Девиантное поведение как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть проблему девиантного поведенияи описать эффективному преодолению и профилактике девиантного поведения человека.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предметом исследования является процесс организации социальной работы по преодолению и профилактике девиантного поведения.
1. теоретический анализ проблемы девиантного поведения в современном состоянии;
2. раскрыть деятельность социального работника по преодолению и профилактике девиантного поведения.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков
1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения
1.2 Девиантное поведение как социальная проблема
2. Проблема девиантного поведения в современном обществе
2.1 Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе
2.2 Цели, задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению в социальном учреждении
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение как проблема социальной работы.docx

— 77.83 Кб (Скачать файл)

Наряду с «трудными» подростками  так же выделяют и педагогически  запущенных. Устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и  поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влияние среды и ошибками в воспитании. Педагогически запущенный ребенок является здоровым физически и психически, но не обладает необходимыми знаниями и умениями. Педагогическая запущенность развивается постепенно, проходя определённые стадии. Первая стадия (преимущественно в дошкольном возрасте) возникает в результате неправильного воспитания в семье (избыток и недостаток родительского внимания, конфликты между родителями, отсутствие полезного общения, депривация), а также ошибки воспитательной работы в детском дошкольном учреждении. Вторая стадия (начальные классы) - следствие слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению. На этой стадии у ребёнка, испытывающего трудности в учёбе и общении с одноклассниками, появляются начальные формы негативного отношения к окружающей жизни). 3-я и 4-я стадии наиболее проявляются в подростковом возрасте. На 3-й стадии уже могут проявляться асоциальные тенденции к отклоняющемуся поведению, а на 4-й - закрепляются антиобщественные формы поведения, которые могут перейти в правонарушения и преступления. Предупредить запущенность помогает воспитательная работа, основанная на личностном подходе и индивидуальном подходе к ребёнку, взаимодействие семьи и школы, создание условии, способствующих раскрытию способностей личности и признано её в коллективе. Для предупреждения запущенности необходимо правильно диагностировать причины и мотивы поведения детей с учётом типичных признаков отклонений и выбрать оптимальную методику воспитания [54].

Запущенность педагогическая, устойчивые отношения от нормы в  нравственном сознании и поведении  детей и подростков, обусловленные  отрицательным влиянием среды и  ошибками в воспитании. Черты запущенности могут проявляться отчётливо, но могут и скрываться за внешне благополучным  поведением. Педагогически запущенный ребёнок является психически нормальным и физически здоровым. но не обладает знаниями и умениями. необходимыми для нормальной жизнедеятельности.

Задача педагогов - ликвидировать  неблагоприятные тенденции в  развитии школьников на такой стадии, когда они ещё не приобрели  устойчивый характер. Условно выделяют несколько стадий. Первая рассматривается  как предрасполагающая (в основном соответствует дошкольному возрасту). Она возникает в результате неправильного воспитания в семье (дефицит полезного общения с родителями, избыток или недостаток родительской заботы, ласки, конфликты между родителями, отсутствие единства требований к ребёнку, отсутствие ситуаций, воспитывающих чувство сострадания); из-за ошибок воспитателей дет учреждения, приводящих к неблагоприятному положению ребёнка в коллективе; как результат депривации. Вторая стадия является следствием слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению дошкольников.

Система социальных мер на этой стадии должна быть направлена на создание нормальных условий воспитания дома и в дет. яслях и садах, на развитие внимания, мышления. индивидуальных психол. качеств. Большое значение имеет формирование у ребёнка эмоциональной устойчивости, способности к торможению своей деятельности в игре, при общении со сверстниками. Желательно овладение ребёнком первыми навыками чтения, счёта, труда, создание у него верного представления о школе и роли учителя.

