баланса страдания и удовольствия, решения принимаются в результате предварительных переговоров. Ребенка так же во многом воспринимают как партнера, за которым признаются определенные права, но и от которого ожидают получить взамен воздаяние. Возникает ассоциация свободных людей, функционирующая на основе своего рода контракта, и достаточно одному из супругов отречься от него, чтобы договор утратил силу. Поэтому в данном случае законный брак и свободный союз почти не различаются. Выбор между этими двумя формами брака связан скорее с соображениями удобства, нежели с принципами.

Вывод Л. Русселя о том, что количество «семей-клубов» будет только увеличиваться по сравнению с другими моделями, пока что, в пределах четвертьвекового горизонта, подтверждается. Женская эмансипация, исчезновение кардинальных различий между женскими и мужскими ролями стала характеристикой современного социума. Стали менее значимы институциональные аспекты брака. Количество свободных союзов увеличилось во всех возрастных когортах – уже и пожилые пары предпочитают браку незарегистрированное сожительство, прежде всего для сохранения личных имущественных прав.

«Для многих людей  настоящая брачная жизнь начинается не с формальной регистрации брака, а с того момента, когда появляется ребенок или признаки беременности», – такой критерий современного брака  задает английский социолог Р. Флетчер. Флетчер представляет наиболее перспективную модель семьи как «брак между добрыми друзьями» («the marriage of Good Friends»). «Марьяж» раскладывается следующим образом: самоценны не любовь или сексуальное удовольствие, а установка на совместную жизнь и совместное выращивание детей.

Французская «семья-клуб»  и английский «брак между добрыми  друзьями», несомненно, тождественны и  универсальны и обозначают общеевропейский  тренд становления «ассоциативной»  семьи.

Практически в любой  новой форме семейно-брачного поведения можно разглядеть несомненный внутренний консерватизм и преемственность из традиционной семьи, если взвесить это новое по критерию моно-полигамности. Реальность моногамии не ставится под сомнение. К моногамному браку относится прерывающийся брак. Прерывающийся – это брак, при котором супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на любой срок: неделю, месяц, полгода. Причины перерывов в отношениях могут быть самые разнообразные: от командировок до того, что людям просто необходимо отдохнуть друг от друга. Такого рода отношения вписываются в тенденцию расширения личностной автономии партнеров.

Похожим на прерывающийся  брак является ограниченная временем семья. Брак заключается на определенный срок, который оговаривается в  некотором договоре. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым. После чего «временные» супруги, взвесив итоги, решают: или расстаться, или заключить новый брак на следующий срок, или заключить формальный брак бессрочно.

Менее распространены встречающиеся семьи. Брак между супругами зарегистрирован, но живут они отдельно, каждый у себя. Встречи супругов нерегулярны, в основном для реализации родительского долга, изредка – супружеского. Появившихся детей, как правило, растит их мать. Отец занимается детьми только когда есть время и желание.

Понятие открытого брака  шире, чем только брак, дающий партнеру право на автономную личную жизнь  и, соответственно – на измену. Основной конфликт современного брака состоит  в ограничении сочетания близости и свободного личностного роста. Поэтому главной чертой открытого брака является негласный или озвученный договор о личной жизни. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу. Тот накал взаимных переживаний, который привносит в открытый союз влюбившийся и искренне заявляющий об этом партнер, собственно и составляет эмоциональную ценность подобных отношений.

Принципы открытого  брака:

-строить жизнь на  основе настоящего и исходя из реалистических желаний;

-относиться с уважением  к личной жизни партнера;

-открытость общения:  свободно, открыто выражать чувства;

-подвижность и гибкость  ролевого общения;

-открытое партнерство:  иметь право на свои интересы, свой круг друзей;

-равноправие: справедливое  разделение ответственности и  благ;

-аутентичность: знать  себе цену и не позволять  принижать свое достоинство;

-доверие: сочетание  «статистического» доверия с  «динамическим» доверием.

