Девиантное поведение как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть проблему девиантного поведенияи описать эффективному преодолению и профилактике девиантного поведения человека.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предметом исследования является процесс организации социальной работы по преодолению и профилактике девиантного поведения.
1. теоретический анализ проблемы девиантного поведения в современном состоянии;
2. раскрыть деятельность социального работника по преодолению и профилактике девиантного поведения.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков
1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения
1.2 Девиантное поведение как социальная проблема
2. Проблема девиантного поведения в современном обществе
2.1 Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе
2.2 Цели, задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению в социальном учреждении
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение как проблема социальной работы.docx

— 77.83 Кб (Скачать файл)

В.Н. Кудрявцев считает, что  преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения  к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем  и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение  в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого  пути требуется в среднем 2 года.

По детерминации можно  выделить следующие группы подростков:

Первую группу представляют подростки, у которых вследствие ряда причин оказываются не развитыми  высшие чувства (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, что искажает их эмоциональную реакцию на поступки.

Ко второй группе можно  отнести подростков с гипертрофированными  возрастными реакциями, что указывает  на преходящий характер их оппозиционного и антисоциального поведения (при прочих благоприятных условиях).

Третью группу составляют те, кто устойчиво воспроизводит  делинквентное поведение своего непосредственного окружения и для кого такое поведение является привычно нормальным (с отрицательным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтроля, слабо развитой совестью, потребительским отношением к людям).

К четвертой группе относят  подростков с психическими и невротическими расстройствами (у них наряду с  делинквентным поведением присутствуют болезненные симптомы или признаки интеллектуального недоразвития).

Наконец, выделяется пятая  группа подростков, сознательно выбирающих делинквентное поведение (не страдающих психическими расстройствами, обладающих достаточным самоконтролем и понимающих последствия своего выбора).

Многие авторы также рассматривают  мало мотивированные, нередко неожиданные  для окружающих жестокие убийства именно как проявление патологического  поведения. Ю.Б. Можгинский [14, с. 106] указывает, что в случае подобных преступлений, совершенных подростком без признаков психического расстройства до убийства, прослеживаются две основные патологические тенденции: нарушение аффектов (депрессии, дистимии) и кризис личности (психопатическое развитие). Данные нарушения безусловно сочетаются с конкретным социально-психологическим контекстом. Среди них автор называет конфликтную ситуацию, длительный стресс (затяжной конфликт в семье), влияние подростковой группы (групповых ценностей и правил), комплекс неполноценности, незначительную внешнюю угрозу.

Зависимое поведение не обязательно  приводит к заболеванию или смерти (как, например, в случаях алкоголизма  или наркомании), но закономерно  вызывает личностные изменения и  социальную дезадаптацию. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских [18, с. 56] указывают на типичные социально-психологические изменения, сопровождающие формирование аддикции. Первостепенное значение имеет формирование аддитивной установки - совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни.

Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции (например, в беспокойстве о том, чтобы был постоянный запас сигарет, наркотика). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации - интеллектуального оправдания аддикции «все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «кто пьет, того болезни не берут»). При этом формируется так называемое магическое мышление (в виде фантазий о собственном могуществе или всемогуществе наркотика) и «мышление по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению «все нормально»; «я могу себя контролировать»; «все наркоманы - хорошие люди»).

Параллельна развивается  недоверие ко всем «другим», в том  числе специалистам, пытающимся оказать  аддикту медика-социальную помощь «они не могут меня понять, потому что сами не знают, что это такое».

Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление - образом жизни. Жизненное пространство сужается до ситуации получения объекта. Все остальное - прежние моральные ценности, интересы, отношения - перестает быть значимым. Желание «слиться» С объектом настолько доминирует, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство. Неудивительно, что ложь зачастую становится неизменным спутником зависимого поведения. Критичность к себе и своему поведению существенно снижается, усиливается зашитно-агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадаптации.

Рассмотрим более детально «трудных» и педагогически запущенных подростков. Обратимся к характеристике «трудных».

