Девиантное поведение как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования в настоящее время проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в социологии, психологии, криминологии, психопатологии. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание работы

Введение
Глава1
1. Теоретические основы изучения девиантного поведения
1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения
1.2 Основные формы проявления девиантного поведения
Глава2
Проблема девиантного поведения в современном обществе
2.1Социальные последствия девиантного поведения
2.2Цели,задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению в социальном учреждении
заключение
список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Мероприятия по коррекции  и профилактике должны следовать  основополагающим принципам:

1. Принцип добровольности  подразумевает, что достижение реальной эффективности при коррекции отклоняющегося поведения или при проведении первичной и вторичной профилактики возможно и допустимо лишь в случае добровольного согласия девианта на их проведение, мотивирования его на такую деятельность.

2. Он базируется на  принципе осознанности, сутью которого  является как признание человеком  своего поведения не соответствующим  нормативному, так и стремление  измениться. Принцип осознанности  подразумевается не только осознание  необходимости поведенческой коррекции, но и истинное осознание целей изменения. Девиант должен представлять, какого именно поведенческого статуса он стремится достичь.

3. Под принципом соответствия (адекватности) понимается выбор  специалистом методик профилактики  в соответствии с механизмами возникновения поведенческой девиации. В подборе методик можно руководствоваться известными типами дивиантного поведения, которые отражают различные механизмы формирование отклоняющегося поведения. Девиантное поведение подразумевает, как правило, педагогическое и социальное коррекционное воздействие.

4. Принцип целесообразности  рассматривает необходимость и  обоснованность исправления поведенческой  девиации сквозь призму возможных  более грубых изменений поведения  после терапии и в связи  с реальным вредом отклоняющегося поведения. Известно, что большинство клинических форм отклоняющегося поведения отражают структуру девиантной личности, и купирование одной девиации часто не приводит к гармонизации личности. Вслед за исчезновением у индивида одной разновидности девиантного поведения происходит «заполнение пустоты» другой девиацией.

5. Принципы допустимости  и гуманности базируется на  представлении о необходимости  применения в процессе коррекции  девиантного поведения лишь тех  методик, которые способствуют  личностному росту человека, этически и эстетически обоснованы и не могут вызвать психических расстройств. Недопустимым следует признать применение манипулятивных методик, которые используются без ведома девианта или без полного осознания им пути терапевтического процесса.

6. Принцип гуманности  базируется на признании за  человеком (девиантом) права на  свободу выбора, права на уважение. Этот принцип (в соответствии  с роджеровским подходом) проявляется  в принятии социальным психологом  девианта как ценной и уникальной личности, принятии его проблем, сопереживании, эмпатии, искренности и позитивном непредвзятом взгляде на личность учащегося.

7. Принцип ориентации  на позитив в поведении и  характере ребенка. Этот известный  принцип, который был сформулирован  еще А.С. Макаренко, требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Социальный педагог должен видеть в ребенке, прежде всего лучшее.

8. Принцип социальной  адекватности воспитания требует  соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание учащейся молодежи, склонной к девиациям. Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

9. Принцип социального закаливания учащейся молодежи, склонной к девиантному поведению, предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

10. Принцип сочетания  прямых и параллельных социально-педагогических  действий. Он оптимизирует процесс,  мобилизует в нем социально-значимые силы, создает поле дополнительного педагогического влияния, подключения воздействие студенческого коллектива, силу его общественного мнения.

11. Принцип единства  диагностики и коррекции обеспечивает  целостность педагогического процесса. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и развития, если нет объективных данных о подростке, о причинах и характере девиации, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

12. Принцип индивидуализации  воспитания детей с девиантным поведением предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждой личности выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям, как-то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения учащейся молодежи в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, представление возможности для самореализации и самораскрытия.

Основными условиями эффективности работы с девиантным поведением являются: деятельность по всем направлениям в работе с самим девиантным поведением, его семьей, учебным заведением, его социальным окружением, интеграция нравственного и правового аспектов; интеграция индивидуального и коллективного подхода к социально - психологической работе.

 

 

Выводы и рекомендации

 

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули  целый ряд проблем, одной из которых  является проблема девиантного поведения. Причины отклонений в поведении  человека возникают как результат  политической, социально-экономической и экологической не стабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей.

Обобщенные результаты позволили сформировать следующие  выводы:

Что девиантное, или отклоняющееся, поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.

Отклоняющееся поведение  как категория представляет собой  взаимодействие с микросоциальной  средой, нарушающее его развитие и  социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативом.

В профилактики и преодолении  девиантного поведения необходима правильная диагностика причин и мотивов поступков, изучение типичных признаков отклонений, умение отделить случайные внешние проявления от существенных изменений в сознании, чувствах и поведении учащихся точный диагноз позволяет правильно выбрать оптимальную методику оказания социальной помощи детям с девиантным поведением, обеспечивающую торможение отрицательных и усиление положит, тенденций в его поведении.

Причинами отклонений в поведении являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический «сдвиг» выражается в асоциальном поведении и сопровождается правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами. Причины девиантного поведения, безусловно, разнообразны и включают в себя как внешние, социально-экономические факторы, так и внутриличностные. Внутриличностные причины девиантного поведения традиционно подразделяются на две группы:

1. причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

2. причины, связанные  с социальными и психологическими  проблемами.

Среди причин, связанных  с психологическими и социальными  проблемами традиционно выделяют следующие:

1. дефекты правового  и нравственного сознания;

2. содержание потребностей  личности;

3. особенности характера; 

4. особенности эмоционально-волевой  сферы.

Особенно важно для  понимания причин девиантного (в  т.ч. делинквентного, криминального  и экстремистского) поведения его  связь с отчуждением личности подростка.

Проведенное исследование выводит нас на ряд актуальный проблем, требующих своего разрешения, в частности, необходимо более детальное  исследование в предупреждении и  профилактике девиаций подростков в  социальной сфере.

 

 

 

 

 

 

Первичная - 6 Голосенко И.А. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса. –СПб., 1998.с.-1




Информация о работе Девиантное поведение как проблема социальной работы