Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 15:05, реферат
Показатели демографической ситуации являются базовыми условиями социально-экономического развития страны в целом и ее подсистем в частности. Практически во всем мире действует закон соответствия социально-экономического и демографического развития общества, согласно которому между динамикой количественно-качественных характеристик состояние населения и параметрами развития экономики и социальной сферы существует устойчивая зависимость, которая реализуется в виде макроэкономических пропорций между численностью населения, ВВП и другими социальными и экономическими параметрами.
Нет сомнения в том, что население это основное богатство любой страны, без него жизнь государства невозможна. Изменение в численности населения оказывает непосредственное влияние на масштаб и степень освоение территории страны.
В научной среде существует мнение и о том, что население — это самовоспроизводящаяся система и поэтому не стоит вообще вмешиваться в неё на государственном уровне. Опыт всех стран показывает, что при повышении культуры, а также уровня и качества жизни люди сами регулируют свою рождаемость (у элиты, например, никогда не было по 10-15 детей в семье). Поэтому некоторые демографы отрицают необходимость проведения демографической политики, а считают, что нужно помогать семье, но не ради дополнительного рождения детей, а для того, чтобы эта семья имела достаточно средств для качественного содержания, развития и воспитания 1-2 детей. То есть упор нужно делать на качество рождаемых и затем воспитываемых детей, а не на их количество. Если нет возможности инвестировать в достаточной мере в образование и здравоохранение для 3-го и последующих новорождённых, то ситуация будет меняться, если политика будет направлена на стимулирование рождения 1-2 детей. Тогда государство сможет оказывать им существенную помощь.
В этом плане можно учесть опыт других стран. Например, в Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках демографической политики: выплата пособий, субсидии на жильё и обучение детей и т.д. Пособие увеличивается в зависимости от возраста ребёнка — в 14 лет оно в 3 раза больше, чем на ребёнка до 4 лет. Если ребёнок учится, то пособие выплачивается до 25 лет. В странах, где меньше применяются пособия, шире применяются налоговые льготы. Так, в Исландии используется налоговый вычет, размер которого имеет стабильный характер и не зависит от дохода в отношении детей в возрасте до 7 лет. И, конечно же, примером в отношении обеспеченности местами в детских дошкольных учреждениях для работающих родителей может являться Швеция — это позволяет женщине иметь реальные возможности заработка.
Однако надо подчеркнуть, что в действительности опыт европейских стран показал, что ни одна политика, направленная на повышение рождаемости, сама по себе не срабатывает. Ни одно политическое вмешательство само по себе не в состоянии полностью преодолеть низкую рождаемость во всех ситуациях. Безусловно, при помощи отдельных политических инструментов правительствам иногда удавалось замедлить снижение рождаемости. Например, за последние десятилетия та же Франция добилась определённых успехов, сосредоточив внимание на «политике третьего ребёнка». Но едва ли оправданно связывать эти успехи с одним политическим механизмом. Скорее, по мнению демографов, речь следует вести о создании социальной, экономической и политической обстановки, способствующей рождению большего количества детей.
По мнению многих российских исследователей, политика государства должна быть направлена прежде всего на снижение смертности и повышение уровня здоровья населения. Рождаемость всё равно будет падать, а вот смертность можно снизить, прежде всего, при помощи государственной политики повышения качества здравоохранения. Рост населения замедляется; качество образования на единицу населения повышается; средний возраст населения также повышается, что, в свою очередь, влияет на увеличение среднего дохода на душу населения. Качество жизни возрастает.
В заключении представим последствия демографического кризиса в России:
В ближайшие годы планируют уволить 100 тысяч преподавателей
(каждого четвёртого) в связи с грядущим
уменьшением количества студентов на
один миллион каждый год. До 2015 года сокращение
профессорско-
Численность студентов вузов к 2013 году составит 4,2 миллиона человек, снизившись более чем на 40 % по отношению к количеству студентов в 2009 году (7,4 миллиона человек).
Считается, что решение демографической проблемы возможно лишь при осуществлении перехода к мощной политике укрепления института семьи с детьми по всем направлениям и сферам жизнедеятельности.
Информация о работе Демографический аспект экономической безопасности