Подростковый возраст  является самым экзистенциальным периодом в жизни человека. Бурные экзистенциальные изменения ограничивают возможности  выявления у подростка его  сущностных характеристик В подростковом возрасте более, чем когда-либо проявляется формула Ж.-П. Сартра: «существование предшествует сущности». Именно жизнь подростка доказывает, что «в человеке нет никаких предзаданных сущностей или «природы человека», которая бы определяла, что разовьется на ее основе в дальнейшем». В подростковый период человека более всего можно описывать как существо постоянно становящееся, постоянно проявляющееся, постоянно возникающее. Именно в жизни подростка особенно наглядно видно, что человек - это существо, активно творящее свое бытие [22].

В каждом конкретном случае феноменологического изучения жизни "трудного" подростка можно  проследить историю становления  его "трудности". Большинство из них становятся таковыми, потому что  их нелегко понять и тяжело жить с ними рядом. Особенности этих детей  вызывают сначала непонимание, а  затем неприятие со стороны взрослых. При этом родители часто считают, что их детей трудно любить именно потому, что дети таковы, а не потому, что им самим трудно любить.

Родители "трудных" детей - это чаще всего взрослые, которые  не взяли на себя труд понять своего ребенка. Исходя: из особенностей человеческой природы легче передать ответственность, чем ее принять, поэтому вместо суждения " нам трудно их понять" рождается  суждение "они трудные". И ребенок  растет в ситуации отчуждения с собственными родителями, а определяющим в его  становлении является то самое мнение взрослых о его "трудности". В  результате, когда речь идет о "трудном" подростке, мы имеем дело с опытом жизни, наполненным отчуждением  родителей, всевозможными лишениями, насилием, скукой и бессмысленностью, а нередко и встречами со смертью. Этот опыт принимать полноценно можно  лишь с экзистенциальной точки зрения. Экзистенциальный взгляд на этих подростков помогает понять их мир, услышать их [31].

Встреча с "трудным" подростком - непростая задача, так как у  них почти нет опыта глубокого  контакта. Чаще всего им чуждо стремление к эмоциональным привязанностям. У них есть опыт одиночества в  семье, манипулирования и агрессивности. Социально-исправительная, педагогическая, коррекционно-психологическая концепции  основываются на стремлении переделать "трудных" подростков. Их использование  соблазнительно, так как дает взрослому  ощущение безопасности при встрече  с исковерканным миром ребенка. Обратной же стороной этой медали является то, что контакт сразу же превращается в субьект-обьектный:, что в ситуации с "трудными" подростками, чрезвычайно чувствительными к отчуждению, равнозначно его разрушению. Взрослый, обращающийся с "трудным подростком», как с объектом, сразу воспринимается им как манипулятор, а в худшем случае - и как агрессор. Если же взрослый действует, руководствуясь гуманистическими представлениями о человеческой природе, то очень скоро сам попадает на место объекта, которого успешно манипулирует такой ребенок.

При работе, в основе которой  лежит экзистенциональная концепция, главным становится стремление к  пониманию. Смена отношения к  подростку, как к «трудному» на отношение, когда «мне трудно его понять»  сама по себе терапевтична.

Лишь помня о том, что  человеческая природа изначально нейтральна и в каждый момент человек совершает выбор - или в сторону добра, или в сторону зла, можно выдержать встречу с "трудным" подростком.

Психология, основывающаяся на экзистенциализме, отказалась от типологизаций, деление подростков на трудных и легких, как одна из типологизаций, опасно приписыванием конкретному человеку свойств группы и невниманием к тем проявлениям, которые кажутся нехарактерными. Подходя к конкретному подростку, как к одному из группы трудным, мы упрощаем себе задачу встречи, но тем самым обедняем ее.

Экзистенциальное видение  помогает взрослому, находящемуся рядом  с "трудным" подростком "удерживать равновесие" между двумя опасными крайностями: жалостливым "гуманизмом" и бездушной коррекцией. Экзистенциальная концепция предполагает, что ситуация "трудного" подростка будет  рассматриваться не как проявление отклонения от нормы или патология, а как уникальная ситуация, в которой  он в ограниченном экзистенциальными  данностями пространстве совершает  свободный личный выбор и несет  за него ответственность.