К ошибкам воспитания относятся  обобщающие оценки качеств личности ребёнка по его отдельным поступкам. Переоценка или недооценка им своих  способностей мешает правильно вести  себя в период начальной школы. Вторая стадия характеризуется появлением у младших школьников начальных  форм негативного отношения к  нормам и правилам жизни в коллективе. Основная причина - отсутствие успеха в деятельности, прежде всего в  учебной, неудачи и трудности, испытываемые детьми на фоне благополучного положения  одноклассников, отрицательно сказываются  на эмоциональном самочувствии, положении  в группе. Учащиеся стараются привлечь к себе внимание негативными способами  плохим поведением, невыполнением домашних заданий. Для предупреждения педагогической запущенности на этом этапе необходимы совместные усилия семьи и школы, направленные на стимулирование познавательной деятельности ребёнка, интереса к учению, организацию свободного времени. Большое  значение имеет психол. поддержка  учителя, гуманные, товарищеские взаимоотношения  в коллективе [54].

Иногда необходимо создание ситуаций успеха, предусматривающих  организацию условий, при которых  ребёнок испытывает чувство удовлетворения от достигнутого. Полезно поощрять положит, черты личности учащихся, не выставлять плохих отметок. Учитель должен избегать публичного осуждения поступков, травмирующего детскую психику.

Большими возможностями, препятствующими запущенности, располагает  семья: разумный режим, помощь в выполнении домашних заданий, совместные занятия  с детьми. Важно, чтобы младшие  школьники не были предоставлены  сами себе и не попадали бы под отрицательное  влияние детей с уже сложившимися негативными качествами личности. Постоянная связь родителей со школой, консультации при необходимости с медицинскими работниками помогают распознать отклонения в поведении школьников, обусловленные  перегрузкой и утомлением, причинами  неврогенного характера.

Третья и четвёртая  стадии запущенности наиболее часто  проявляются в подростковом возрасте. Третья стадия характеризуется углублением  негативного отношения к нормам и правилам жизни детского коллектива, проявлением асоциальных тенденций, отклоняющимся поведением. Отдельные  поступки школьников, связанные с  нарушением правил поведения, имеют  преимущественно ситуативный характер, то есть возникают в результате неблагоприятного стечения обстоятельств (обида на несправедливость со стороны сверстников и воспитателей, неудачи в деятельности).

Подростки не только переживают последствия своих действий, но и  осознают их отрицательный характер, но ещё не умеют предвидеть нежелательный  результаты. При слабости воспитательных мер на четвертой стадии, тенденции  поведения закрепляются и проявляются  в грубости, негативизме, недисциплинированности. Встречаются факты мелкого воровства, нападения на слабых, жестокости, злостного хулиганства, переходящие в правонарушения и преступления. Часто такое поведение сочетается с искажёнными нравственными представлениями, когда грубость рассматривается как проявление взрослости, хулиганство - как независимость.

Подростки путаются оправдать  свои действия, запущенность развивается  в тех случаях, когда учащиеся не имеют достаточных возможностей для самоутверждения в коллективах  клacca, школы. Их стремление выглядеть взрослыми, независимыми, пользоваться авторитетом среди сверстников в сочетании с незрелостью суждений приобретает при неправильном педагогическом руководстве гипертрофированно-уродливые формы.

Формализм во внеурочной работе, отсутствие полезного общения в  коллективе, непонимание со стороны  взрослых, одноклассников толкают учащихся на поиски контактов в уличных  стихийных объединениях. Педагогически  запущенные подростки особенно восприимчивы к нежелательному влиянию среды, часто подвержены алкоголизму, наркомании. Разрыв между притязаниями подростка  и его реальными возможностями  может способствовать возникновению невротических состояний, осложняющих распознавание причин его поведения.

Признаки третьей и  четвёртой стадий встречаются и  у старших школьников их поведение  отличается большей скрытностью, умением  закамуфлировать неблаговидныe поступки "правильными" словами

Смысл воспитательной работы семьи и школы на этих стадиях  заключается в том, чтобы проявить внимание к развитию личности каждого  подростка, создать условия, способствующие его потребности в признании  коллективом его личностных качеств, раскрытию потенциальных возможностей. Большую роль в этом процессе играют окружающая среда, организация досуга, трудоустройства подростков и молодёжи в их свободное время.

В предупреждении и преодолении  запущенности необходима правильная диагностика  причин и мотивов поступков, изучение типичных признаков отклонений, умение отделить случайные внешние проявления от существенных изменений в сознании, чувствах и поведении подростков, точный диагноз позволяет правильно  выбрать оптимальную методику рабоы с запущенными детьми, обеспечивающую торможение отрицательных и усиление положит, тенденций в его поведении.

