Девиантное поведение как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования в настоящее время проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в социологии, психологии, криминологии, психопатологии. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание работы

Введение
Глава1
1. Теоретические основы изучения девиантного поведения
1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения
1.2 Основные формы проявления девиантного поведения
Глава2
Проблема девиантного поведения в современном обществе
2.1Социальные последствия девиантного поведения
2.2Цели,задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению в социальном учреждении
заключение
список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

В чем заключается  общественная опасность проституции? Во-первых, проституция — это  форма социального паразитизма, что выражается в уклонении от общественно-полезного труда. Проституция  способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Эти женщины не способны производить на свет здоровое потомство. Происходит нравственное падение женщины, она утрачивает стыд, совесть, веру, брезгливость.

Целесообразно ли установление уголовной ответственности за проституцию - большинство экспертов отвечают отрицательно. В настоящее время государство воспроизводит условия, которые способствуют девиантному поведению, и у государства нет моральных оснований вводить уголовную ответственность за проституцию.

Уголовное преследование  привело бы к судебным ошибкам, так как доказать состав преступления чаще всего невозможно. Даже застигнутые с поличным, женщины ссылаются на «любовь с первого взгляда». Кроме того, усиление правовой борьбы с проституцией привело бы к расцвету подпольного секс - бизнеса. Однако в Уголовном кодексе России существует ряд статей за «сопутствующие» проституции деяния (сводничество, притоносодержание и пр.). Следует отметить, что в статьях 198, 210, 226 и 228 УК России хотя и содержатся меры уголовного наказания, но в судебной практике они используются редко.

Рассмотрим проблемы предупреждения проституции. Ликвидация проституции дело безнадежное, так  как сексуальные потребности  — первейшие потребности человека. Поэтому речь идет не об искоренении  проституции, а о ее цивилизованном регулировании.

Факторами, сдерживающими  проституцию, могли бы быть повышение  жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание  социального неравенства; введение уголовной ответственности за деятельность сутенеров, держателей «хат» и прочей шпаны, которая паразитирует на проституции. Государство должно определить свое отношение к организованной проституции.

Необходимо развенчать образ женщины, которая умеет  «красиво» жить. Общество должно воспитывать  в женщине чувство женской  гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защитить женщину от агрессии и изнасилований.

Способствует проституции  поток видеозаписей, содержащих сцены  откровенного секса и насилия.

Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних.

На сегодня приходится признать, что нынешние власти не располагают  возможностями позитивно воздействовать на предупреждение проституции. Это  привело к тому, что организованная проституция открыто, развернула бизнес по «продаже любви». Между тем рост; проституции и половых дисгармоний неизбежно ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых, через 10—15 лет эта эпидемия станет проблемой номер один6.

Суицидальное поведение. Суицид— это сознательное лишение  себя жизни пли попытка к самоубийству. Суицидальное поведение - это саморазрушительное поведение, к которому можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем. употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом состоянии, самоистязание, сознательное участие в драках, войнах.

Суицидальное поведение  у подростков часто объясняется  отсутствием жизненного опыта и  неумением определить жизненные  ориентиры. Помимо общих причин этой формы девиантного поведения  есть, и особые причины. Среди молодежи распространены следующие причины: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства, крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств, токсикомания и наркомания; отождествление известным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением7.

Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Современная сексопатология выделяет патологические и иные отклонения в сексуальном поведении личности. Патологические девиации в форме всякого рода сексуальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации, т.е. отклонения в пределах нормы, являются предметом социально-психологического исследования, поскольку включают в Себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека.

В свою очередь все сексуальные девиации делятся на следующие основные группы: отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения (зоофилия); отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.); нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение); отклонения, связанные с нарушением полового самосознания (транссексуализм); отклонения, связанные с изменением стереотипа полоролевого поведения (маскулинность) и пр.

Рассмотрим подробнее  некоторые формы сексуальных  отклонений.

Гипермаскулинное поведение  проявляется в утрированной мужественности, нарочитой грубости, циничности, которая  у подростков нередко сопровождается агрессивностью и особой жестокостью. Такие подростки стесняются ласк, избегают всего того, что касается чисто «женских» дел и интересов. Главная черта такого поведения — пренебрежительное, хамское отношение к женщине и садистские наклонности в контактах с половыми партнерами.

Половой фетишизм проявляется в сексуальном влечении к отдельным предметам или частям тела, которые символизируют полового партнера. У юношей в качестве такого «талисмана» выступают красивые ноги, оголенные груди, женское белье. Вид этих частей тела или предметов туалета усиливает яркость сексуальных переживаний и вызывает половое возбуждение. Разновидностью полового фетишизма является переодевание в одежды противоположного пола, что также ведет к усилению либидо.

Юношеский нарциссизм —  любование собой, половое влечение к собственному телу. Такие подростки любят подолгу рассматривать себя в зеркале, ласкать свое тело, давая волю сексуальным фантазиям. Часто подобное самолюбование заканчивается онанизмом. Нарциссизм иногда сочетается с желанием выставить свое обнаженное тело напоказ. Такие молодые люди пополняют ряды нудистов, так как любят загорать на пляжах голыми, просят сверстников сфотографировать себя в «костюме Адама», а потом любуются собственными «прелестями».