Открытый брак вопреки  традиционным представлениям фактически узаконивает право на измену. Но не все так просто. Прежде всего, не поставлена точка в фундаментальной дискуссии о полигамной или моногамной сущности человеческой природы. Брачно-семейные отношения часто сотрясаются вскрывшимися изменами супругов. И открытый брак возник как отрицание установок предыдущих поколений, которые, сталкиваясь с изменой, начинали ревновать, шпионить, скандалить. Сторонники открытого брака считают, что если брак существует только на долге, то он по сути себя исчерпал.

Возникновение открытого  брака связывают с движением  за обогащение брачно-семейных отношений, которое реализуется через постоянное обновление человека в брачно-семейных отношениях и возможность личностного  роста партнеров, обновление семьи  в целом. Преодоление невротических срывов в открытом браке должно осуществляться через открытое общение, противопоставленное иерархии подчинения и карательному общению.

Но на деле это оказывается  значительным упрощением существующих проблем, а не их решением. Дело в  том, что можно и не углубляться в спор о полигамности-моногамности, если поставить акцент на самой эгоцентрической природе человека. Особенно наглядно эгоцентризм личности проявляется в тех же самых открытых браках. Любой сверхсвободный договор утрачивает свою силу, если один из партнеров, любящий другого, ясно осознает, что в личной жизни другого ему просто не остается никакого места. Еще сложнее, когда на это место начинает претендовать кто-то третий, а человек не хочет отдавать другим то, что принадлежит ему.

Внебрачный секс и  интимная дружба не предполагают семьи  как таковой, в обоих случаях  речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако внебрачная связь предполагает некоторое участие  партнера в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь женатого мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют конкубинатом. В 1980 г. детей вне брака в нашей стране рождалось 10,8%, в 1990 г. –14,6%, в 1991 г. – 15,1%, в 1992 г. – 16,6%, в 1993 г. – уже 18,4%, а в 1999 и 2000 годах была достигнута рекордно высокая доля внебрачных рождений – 28,0 %.

Известно, что наибольшую распространенность внебрачные рождения имеют в самой молодой возрастной группе матерей (до 20 лет), а также  в самых старших возрастных группах (после 35 лет, а особенно после 40). Однако учитывая низкую  рождаемость у женщин старших возрастов в целом, в общем числе детей, рожденных вне зарегистрированного брака, преобладают дети, рожденные у молодых матерей.

Тем не менее, на протяжении последних 20 лет доля детей, родившихся вне зарегистрированного брака, повышалась во всех возрастных группах матерей. Но если в 80-х годах рост был медленным и происходил с опережающим темпом у матерей старших возрастных групп, то вторая половина 90-х ознаменовалась бурным ростом в целом, а особенно быстрым - среди более молодых матерей, в том числе и у матерей в возрастах максимальной брачности и рождаемости. В результате распространенность рождений вне зарегистрированного брака не только существенно возросла (до 25-40% в различных возрастных группах), но и несколько сблизилась по уровню среди молодых и более зрелых женщин, приобретая характер всеобщего, статистически значимого социального феномена.

Как правило, женщина  решается на рождение ребенка вне  брака, надеясь, что отношения мужчины в первичной паре будут прерваны, а из их связи оформится новый брак. Естественно, подобные внебрачные отношения случаются, когда удовлетворенность браком в первичной паре предельно низкая. Внебрачные связи не являются продолжительными: они либо действительно перерастают в новый брак, либо становятся обузой, утомляют –  человеку становится обременительно вести двойную игру.

Интимная дружба редко  угрожает стабильности первичного брака  и может длиться долго –  до 10 лет. Вместе с тем, при ее наличии, сохраняется очень высокий уровень близости и доверия в первичной паре.

