Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:16, курсовая работа
Актуальность исследования в настоящее время проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в социологии, психологии, криминологии, психопатологии. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Введение
Глава1
1. Теоретические основы изучения девиантного поведения
1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения
1.2 Основные формы проявления девиантного поведения
Глава2
Проблема девиантного поведения в современном обществе
2.1Социальные последствия девиантного поведения
2.2Цели,задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению в социальном учреждении
заключение
список использованной литературы
Мероприятия по коррекции и профилактике должны следовать основополагающим принципам:
1. Принцип добровольности подразумевает, что достижение реальной эффективности при коррекции отклоняющегося поведения или при проведении первичной и вторичной профилактики возможно и допустимо лишь в случае добровольного согласия девианта на их проведение, мотивирования его на такую деятельность.
2. Он базируется на
принципе осознанности, сутью которого
является как признание
3. Под принципом соответствия
(адекватности) понимается выбор
специалистом методик
4. Принцип целесообразности
рассматривает необходимость и
обоснованность исправления
5. Принципы допустимости
и гуманности базируется на
представлении о необходимости
применения в процессе
6. Принцип гуманности
базируется на признании за
человеком (девиантом) права
7. Принцип ориентации
на позитив в поведении и
характере ребенка. Этот
8. Принцип социальной
адекватности воспитания
9. Принцип социального закаливания учащейся молодежи, склонной к девиантному поведению, предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
10. Принцип сочетания
прямых и параллельных
11. Принцип единства
диагностики и коррекции
12. Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждой личности выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям, как-то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения учащейся молодежи в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, представление возможности для самореализации и самораскрытия.
Основными условиями эффективности работы с девиантным поведением являются: деятельность по всем направлениям в работе с самим девиантным поведением, его семьей, учебным заведением, его социальным окружением, интеграция нравственного и правового аспектов; интеграция индивидуального и коллективного подхода к социально - психологической работе.
Выводы и рекомендации
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения. Причины отклонений в поведении человека возникают как результат политической, социально-экономической и экологической не стабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей.
Обобщенные результаты позволили сформировать следующие выводы:
Что девиантное, или отклоняющееся,
поведение - понятие социально-
Отклоняющееся поведение как категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативом.
В профилактики и преодолении
девиантного поведения
Причинами отклонений в поведении являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический «сдвиг» выражается в асоциальном поведении и сопровождается правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами. Причины девиантного поведения, безусловно, разнообразны и включают в себя как внешние, социально-экономические факторы, так и внутриличностные. Внутриличностные причины девиантного поведения традиционно подразделяются на две группы:
1. причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
2. причины, связанные
с социальными и
Среди причин, связанных с психологическими и социальными проблемами традиционно выделяют следующие:
1. дефекты правового и нравственного сознания;
2. содержание потребностей личности;
3. особенности характера;
4. особенности эмоционально-
Особенно важно для понимания причин девиантного (в т.ч. делинквентного, криминального и экстремистского) поведения его связь с отчуждением личности подростка.
Проведенное исследование выводит нас на ряд актуальный проблем, требующих своего разрешения, в частности, необходимо более детальное исследование в предупреждении и профилактике девиаций подростков в социальной сфере.
Первичная - 6 Голосенко И.А. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса. –СПб., 1998.с.-1
Информация о работе Девиантное поведение как проблема социальной работы