Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:15, реферат
Ежегодно увеличивается количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Возросло чис¬ло родителей, для которых установлено ограничение в пра¬вах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, длительное время вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как вопрос об их жизнеустройстве решается органами опеки и попечитель¬ства крайне медленно.
Введение………………………………………………………………………..2
Сущность и причины беспризорности……………………………………….3
История беспризорности в России……………………………………………7
Профилактика беспризорности………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………20
Следствием всех вышеперечисленных проблем является рост детской преступности.
Как известно, уже на протяжении довольно большого периода времени наблюдается рост общей преступности в целом, что безусловно связано с количественным ростом преступности несовершеннолетних.
Беспризорные дети, являясь так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом. И не всегда законным путем. И как следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников.
На сегодняшний день в
России нет ни одной государственной
структуры, ответственной за социально-психологическое
состояние семьи. В отношении
же детей-сирот преобладает
Существует три основных направления совершенствования работы органов власти:
Следует настойчиво совершенствовать существующую систему путем развития правовых, организационных, финансовых, информационных и других механизмов взаимодействия между органами, учреждениями и организациями участвующими в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
Необходимо создать
Целесообразно передать функции
по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, их социальной реабилитации
одному из ныне действующих органов
власти (например, МВД). Одним из основных
критериев предпочтения той или
иной структуры является ее способность
резко сократить
Правительству Российской Федерации
и органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
необходимо принять неотложные меры
по ликвидации беспризорности и создать
условия для полноценной
ужесточить контроль за полной реализацией мер, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
восстановить роль школы в обеспечении воспитания, всеобщей грамотности, внешкольного воспитания и досуга детей, усилить ее работу с неблагополучными семьями;
привлечь учреждения культуры и спорта, досуговые учреждения к целенаправленной работе с семьей и детьми;
создать в каждом регионе инфраструктуру, обеспечивающую полноценную социализацию всех категорий детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (беспризорных детей, несовершеннолетних правонарушителей, детей из неблагополучных семей, нуждающихся в социальной реабилитации, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с аномалиями в развитии, детей-инвалидов, детей наркоманов и алкоголиков, детей – жертв насилия и др.);
ввести общегосударственную систему учета (банк данных) беспризорных и безнадзорных детей, в том числе не работающих и не учащихся детей, а также банк данных пропавших детей, которых разыскивают родители, опекуны, интернатные учреждения;
внедрить системы
внедрить новые инновационные модели семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемные семьи, семейные группы);
обеспечить учет реальных
расходов семей на содержание и воспитание
детей в государственной
создать федеральное министерство по работе с семьей и молодежью, а также управленческие структуры на региональном уровне.
Заключение
Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.
Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
В РФ сложилась тревожная
ситуация: дети из числа беспризорных
все более активно вовлекаются
в занятие проституцией, секс-бизнес,
используются в съемках порнофильмов.
Получили распространение общественно
опасные деяния, связанные с использованием
беспризорных детей в мероприятиях,
которые могут причинить
Растущая из года в год беспризорность детей – следствие социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе образовательные учреждения на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.
Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных услуг, также требует затрат со стороны семьи.
Проблема беспризорности тесно смыкается с такими негативными явлениями, распространенными в среде несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция.
В зарубежных странах существуют различные категории социальных работников, занимающиеся проблемами реабилитации подростков. Кроме участковых, действующих непосредственно в общине, ряд социальных работников функционирует в образовательных и лечебных учреждениях, молодежных и подростковых центрах, проводя индивидуальную и групповую работу.
В Российской Федерации объектами первичной работы являются дети и подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время в социально-опасном положении.
Объектом вторичной
Работа с детской
В настоящее время сложилась
определенная система коррекционно-
Проблема беспризорности детей весьма сложная и многосторонняя, в связи с чем ее решение займет длительный период и потребует объединения усилий всех общественных сил.
Список литературы:
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2010.
Социология: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Фролов С.С. Общая социология: Учебник. М.: Велби, 2008.
Адлер А. Беспризорные дети. – Ф.-на Майне. 1997. С. 135.
Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. – Свердловск, 1986.
Аналитический вестник №14 (207) Государственная политика в сфере профилактики и реабилитации детской беспризорности и безнадзорности М.В. Гордеева.
Балкин Ж.К., Как мы боремся с беспризорностью. // Итоги, 2001 г., №6.
Беляева Л.И. Материалы конференции «Подросток и закон». Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). – М.: Юристъ, 2002. С. 3
Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений совершеннолетних // Законность, 2000.. №7
В России – «третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков // NEWSru, 1 июня 2005
Говоров К. «Беспризорность в России: как после Гражданской войны.» 2010 г. Источник news.km
Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России // Педагогика, 2001. №5
Климантова Г.И., Федотовская Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. №46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. №20 (176). С. 24
Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. №7.
Криминология / Под ред. Гуляева В.П. – М.: Юридическая литература, 1997.
Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право, 2001. №6
Подросток мигрант (Информация Московского городского центра «Дети улиц») // Социальное обеспечение, 2002. №12. С. 2
Проблемы общей теории права и государства / Учебник для ВУЗов под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2002. С. 163; Пугачев В.П. Политология. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. д.п.н., проф. В.М. Константинова. – М.: Знания, 1993.
Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс, 1998. №3.
Уголовный кодекс РФ.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Федотовская Т.А., заместитель начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации. «О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации». Аналитический вестник №20 (176), Москва 2002 г. с. 27.
1. Проблемы общей теории права и государства / Учебник для ВУЗов под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2002. С. 163; Пугачев В.П. Политология. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. С. 243.
2. Нечаева А. М. Детская беспризорность — опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 59.
3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
4. Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 59.
5. Нечаева А.М. Указанное сочинение, с. 59
6. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений совершеннолетних // Законность, 2000..№ 7. С. 3.
7. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. д.п.н., проф. В. М. Константинова. — М.: Знания, 1993. С. 85
8. Дармодехин С. В. Безнадзорность детей в России // Педагогика, 2001. № 5. С. 4.
9. Криминология / Под ред. Гуляева В. П. — М.: Юридическая литература, 1997. С. 289.
10. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. - Свердловск, 1986. С. 89
11. Криминология / Под ред. Гуляева В.П. - М.: Юридическая литература, 1997. С. 289
12. Адлер А. Беспризорные дети. - Ф.-на Майне. 1997. С. 135.
13. Слуцкий Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс, 1998. № 3. С. 117—119.
14. Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. № 7. С. 92
15. Беляева Л.И. Материалы конференции "Подросток и закон". Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса). - М.: Юристъ, 2002. С. 3.
16. Подросток мигрант (Информация Московского городского центра «Дети улиц») // Социальное обеспечение, 2002. № 12. С. 2
17. В России — «третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков // NEWSru, 1 июня 2005
18. Климантова Г. И., Федотовская Т. А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. № 46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. № 20 (176). С. 24
19. Кирилл Говоров. "Беспризорность в России: как после Гражданской войны." 2010 г. Источник news.km
20. Федотовская Т.А., заместитель начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации. "О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации". Аналитический вестник №20 (176), Москва 2002г. с27.
Информация о работе Детская беспризорность в современной России