Детская беспризорность в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:15, реферат

Описание работы

Ежегодно увеличивается количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Возросло чис¬ло родителей, для которых установлено ограничение в пра¬вах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, длительное время вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как вопрос об их жизнеустройстве решается органами опеки и попечитель¬ства крайне медленно.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
Сущность и причины беспризорности……………………………………….3
История беспризорности в России……………………………………………7
Профилактика беспризорности………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 53.90 Кб (Скачать файл)

Следствием всех вышеперечисленных  проблем является рост детской преступности.

Как известно, уже на протяжении довольно большого периода времени  наблюдается рост общей преступности в целом, что безусловно связано с количественным ростом преступности несовершеннолетних.

Беспризорные дети, являясь  так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом. И не всегда законным путем. И как следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников.

На сегодняшний день в  России нет ни одной государственной  структуры, ответственной за социально-психологическое  состояние семьи. В отношении  же детей-сирот преобладает установка  на их содержание в учреждениях интернатного типа, то есть в изоляции от общества. Между многочисленными ведомствами, занимающимися вопросами детей, отсутствует какая-либо взаимосвязь.23 Нет какого-либо координационного центра, в обязанности которого входили бы разработка и осуществление стратегии деятельности государства в интересах детей. Представителей неправительственных организаций, которые добровольно взяли на себя роль контролеров, таскают по инстанциям и отчитывают за то, что они пытаются бороться за права детей, которых продолжают не обувать, не одевать, не кормить, не воспитывать, не учить, а нередко – применять к ним насилие.

Существует три основных направления совершенствования  работы органов власти:

Следует настойчиво совершенствовать существующую систему путем развития правовых, организационных, финансовых, информационных и других механизмов взаимодействия между органами, учреждениями и организациями участвующими в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

Необходимо создать специальный  орган управления (желательно при  Совете Безопасности РФ), отвечающий за решение указанной проблемы и  координацию действий различных  ведомств, учреждений и организаций.

Целесообразно передать функции  по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации одному из ныне действующих органов  власти (например, МВД). Одним из основных критериев предпочтения той или  иной структуры является ее способность  резко сократить организационные  издержки, консолидировать и направить  ограниченные материальные, финансовые и другие ресурсы на устранение детской беспризорности и безнадзорности – серьезной угрозы национальной безопасности России.

Правительству Российской Федерации  и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  необходимо принять неотложные меры по ликвидации беспризорности и создать  условия для полноценной социализации детей:

ужесточить контроль за полной реализацией мер, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

восстановить роль школы  в обеспечении воспитания, всеобщей грамотности, внешкольного воспитания и досуга детей, усилить ее работу с неблагополучными семьями;

привлечь учреждения культуры и спорта, досуговые учреждения к  целенаправленной работе с семьей и  детьми;

создать в каждом регионе  инфраструктуру, обеспечивающую полноценную  социализацию всех категорий детей, попавших в трудную жизненную  ситуацию (беспризорных детей, несовершеннолетних правонарушителей, детей из неблагополучных  семей, нуждающихся в социальной реабилитации, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей  с аномалиями в развитии, детей-инвалидов, детей наркоманов и алкоголиков, детей – жертв насилия и  др.);

ввести общегосударственную  систему учета (банк данных) беспризорных и безнадзорных детей, в том числе  не работающих и не учащихся детей, а также банк данных пропавших  детей, которых разыскивают родители, опекуны, интернатные учреждения;

внедрить системы индивидуального  комплексного сопровождения (патронажа) каждого ребенка, попавшего в  трудную жизненную ситуацию, контроля за его развитием в государственном и негосударственном учреждении, в приемной и опекунской семье;

внедрить новые инновационные  модели семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемные семьи, семейные группы);

обеспечить учет реальных расходов семей на содержание и воспитание детей в государственной политике в области оплаты труда, налоговой  политике, а также при реформировании образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, жилищно-коммунального хозяйства;

создать федеральное министерство по работе с семьей и молодежью, а  также управленческие структуры  на региональном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Среди проблем, характеризующих  неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.

Мощным фактором детской  безнадзорности становится нарушение  прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии  и жилья, неоперативное решение  органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения  родителей.

В РФ сложилась тревожная  ситуация: дети из числа беспризорных все более активно вовлекаются  в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порнофильмов. Получили распространение общественно  опасные деяния, связанные с использованием беспризорных детей в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому, духовному и  нравственному развитию. Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный характер, нарушают духовно-нравственные нормы  общества.

Растущая из года в год  беспризорность детей – следствие  социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие  появилось множество факторов, подрывающих  стабильность семьи, препятствующих родителям  воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что  у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют  многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает  средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе образовательные  учреждения на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.

Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных  услуг, также требует затрат со стороны  семьи.

Проблема беспризорности тесно смыкается с такими негативными  явлениями, распространенными в  среде несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция.

В зарубежных странах существуют различные категории социальных работников, занимающиеся проблемами реабилитации подростков. Кроме участковых, действующих непосредственно в общине, ряд социальных работников функционирует в образовательных и лечебных учреждениях, молодежных и подростковых центрах, проводя индивидуальную и групповую работу.

В Российской Федерации объектами  первичной работы являются дети и  подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время в социально-опасном  положении.

Объектом вторичной профилактики являются беспризорные дети и подростки  различного возраста, начиная с дошкольного и заканчивая юношеским. Работа в отношении таких детей нацелена на развитие форм общественного и государственного воздействии с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска.

Работа с детской беспризорностью  на третьем уровне осуществляется исправительно-воспитательными  учреждениями, а также специализированными  социально-реабилитационными учреждениями, которые играют решающую роль в предупреждении преступности.

В настоящее время сложилась  определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные  государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения среди несовершеннолетних.

Проблема беспризорности детей весьма сложная и многосторонняя, в связи с чем ее решение займет длительный период и потребует объединения усилий всех общественных сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2010.

Социология: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Фролов С.С. Общая социология: Учебник. М.: Велби, 2008.

Адлер А. Беспризорные дети. – Ф.-на Майне. 1997. С. 135.

Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. – Свердловск, 1986.

Аналитический вестник №14 (207) Государственная политика в сфере  профилактики и реабилитации детской беспризорности и безнадзорности М.В. Гордеева.

Балкин Ж.К., Как мы боремся с беспризорностью. // Итоги, 2001 г., №6.

Беляева Л.И. Материалы конференции «Подросток и закон». Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). – М.: Юристъ, 2002. С. 3

Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений совершеннолетних // Законность, 2000.. №7

В России – «третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков // NEWSru, 1 июня 2005

Говоров К. «Беспризорность  в России: как после Гражданской  войны.» 2010 г. Источник news.km

Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России // Педагогика, 2001. №5

Климантова Г.И., Федотовская Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. №46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. №20 (176). С. 24

Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. №7.

Криминология / Под ред. Гуляева В.П. – М.: Юридическая литература, 1997.

Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право, 2001. №6

Подросток мигрант (Информация Московского городского центра «Дети  улиц») // Социальное обеспечение, 2002. №12. С. 2

Проблемы общей теории права и государства / Учебник  для ВУЗов под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2002. С. 163; Пугачев В.П. Политология. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. д.п.н., проф. В.М. Константинова. – М.: Знания, 1993.

Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс, 1998. №3.

Уголовный кодекс РФ.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Федотовская Т.А., заместитель начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации. «О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации». Аналитический вестник №20 (176), Москва 2002 г. с. 27.

1. Проблемы общей теории права и государства / Учебник для ВУЗов под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2002. С. 163; Пугачев В.П. Политология. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. С. 243.

2. Нечаева А. М. Детская беспризорность — опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 59.

3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

4. Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 59.

5. Нечаева А.М. Указанное сочинение, с. 59

6. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений совершеннолетних // Законность, 2000..№ 7. С. 3.

7. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. д.п.н., проф. В. М. Константинова. — М.: Знания, 1993. С. 85

8. Дармодехин С. В. Безнадзорность детей в России // Педагогика, 2001. № 5. С. 4.

9. Криминология / Под ред. Гуляева В. П. — М.: Юридическая литература, 1997. С. 289.

10. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. - Свердловск, 1986. С. 89

11. Криминология / Под ред. Гуляева В.П. - М.: Юридическая литература, 1997. С. 289

12. Адлер А. Беспризорные дети. - Ф.-на Майне. 1997. С. 135.

13. Слуцкий Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс, 1998. № 3. С. 117—119.

14. Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. № 7. С. 92

15. Беляева Л.И. Материалы конференции "Подросток и закон". Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса). - М.: Юристъ, 2002. С. 3.

16. Подросток мигрант (Информация Московского городского центра «Дети улиц») // Социальное обеспечение, 2002. № 12. С. 2

17. В России — «третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков // NEWSru, 1 июня 2005

18. Климантова Г. И., Федотовская Т. А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. № 46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. № 20 (176). С. 24

19. Кирилл Говоров. "Беспризорность в России: как после Гражданской войны." 2010 г. Источник news.km

20. Федотовская Т.А., заместитель начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации. "О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации". Аналитический вестник №20 (176), Москва 2002г. с27.

Информация о работе Детская беспризорность в современной России