Девиантное поведение несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ проблемы преступности несовершеннолетних;
Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:
− изучить понятие детской преступности;
− изучить причины детской преступности;
−проанализировать меры по предупреждению преступности несовершеннолетних;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Понятие детской преступности……………………………………..5
Причины детской преступности…………………………………….9
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕШЕННОЛЕТНИХ
Основные меры по предупреждению преступности несовершеннолетних………………………………………………..12
Зарубежный опыт по предупреждению преступности несовершеннолетних………………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..23
Библиографический список……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

курсовая на теорию социальной работы.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Однако подобная констатация  оказывается невозможной без  самой серьезной диагностики. Недаром в процессе установления с подростками благоприятных отношений ей уделяется много времени и внимания. Без выявления и диагностирования проблем подростка, заключенных в нем самом и за пределами его личности, просто немыслимы структурализация и преобразование поведенческих и личностных моделей и реабилитационная работа в целом.

Диагностика - длительный процесс, который не позволяет действовать  приблизительно, навешивая ярлыки и лишь фиксируя динамику развития. Специалист по реабилитации вооружен методами групповой и индивидуальной диагностики. Он постоянно включен в процессы социализации подростков, но при этом, в силу специфики неформального общения со своими подопечными, остается как бы в тени. Свои наблюдения он систематически представляет в форме самоотчетов о состоянии групп, с которыми имеет дело; составляет их характеристику, социальный диагноз, включающий в себя анализ структуры, позиций членов группы, типа властных отношений в ней, оценки группового взаимодействия, уровня "социальности" и т.д. Особое внимание в отчетах уделяется анализу конфликтных ситуаций в группе, характеру и способу их урегулирования, что позволяет судить о динамике групповой жизни, эффективности или непригодности методов и, в конечном счете, служит основой отмены или принятия соответствующего решения.

Важнейшей стороной формирования разных подходов к «трудным» является также распознавание и оценка тех нужд, которые можно удовлетворить на уровне общины. Поэтому не менее значимым условием диагностики выступает оценка социальной среды, которая помогает:

— более ясно и реалистично  понимать подростка, его семью, окружение;

— оказывать поддержку и содействие всем вовлеченным в процесс профилактики преступности, нести ответственность за удовлетворение их нужд и потребностей;

— избегать использования  учреждений по реабилитации, в том  числе приютов.

— приближаться к проблемам, которые  благодаря этому будут поняты, обеспечивая запланированный профилактический подход.

Общественная помощь и наставничество используются как результат диагностики для разрешения наиболее серьезных, особенно тяжелых для подростков проблем. При определении общественной помощи и наставничества используются специальные процедуры:

  • объединение общественных и добровольных средств и возможностей с тем, чтобы подросток не попал в руки официальных органов;
  • создание системы совместной диагностики и оценки личности; обобщение ее результатов для принятия решений учителями, воспитателями, участковыми, помощниками, общественниками; выработка соответствующих мер;

— определение оптимального соотношения между групповой и индивидуальной работой с подростком.

Считается, что для  категории «трудных» подростков наиболее эффективны групповые формы наставничества. Главное в групповой работе с подростками определяют нужды группы и ее членов. Это и оценка этих нужд, и учет общественно полезных умений и навыков, и необходимость консультирования по разным жизненным вопросам, психотерапевтическая работа, посещение школ, изучение семьи и т.д. Кроме того, групповое наставничество создает обстановку, благодаря которой можно поделиться своими затруднениями с себе подобными, с наставниками, познать опыт других. Оно рождает чувство сопричастности и повышает возможность увидеть себя в ином свете.

Что касается посреднических служб, то это поддержка подросткам, особо чувствительных к конфликтам в семье, школе, на улице. Осуществляется силами различных целевых групп, бригад содействия в условиях усиленной групповой деятельности на базе функционирующих на местах подростковых центров самой разной ориентации.

Отличительной чертой усиленной  посреднической деятельности является внимание именно к небольшим группам подростков (6 - 10 человек). Благодаря этому каждый член группы может рассчитывать на близкие контакты с работниками службы в течение трех-четырех вечеров еженедельно.