Эксгибиционизм — желание обнажать свое тело, особенно половой орган перед членами противоположного пола. Молодые люди с подобными сексуальными отклонениями любят подглядывать за раздеванием лиц противоположного пола, подолгу могут смотреть фильмы со сценами откровенного секса. Такие подростки могут часами подкарауливать влюбленные пары, стоят у окон бань или подглядывают в щели туалетов. Увиденное возбуждает их сексуальные фантазии.

Зоофилия (скотоложство, содомия) — половое влечение к  животным У подростков и взрослых носит заместительный характер. Люди с подобной сексуальной ориентацией могут вступать в половые контакты с любыми домашними животными и даже птицами.

Гомосексуализм —  сексуальное влечение к лицам  своего же пола. Различают гомосексуализм в виде педерастии и лесбиянства. Такие наклонности могут формироваться у подростков и взрослых, которые в силу жизненных обстоятельств лишены возможности удовлетворять половые потребности слипами противоположного пола. Особенно часто в гомосексуальные контакты вступают во время отбывания наказания в местах лишения свободы, а также при прохождения службы в армии. Как правило, у подростков гомосексуализм носит заместительный характер, а у взрослых может приобретать черты стойкой половой ориентации8 .

Правонарушения. Одной  из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.

В юриспруденции различают  правомерное и неправомерное  поведение граждан. Неправомерные  действия (правонарушения) — такие  юридические факты, которые противоречат нормам права. Подобные действия нарушают установленный в стране порядок.

Все правонарушения делятся  на преступления и проступки.

Преступление — это  противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящее им существенный вред. Преступления квалифицируются по нормам уголовно-процессуального права.

Проступок — это тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и другими отраслями права9 .

Рассмотренные формы  девиации зеркально отражают социальную картину нашего общества. К сожалению, она выглядит не столь радужно, как  нам хотелось бы. Но если проблема существует, то ее как-то необходимо решать.

 

 

Глава 2 Проблема девиантного поведения в современном  обществе.

Социальные  последствия девиантного поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Цели, задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному  поведению в социальном учреждении

Основными направлениями деятельности специалистов в учреждении социальной работы с лицами, склонными к отклоняющемуся поведению, являются психодиагностика, психокоррекция, экспертиза, консультирование, просвещение, профилактика, координация, посредничество.

Целью работы является создание условий для достижения позитивных поведенческих изменений личности, способствующих формированию социально-ценностных ориентации на основе личностной композиции социально-ценностных отношений.

Задачами работы с  личностью, склонной к отклоняющемуся поведению, выступают: устранение дефицита в поведенческих репертуарах; усиление адаптивного поведения; ослабление или устранение неадекватного поведения; устранение реакций тревоги; развитие умения расслабляться; развитие способности самоутверждаться; развитие эффективных социальных навыков; развитие способности к саморегулированию; формирование личностной композиции социально-ценностных отношений.

Опираясь на цели и  задачи, мы можем выделить группу функций, реализация которых направлена на профилактику девиантного поведения.

1. Воспитательная - восстановление  положительных качеств, которые  преобладали у молодого человека  до появления «девиантности», обращение  к памяти подростка о его  добрых делах.

2. Компенсаторная - формирование  у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая - активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.

5. Регулирующая - это способ  воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

6. Диагностическая - социальные  педагоги, психологи как бы ставят  «социальный диагноз», изучают личность  воспитуемого: его психологические  и возрастные особенности, способности,  состояние физического и нравственного здоровья; степень и направленность влияния микросферы; структуры учебного коллектива; характер группового взаимодействия.

7. Организаторская - организация  социально значимой деятельности  в открытой среде, включение  в нее подростка в качестве  активного субъекта на основе  личностной композиции социально-ценностных  отношений.

8. Координирующе-посредническая - координация усилий всех медицинских, культурных, спортивных, правовых учреждений, общественных и благотворительных организаций, коллективов педагогов и учащихся для совместного решения социального и профессионального становления подростка для представления интересов подростков на разных уровнях.

9. Профилактическая - использование  всех социально-правовых, юридических,  психолого-педагогических механизмов  предупреждения и преодоления  негативных явлений, способных  оказать антипедагогическое воздействие,  обеспечение защиты прав подростков.

10. Организационно-коммуникативная  - установление деловых и личностных  контактов с педагогами, родителями  на принципах взаимного уважения, доверия, сотрудничества.

11. Прогностическая - прогнозирование процесса развития личности в период его взросления, обучения.

12. Конфликтно-защитная - предупреждение и разрешение  конфликтов в коллективах учащихся, педагогов, в семьях.

13 Функция социально-психологической  поддержки - оказание помощи в  решение проблем личностного  характера, в снятии нервного  напряжения состояния тревожности. Различного рода «комплексов» при посредстве всех психокоррекционных и других методов воздействия.

Информация о работе Девиантное поведение как проблема социальной работы