Главным постулатом любого развития является то, что лишение ребенка  границ мешает его развитию. В ситуации с "трудным" подростками сложностей добавляет то, что они не знают  границ, установленных с заботой  о них и любви к ним. Опыт их жизни - это опыт почти безграничной свободы в семье и опыт ограничений  без заботы, а зачастую и с насилием [12].

Поэтому установление границ у них ассоциируется с угрозой  их безопасности, с неприятием и  агрессией, направленными в их адрес. Человек, устанавливающий границы неминуемо должен пройти длительный период отвержении, агрессии со стороны подростков, прежде чем, быть может, произойдет разделение в их восприятии границы и угрозы, когда подpocтки смогут почувствовать, что определенное, упорное отстаивание границ не является синонимом враждебности по отношению к ним. Это, сложно, так как взрослый подвергается провокационным выходкам подростков, цель которых доказать, что недоброжелателен, враждебен, опасен, а значит достоин агрессии. В этих условиях встает трудная зaдaча: продолжать последовательно устанавливать границы и быть одновременно заботливым и поддерживающим [15].

Если у обычных подростков в этот период более-менее одновременно появляется мужество для принятия собственных решений и способность к осознанию ответственности за них. "Трудные" подростки в своей жизни многократно принимают самостоятельные решения, многие из которых влекут за собой риск для жизни, но они не осознают направленности решений на будущее и не готовы, не склонны, а, следовательно - избегают принимать ответственность за них и их авторство. Их избегание личной ответственности связано с негативной оценкой себя и своих действий и защитой от нее. Необходимо укрепить их веру в возможность изменений жизни к лучшему, в возможность изменения себя. Подросткам необходимо получить опыт таких изменений, почувствовать, что лишь меняясь можно развиваться, что в неудачах тоже есть развития.

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто  к «трудным» относят детей, существенно  различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные дети часто ведут  себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем  нежелании учиться, у них отсутствует, уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается  с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как  чаще всего отвергаются коллективом. В таких случаях подросток "уходит" из школы, он сближается с другими "отверженными" [22].

Грубость, цинизм, бесшабашность  трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, жестокости. Одна из самых характерных особенностей трудных детей - психическая незрелость, отставание от возрастных норм.

Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с  нормами поведения, слабость логического  мышления характеризует таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают  собственные решения, часто поступают  слишком по-детски, импульсивно.

Одной из причин возникновения  такого поведения могут быть психические  заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм.

В большинстве случаев  медицинское обследование трудных  детей замечает эти отклонения, а  также начинающиеся хронические  психические заболевания. Грани  нормы и патологии не всегда легко  различимы в подростковом возрасте.

Обобщая вышеизложенное можно  сделать вывод, что среди факторов, влияющих на возникновение девиантного поведения, социологи и психологи основной акцент делают на значимости социальной среды, в которой растет и развивается ребенок.

«Трудный подросток» - широко используемое в современной устной и письменной лексике понятие. Распространенность этого понятия нельзя считать  случайностью, она заставляет задуматься над тем, какое же содержание в  него вкладывается, какие черты, особенности  присущи подростку, называемому  трудным [22]. Для этого необходимы дифференцированный подход, выделения  отдельных качественно своеобразных черт и особенностей трудного подростка. Но их констатация малопродуктивна. Одной из задач психологии является разработка методов их диагностики.

При изучении личности трудного подростка или юноши недостаточно анализируются данные о его развитии в школьном периоде, о его взглядах и поступках, в которых эти  взгляды нашли свое воплощение, моральной  атмосфере в семье, отношениях с  одноклассниками, участии в неформальных группах. Мотивы социального поведения  изучаются поверхностно, нередко  игнорируются наиболее устойчивые индивидуальные черты и мотивы поведения подростка, При помощи специального аппарата диагностики  необходимо выявить те черты трудных  подростков, которые явились следствием их социального развития. Важно установить взаимосвязь этих нравственно-психологических  черт трудных подростков с криминогенной ситуацией, научиться диагностировать возможное возникновение преступного поведения, находить способы его коррекции.

Информация о работе Девиантное поведение как проблема социальной работы