Кроме таких форм работы, как посещения на дому, связь со школой и семьей, обычной практикой  являются своеобразные компенсаторные услуги. Помимо отвлечения внимания в виде наставничества, данный вид помощи обеспечивает подростку возможность овладеть разными видами деятельности в самой непринужденной обстановке - учебой, профессионально ориентированным досугом, заботой о ближнем и т.д.

Помимо совместного  проведения выходных, туристических поездок, индивидуальных собеседований, широко используется дневное попечительство с элементами обучения. Этот вид услуг предусматривает особые методы оказания помощи в периоды кратковременных кризисов подростков, испытывающих различные учебные трудности. Как правило, подростки, посещающие базовый пункт днем, проживают в своих семьях, но по самым разным причинам исключены или ушли из школы. Главной целью при этом становится их возвращение в учебное заведение. Дневное попечительство рассматривается не как альтернативное, а всего лишь как необходимая передышка, позволяющая принимать решительные меры образовательного, социального и эмоционального характера в рамках программы помощи.

И, наконец, еще одним  важным элементом общей стратегии заботы о «трудных» является обеспечение подобающего места жительства, способного заменить семью.

Сегодня в Голландии  никто уже не дискутирует по поводу закрытых воспитательных учреждений интернатного и исправительного характера. Их настойчивая критика выявила однозначно негативную направленность "тотального воспитания", при котором, во-первых, ограничены возможности полноценной жизни и развития детей, а во-вторых, в результате полного разрыва отношений детей с окружающим миром неизбежно возникают новые необратимые проблемы. Существование таких заведений приводит к игнорированию альтернативных с точки зрения открытости и превентивности форм помощи.

Каждый городской округ  имеет: пристанище на несколько ночей для тех, кто испытывает временные неприятности; приюты для проходящих специальную диагностику перед определением в реабилитационное учреждение типа детского дома или интерната с повышенной заботой; убежище для краткосрочной "передышки" от семейного кризиса; пансионаты с длительным проживанием, связанным с реализацией программы подготовки к самостоятельной жизни, независимой от родителей.

Относительно новой  формой временного содержания подростков вне семьи стали в Голландии  приемные родители. Их подыскивают  социальные помощники или общинный совет заботы из жителей данной территории. Это могут быть незнакомые подростку люди, а также члены семей его товарищей, их родители, которые, в случае согласия, получают за содержание ребенка соответствующую плату. Если и здесь подросток будет ощущать дискомфорт, социальный помощник займется поиском более подходящих условий жизни в новой семье.

Дома заместительства  семьи получили в Голландии широкое распространение. Постоянно открываются новые дома под эгидой, как государственной опеки, так и на частных и общественных началах. Учредителями таких домов становятся церкви, фонды, партии, движения, частные лица. При этом никто не имеет права определить туда подростка в принудительном порядке.

При всем многообразии форм помощи местные отделы заглядывают  еще дальше. Если все перечисленные формы помощи в каком-то конкретном случае никак не зарекомендовали себя, следует обращение в общегородские инстанции, предлагающие средства помощи более широкого масштаба - заботу специалистов "социальных клиник" участие в работе групп самопомощи и пр. Городские центры направляют свои усилия на такую организацию помощи, которая согласуется с полицией, прокуратурой, детскими судами, как заслуживающая внимания и доверия альтернатива содержанию под стражей под предлогом неуправляемости. Вся эта работа проводится для того, чтобы ни один несовершеннолетний не был приговорен к уголовному наказанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На сегодняшний день общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних растет катастрофически быстро, а  также меняется ее структура и характер. А в основе этих отклонений лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но вообще молодежные отклонения есть следствие социальных отношений в обществе.

Причина же становления  девиантного поведения являются: несогласованность между целями и средствами, наличие социального неравенства в обществе, неравноправные отношения в семье.

В настоящее  время обостряются общественные противоречия, что  сказывается на преступности несовершеннолетних. На свет выходят конфликты во взаимоотношениях подрастающего поколения и традиционных общественных институтов. Зависимое положение подростка, мнением и желанием которого мало интересуется, не может не вызывать протеста. Застарелая педагогика, реализуемая в школе и дома, направлена на подавление индивидуальности.