 

2.2 Цели, задачи  и принципы работы с лицами  склонными к девиантному поведению в социальном учреждении

Основными направлениями  деятельности специалистов в учреждении социальной работы с лицами, склонными  к отклоняющемуся поведению, являются психодиагностика, психокоррекция, экспертиза, консультирование, просвещение, профилактика, координация, посредничество.

Целью работы является создание условий для достижения позитивных поведенческих изменений личности, способствующих формированию социально-ценностных ориентации на основе личностной композиции социально-ценностных отношений.

Задачами работы с личностью, склонной к отклоняющемуся поведению, выступают: устранение дефицита в поведенческих  репертуарах; усиление адаптивного  поведения; ослабление или устранение неадекватного поведения; устранение реакций тревоги; развитие умения расслабляться; развитие способности самоутверждаться; развитие эффективных социальных навыков; развитие способности к саморегулированию; формирование личностной композиции социально-ценностных отношений.

Опираясь на цели и задачи, мы можем выделить группу функций, реализация которых направлена на профилактику девиантного поведения подростков.

1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная - формирование  у молодого человека стремления  компенсировать тот или иной  социальный недостаток усилением  деятельности в той области,  в которой он может добиться  успехов, которая позволит ему  реализовать свои возможности,  способности и, главное, потребность  в самоутверждении.

3. Стимулирующая - активизация  положительной социально полезной  предметно-практической деятельности  молодого человека; она осуществляется  посредством осуждения или одобрения,  т.е. заинтересованного, эмоционального  отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.

5. Регулирующая - это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

6. Диагностическая - социальные  педагоги, психологи как бы ставят  «социальный диагноз», изучают личность  воспитуемого: его психологические  и возрастные особенности, способности,  состояние физического и нравственного  здоровья; степень и направленность  влияния микросферы; структуры учебного  коллектива; характер группового  взаимодействия.

7. Организаторская - организация  социально значимой деятельности  в открытой среде, включение  в нее подростка в качестве  активного субъекта на основе  личностной композиции социально-ценностных  отношений.

8. Координирующе-посредническая - координация усилий всех медицинских, культурных, спортивных, правовых учреждений, общественных и благотворительных организаций, коллективов педагогов и учащихся для совместного решения социального и профессионального становления подростка для представления интересов подростков на разных уровнях.

9. Профилактическая - использование всех социально-правовых, юридических, психолого-педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, способных оказать антипедагогическое воздействие, обеспечение защиты прав подростков.

10. Организационно-коммуникативная - установление деловых и личностных контактов с педагогами, родителями на принципах взаимного уважения, доверия, сотрудничества.

11. Прогностическая - прогнозирование процесса развития личности подростка в период его взросления, обучения.

12. Конфликтно-защитная - предупреждение и разрешение конфликтов в коллективах учащихся, педагогов, в семьях.

13 Функция социально-психологической  поддержки - оказание помощи в  решение проблем личностного  характера, в снятии нервного  напряжения состояния тревожности.  Различного рода «комплексов»  при посредстве всех психокоррекционных и других методов воздействия.

Мероприятия по коррекции  и профилактике должны следовать  основополагающим принципам:

1. Принцип добровольности  подразумевает, что достижение  реальной эффективности при коррекции  отклоняющегося поведения или  при проведении первичной и  вторичной профилактики возможно  и допустимо лишь в случае  добровольного согласия девианта на их проведение, мотивирования его на такую деятельность.

2. Он базируется на принципе  осознанности, сутью которого является  как признание человеком своего  поведения не соответствующим  нормативному, так и стремление измениться. Принцип осознанности подразумевается не только осознание необходимости поведенческой коррекции, но и истинное осознание целей изменения. Девиант должен представлять, какого именно поведенческого статуса он стремится достичь.

3. Под принципом соответствия (адекватности) понимается выбор  специалистом методик профилактики  в соответствии с механизмами  возникновения поведенческой девиации. В подборе методик можно руководствоваться  известными типами дивиантного поведения, которые отражают различные механизмы формирование отклоняющегося поведения. Девиантное поведение подразумевает, как правило, педагогическое и социальное коррекционное воздействие.

Информация о работе Девиантное поведение как проблема социальной работы