Какие-то из перечисленных  альтернативных моделей брачно-семейных отношений уже исчерпывают свой преобразовательный порыв, потенциал  других только начинает осознаваться и оцениваться обществом. Некоторые из обрисованных альтернатив «экстремальны» и ограничиваются социальными меньшинствами и молодыми людьми, другие – распространяются все шире. Но в причинах появления этого многообразия форм лежит глубокая структурная метаморфоза самой сути семьи. Сама тенденция возникновения новых семейных типов указывает на ослабление родительских и родственных отношений, на «разделение» самосохранительного, брачного, сексуального и репродуктивного поведения. Для тех людей, кто продолжает жить в традиции, сильнейшим аргументом в пользу стереотипного варианта остаются интересы детей. Но с облегчением экономических возможностей самостоятельно поднять потомство брачно-семейные отношения представляются менее прочными, менее безальтернативными и менее само собой разумеющимися, чем прежде. Толерантность в отношении меньшинства, которое не живет в браке и семье, значительно возрастает. Вместе с нею у большинства повышаются требования к качеству собственной супружеской и семейной жизни.

Несмотря на существование различных точек зрения по поводу тенденций в развитии брачно-семейных отношений,  в настоящее время все же большая часть молодых людей предпочитает традиционную семью, а сами семейные ценности в ряду других занимают лидирующую позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – ведущий социальный институт, важнейший из феноменов, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с достаточно ранних эпох. Семья призвана выполнять следующие функции: продолжения рода, первичной социализации детей, экономической и социально-бытовой, гедонистической, психотерапевтической и рекреационной. Семья – социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре.

Благополучие семьи  и детей принадлежит к числу  основных ценностей современного человечества. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода  от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким  достойный уровень жизни, но и благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки.

Таким образом, в заключение работы можно сделать следующие выводы.

Под структурой (составом) населения обычно понимают распределение индивидов по тем или иным выделенным по различным основаниям типологическим группам. Поскольку же оснований для выделения типологических групп может быть в принципе сколько угодно и каких угодно, постольку можно построить и любое число любых структур населения. Поэтому можно говорить, например, о распределении населения на мужчин и женщин, на жителей городов и сельской местности, на состоящих и не состоящих в браке, на грамотных и неграмотных, на имеющих тот или иной уровень образования, на экономически активных и иждивенцев, на принадлежащих к той или иной социальной, этнической или конфессиональной группе.

Половая, возрастная, брачная  и семейная структура непосредственно  входят в предмет демографии, в  то время как все прочие выступают (или могут выступать) лишь как экзогенные переменные (факторы) демографических процессов, оказывающие на них (и на воспроизводство населения в целом) то или иное, но всегда косвенное, не непосредственное воздействие. Они действуют опосредованно, через демографические структуры. Это отнюдь не умаляет их роли в демографическом анализе, а лишь точнее определяет ее.

Тенденции изменения состава населения в Беларуси на современном этапе складываются и развиваются на фоне общего социально-экономического кризиса. Все или почти все сегодняшние демографические проблемы страны, идет ли речь о низкой рождаемости или высокой смертности, о суженном воспроизводстве населения или новых тенденциях процессов формирования и распадения семей, связаны с историческими изменениями в условиях жизни людей, происходящими во всех странах с высоким уровнем индустриализации и урбанизации. Но существует и другая специфика. Это – высокая смертность от устранимых причин смерти, недостаточная обеспеченность репродуктивных прав женщины и семьи, низкий уровень репродуктивного здоровья, неразвитость методов планирования семьи, высокая материнская смертность и пр.  Преодоление этих негативных тенденций требует длительных и разносторонних усилий, которые, по причине обычной ограниченности ресурсов, не могут быть предприняты одновременно и с одинаковой интенсивностью. Необходим правильный выбор приоритетов, который позволил бы сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее важных и перспективных направлениях действий, на решении проблем, которые, по тем или иным причинам достигли критической остроты.

Информация о работе Демографический анализ семьи и брачно-семейных отношений в мире и в Беларуси