Бесспорно, наиболее значимо для подростка ближайшее  окружение- семья. Состояние внутрисемейных отношений во многом определяет поведение  подростка. Даже борясь с родителями за независимость, подросток демонстрирует все то, чему он у них научился.

Важнейшей сферой приложения сил и понимания собственной  значимости для несовершеннолетнего  является учеба и работа. Здесь  подросток сталкивается с наибольшими  жизненными трудностями, от преодоления  которых зависит его внутреннее состояние. Достижение успеха в труде и учебе важно для собственной полноценности. Социальная незащищенность подростка часто становится причиной срывов и конфликтов в сфере учебы и труда, может повлиять на конфликтность его поведения, на желание любым способом компенсировать неудовлетворенность.

Компенсация неудовлетворенности для трудных  подростков - это чаще всего сфера  досуга. Не добившись успеха в учебе, в результате чего не получив возможности  заниматься престижным трудом, подросток  пытается найти удовлетворение в общении со сверстниками, причем не всегда приемлемыми для общества способами, а часто и совершая преступления.

Помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремление,     интересы, дать возможность развиваться  его индивидуальности, значит, во многом предотвратить преступление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

 

  1. Л.С.Алексеева Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии. // Социс 1992 г. № 1
  2. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация       несовершеннолетних/ Б.Н. Алмазов. Свердловск,1986.
  3. Антонян М.Ю «Предупреждение преступности несовершеннолетних».
  4. Бузько Н.М. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение/ Н.М. Бузько. Кубанский институт, 1999.
  5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра/ М.И. Буянов М.: 1998. 207с.
  6. Васильева Е. Молодежь и насилие/Е. Васильева// Социс.1995.№2.
  7. Гуров А.И. Профессиональная преступность: Прошлое и современность/ А.И. Гуров. М: Прогресс,1990.
  8. Ильинский Я. Социология девиантного поведения/ Я. Ильинский, В. Афанасьев. СПб: институт социологии РАН, 1993.
  9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для ВУЗов/ Ю.А. Клейберг. М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М»,2001. 160с.
  10. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков/ Ю.А. Клейберг. Кемерово: 1996.
  11. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение/ А.И. Ковалева. М:1996.
  12. Ленцова Л.А.. Социологическая теория девиантного поведения /Л.А. Ленцова, М.Ф. Шурупова// Социально-политический журнал.1993.№ 4.
  13. Львова М.В. Социально-психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук/ М.В. Львова. Ярославль: 2000.
  14. Отклоняющееся поведение молодежи: Краткий словарь-справочник/ Под. ред. В.А. Попова, С.А. Завражина.1994.
  15. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи/ В.Ф. Пирожков. Тверь: 1994.
  16. Пискарев Д.П. Социально-психологические стереотипы противоправного поведения молодежи/ Д.П. Пискарев. М.:1999.
  17. Тузов А.П. Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних/ А.П. Тузов. Киев: 1982.111с.
  18. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001. 427с.

1Ленцова Л.А.. Социологическая теория девиантного поведения /Л.А. Ленцова, М.Ф. Шурупов// Социально-политический журнал.1993.№ 4.

2 Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. Ст. 234.

3 Бузько Н.М. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение/Н.М. Бузько. Кубанский институт, 1999. Ст.104.

4 Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. Ст. 233.

5Степанов В.Г. Психология трудных школьников/В.Г. Степанов. М: Академия, 2001. С.98.

6 Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение/А.И. Ковалева. М:1996.Ст.256.

7 Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. Ст. 286.

8 Степанов В.Г. Психология трудных школьников/В.Г. Степанов. М: Академия, 2001. С.134.

9 Гуров А.И. Профессиональная преступность: Прошлое и современность/А.И. Гуров. М: Прогресс,1990.Ст.64.

10 Ю.М.Антонян Предупреждение преступности несовершеннолетних.

11 Л.С.Алексеева Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии. // Социс 1992 г. № 1




Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних