Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 15:05, реферат
Показатели демографической ситуации являются базовыми условиями социально-экономического развития страны в целом и ее подсистем в частности. Практически во всем мире действует закон соответствия социально-экономического и демографического развития общества, согласно которому между динамикой количественно-качественных характеристик состояние населения и параметрами развития экономики и социальной сферы существует устойчивая зависимость, которая реализуется в виде макроэкономических пропорций между численностью населения, ВВП и другими социальными и экономическими параметрами.
Нет сомнения в том, что население это основное богатство любой страны, без него жизнь государства невозможна. Изменение в численности населения оказывает непосредственное влияние на масштаб и степень освоение территории страны.
В настоящее время у России существует немало демографических проблем, представляющих угрозу для её национальной безопасности. Как отмечают российские демографы, «в совокупности факторов, от которых зависит достаточное противостояние любым угрозам, исключительно важное, если не решающее место, принадлежит характеру демографического развития страны. Оно — неизменное условие обеспечения людскими ресурсами силовых структур, призванных защитить от внутренних и внешних угроз нормальное функционирование всех сфер жизнедеятельности общества и государства» [7]. Как следует из материалов Википедии, по состоянию на 2011 г. потенциальный мобилизационный резерв составил в России 31 млн человек, в США — 56 млн человек, в Китае — 208 млн человек. По состоянию на 2012 г. организованный мобилизационный резерв в России составлял 20 млн человек. По наиболее вероятному прогнозу, численность 18-летних (текущий мобилизационный резерв) к 2050 г. сократится в России в 4 раза.
На 1 января 2013 года по оценке Росстата в России было 143 347 059 постоянных жителей.
Одной из опасностей для России является старение населения, т.к. известно, что страна, большинство населения которой составляют люди пожилого возраста, неизбежно становится менее динамичной, более консервативной во всех отношениях, в том числе в научно-технической области, чем страна с более молодым населением.
По мнению отечественных исследователей, переход от высокого к низкому, а с 1990-х гг. к очень низкому уровню рождаемости обусловил старение населения России: с 1959 по 2005 г. медианный возраст вырос на 10 лет и достиг 34 лет у мужчин и 40 лет у женщин, доля лиц пенсионного возраста обоих полов увеличилась с 12 до 20%, а доля детей сократилась с 31 до 17%.
При падении в начале 1990-х гг. рождаемости в стране смертность в ней, напротив, увеличилась (рис. 1).[1]
Рисунок 1 - Соотношение рождаемости и смертности в России
По прогнозам Российской академии наук, к 2016 г. пожилые люди старше 60 лет будут составлять уже 20% от общего числа россиян, а дети до 15 лет — всего 17%. Старение населения в ближайшее время может отрицательно сказаться на развитии экономики страны. Ситуация, при которой на одного работающего приходится один иждивенец, ожидается лишь после 2045-2050 гг. Эти процессы порождают проблему финансирования пенсионной системы.
Обнажаются при этом и другие проблемы, угрожающие экономическому развитию России — сокращение трудовых ресурсов, снижение численности выпускников школ (соответственно, поступление в вузы для абитуриентов становится более лёгким, но сами вузы испытывают проблему снижения качества подготовки студентов).
Одной из наиболее важных проблем современной России является проблема обезлюживания её восточных и северных территорий — стратегически важных регионов. Дальнейшее продолжение этих процессов представляется недопустимым.
Рассмотрим теперь причины сложившейся ситуации и пути выхода из неё.
В итоге численность населения России в годы реформ неуклонно снижается (при том, что в послевоенные годы, с 1957 г. по 1993 г., число россиян увеличилось в 1,26 раза). Проиллюстрируем это цифрами (рис. 2).
Рисунок 2 -Численность населения России в 1992-2009 гг, млн. человек
Анализ результатов демографического прогноза показывает, что сокращение численности населения и ухудшение его возрастной структуры будут существенно влиять на многие стороны жизни в стране.
Какова правовая, директивная основа для деятельности по исправлению сложившейся в России демографической ситуации? Что следует предпринять для этого государственным органам дополнительно?
Конкретные ориентиры для деятельности государственных органов в этой сфере установлены Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2020 г. (далее — Концепция), утверждённой Указом Президента РФ от 08.10.2007 № 1351. Согласно Концепции целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. являются стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142-143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. — до 75 лет.
При этом основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. Концепцией признаны:
В итоге к 2025 г. Концепцией предполагается:
Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2011 год, в России имеет место демографический кризис. Суммарный коэффициент рождаемости составил 1,539.
За январь — апрель 2011 г. отмечено снижение рождаемости в России по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. (на 14,1 %). Смертность тоже снизилась на 20,6 %.
За 2012 год:
Естественный прирост 2012 году отмечен в 40 субъектах федерации (18 — республики) против 28 (16 — республики) в 2011 году.[27].
За январь — октябрь 2013 года:
Естественный прирост в январе — октябре 2013 года отмечен в 43 субъектах федерации (18 — республики) против 39 (18 — республики) в 2012 году.[2]
В 2013 году Всемирная организация здравоохранения сообщила в ежегодном докладе, что продолжительность жизни российских мужчин самая короткая среди населения Европы и Средней Азии: российские мужчины в среднем доживают лишь до 62,8 лет. В то же время занявшие первое место по продолжительности жизни мужчин израильтяне живут в среднем 80,1 года, британцы — 78,4 года, а испанцы — 78,8 года.
Для того чтобы противостоять тем трудностям, с которыми столкнётся страна в ближайшие 15 лет, по мнению учёных, необходимо своевременно разработать и начать осуществление ряда упреждающих мер, вводимых в определённой очерёдности по регионам в зависимости от уровня их демографического благополучия, причём объём вводимых льгот должен нарастать для каждой группы регионов тоже в течение нескольких лет. Пик введения наиболее сильных мер должен приходиться на самые «провальные» годы, когда в возраст наибольшей фертильной активности будут входить женщины, родившиеся в конце 90-х гг.
Большинство исследователей считают, что политика в области рождаемости и поддержки семей с детьми должна включать в себя:
Изменения в демографической ситуации аккумулируют в себе влияние широкого круга экономических, социальных, общественно-политических, экологических факторов, как преходящих, так и долговременных. Прежде всего, это связано с сохранением социально-экономического неравенства (включая территориальное и гендерное), поляризации и маргинализации населения, ухудшением качества образования в сочетании с разрушением моральных принципов и правил поведения.
На этом, разделяя изложенные предложения отечественных демографов, можно было бы поставить точку. Если бы не опыт ряда зарубежных стран (в частности, Франции) по увеличению численности титульной нации.
Франция была первой из европейских стран, столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по её преодолению и увеличению численности населения. Одним из способов компенсации демографического упадка Франции являлась массовая иммиграция — сначала из более бедных европейских стран (Италия, Испания, Португалия, Польша), затем из бывших заморских владений, особенно стран Северной Африки — Алжира, Туниса, Марокко, снабжавших экономику дешёвой рабочей силой; и пронаталистская политика, направленная на поощрение рождений 2-го и, особенно, 3-го ребёнка. При этом базовое пособие на ребёнка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее 2 детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на 2 детей — 107 евро в месяц, на каждого последующего ребёнка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет — 30 евро и старше 16 лет — 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на 1-го ребёнка семьям с 2 детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.
Однако опыт подобной демографической политики показывает, что при принятии мер по поощрению рождаемости (денежные пособия на 2-го, 3-го ребёнка) начинает расти не коренное («титульное») население, а «пришлое», т.е., как во Франции, — рождаемость увеличилась за счёт мигрантов из бывших колоний. При этом этнически «французское» население не хочет рожать большее количество детей, несмотря на то, что во Франции базовое пособие на 1-го ребёнка не выплачивается, а только на 2-го и последующих. Во Франции и сейчас прирост населения происходит в основном за счёт французов — выходцев из бывших колоний, рожающих большое количество детей. И работающее французское население вынуждено содержать все эти многочисленные семьи из бывших колоний.
В России может случиться нечто подобное. Будет расти не коренное, а пришлое население, осевшее в России и получившее впоследствии российское гражданство. Предложенная Концепцией идея увеличения рождаемости путём принятия дополнительных мер по стимулированию рождения 2-го и 3-го ребёнка (в том числе — погашение субсидий на жильё за рождение 3-го ребёнка) может привести к тому, что рожать нескольких детей (исключительно ради получения денег от государства) будут либо мигранты, осевшие в России и получившие гражданство, либо женщины из неблагополучных семей. Рождаемость действительно повысится, а вот качество генофонда России существенно изменится. К тому же (что немаловажно) в России из-за этого рано или поздно существенно изменится этнический состав населения.
Некоторые учёные предлагают государственную поддержку направлять адресно, например, молодым студенческим семьям, которые в силу ряда причин (проживание в общежитии, отсутствие средств на покупку собственного жилья, содержание ребёнка, его образования и др.) не могут позволить завести себе даже одного ребёнка. Если будет программа материальной поддержки молодой студенческой семьи, то такие семьи охотней будут заводить детей ещё на стадии учёбы в институте. Или же, например, можно было бы адресно направлять материальную поддержку молодым работающим семьям в Сибири.
Информация о работе Демографический аспект экономической безопасности