Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 08:44, курсовая работа
Цель- Рассмотреть современные формы к понятию девиации. Объект: студенческая молодежь, Предмет: формы девиантного поведения.
Метод: Анализ научной литературы. Анализ статей, посвященных девиантному поведению. Анкетирование.
Поработать с литературой, сделать выводы.
1. Введение----------------------------------------------------------------3
2. Основные подходы к понятию девиации------------------------5
2.1 Виды девиаций-------------------------------------------------------6
2.2 Степень научной разработанности темы-----------------------10
3. История граффити ----------------------------------------------------11
3.1 Вандализм в современном уличном искусстве----------------12
4. Анкетирование---------------------------------------------------------15
4.1 Курение ----------------------------------------------------------------17
4.2 Алкоголизм------------------------------------------------------------19
4.3 Наркомания------------------------------------------------------------20
4.4 Посещаемость занятий----------------------------------------------22
5. Заключение--------------------------------------------------------------25
Список литературы.
Министерство наук и образования РФ
Новосибирский Государственный Технический университет
Кафедра «Социологии»
Курсовая работа
На тему: Девиантное поведение современной студенческой молодежи
Выполнил: Семакин К. Ю
Группа: СЛ-01
Научный руководитель:
Рязанова Т. А
Новосибирск 2011
Содержание:
1. Введение----------------------
2. Основные подходы к понятию
девиации----------------------
2.1 Виды девиаций----------------------
2.2 Степень научной разработанности темы-----------------------10
3. История граффити ------------------------------
3.1 Вандализм в современном уличном искусстве----------------12
4. Анкетирование-----------------
4.1 Курение ------------------------------
4.2 Алкоголизм--------------------
4.3 Наркомания--------------------
4.4 Посещаемость занятий-----------------------
5. Заключение--------------------
Список литературы.
1. Введение:
В своей курсовой работе я рассмотрю девиантное поведение современной студенческой молодежи. Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
Молодежь, как особая социально-демографическая
группа населения, является основным потенциалом
трудового и популяционного ресурсов
общества. Однако, современные масштабы
распространения проявлений различных
форм девиаций, злоупотребление спиртными
напитками в среде молодежи таковы,
что требуют к себе пристального
внимания специалистов, более глубокого
их изучения. Очевидно, что необходимо
проведение эффективных мер по предупреждению
и профилактике проявлений девиаций
в молодежной среде, особенно студенческой,
как наиболее восприимчивой к
различным изменениям в обществе.
Процесс социализации современного
студенчества осложняется влиянием
морально-нравственных и психологических
факторов, которые нередко способствуют
возникновению отклонений, усложняют
ее виды и формы, изменяют количественные
и качественные показатели девиаций.
В российском обществе сложилась
ситуация, которая приводит к тому,
что часть молодежи как социальная
группа по образу жизни всё более
вытесняется в маргинальный слой,
в ее жизнедеятельности и поведении
все больше проявляются девиации.
Таким образом, различные отклонения
студентов следует
Цель- Рассмотреть современные формы к понятию девиации. Объект: студенческая молодежь, Предмет: формы девиантного поведения.
Метод: Анализ научной литературы. Анализ статей, посвященных девиантному поведению. Анкетирование.
Поработать с литературой, сделать выводы.
В социальной сфере России наблюдаются тревожные тенденции, связанные с усложнением и нестабильностью экономических и политических процессов. Значительное ухудшение общей обстановки в стране, падение морали, нравственности в российском обществе, быстрый рост криминализации, отсутствие должного воспитания в семье отражаются на формировании личности молодых людей и влияют на их поведение. Множественные исследования девиантного (отклоняющегося от общественной нормы) поведения среди студенческой молодежи показывают, что девиация имеет место и распространена в их среде в значительной степени. Конечно, изучить процессы девиантного поведения в молодежной среде весьма сложно. Поэтому важно находить и эффективно внедрять в практику методы, позволяющие выявлять косвенным путем уровень девиации, чтобы, если и не искоренить, то хотя бы пресечь её распространение в молодёжной среде. Асоциальное поведение среди молодежи корыстно, на мой взгляд, оно становится, все более актуальным. Правонарушения и поступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду, агрессивная ориентация в поведении, направленная против личности: оскорбление, хулиганство, побои становятся в молодёжной среде, если не нормой, то уже довольно широко распространенным явлением. Почему на сегодняшний день девиантное поведение среди молодежи распространено в значительной степени? Каковы мотивы поступков молодых людей? Каковы социальные факторы, влияющие на девиантное поведение студенческой молодежи? Эти и другие вопросы становятся всё более актуальными сегодня. Человек, представляя собой сложное социальное, психологическое и биологическое существо, даже при позитивных внешних условиях, человек может оказаться за чертой социально одобряемого поведения. Значимость этой ситуации трудно преувеличить, поскольку в ближайшее десятилетие нынешняя студенческая молодежь будет определять уровень благосостояния страны, её экономический, научный и культурный потенциал. Классическими формами девиантного поведения считают пьянство, наркоманию, проституцию в этот классический список мне бы хотелось внести еще одну форму девиантного поведения такую как вандализм в граффити. В связи с вышеизложенным целью нашей работы явилось изучение некоторых форм девиантного поведения студенческой молодежи в современном обществе.
2. Основные подходы к понятию девиации
К нашему сожалению, не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями . Термин “отклонение” означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, святые, гении. Мы все с вами помним как в американских фильмах один чудак стоит по среди улице и вещает всем о грядущем конце света. Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы. [1] У истоков социологии девиантного поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились”.Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое “идет вразрез с институционализированными ожиданиями”, а англичанин Д.Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что “социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус”, то есть только субъективное обозначение, “ярлык”, а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства. [3] Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам”, то есть речь идет о нарушении любых социальных норм. [7]
Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они
представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Нейл Джозеф Смелзер писал девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. [16] Смелзер выделяет три основных компонента девиации:
а) Человека, которому свойственно определенное поведение;
б) Норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;
в)Другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение.
Таким образом, под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимаются:
1) Поступок, действие человека, не соответствующие официально
установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
2) Девиантное поведение вызывает
негативное отношение
3) Девиантное поведение наносит
серьезный ущерб самой
4) Девиантное
поведение носит
2.1 Виды дивиаций
Основные виды отклоняющегося
поведения личности (по Е.В.Змановской):1.
Агрессивное поведение (деструктивное)Агрессия -
тенденция (стремление), проявляющаяся
в реальном поведении или фантазировании,
с целью подчинить себе других либо доминировать
над ними. Агрессивность как склонность
конкретного человека проявлять эту тенденцию
в форме конкретных внутренних и внешних
действий — индивидуальная особенность.
Данную индивидуальную особенность довольно
трудно измерить, в связи с чем основным
способом оценки агрессивной тенденции
является оценка ее поведенческих проявлений.
Ведущие признаки агрессивного поведения:
- выраженное стремление к доминированию
над людьми и использованию их
в своих целях;
- тенденция к разрушению;
- направленность на причинение вреда
окружающим людям;
- склонность к насилию (причинению боли). [2]
Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования. Агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие — вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами — разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения). Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия. [4]
2. Делинквентное поведение
Делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Делинквентная личность (делинквент) - личность, проявляющая противозаконное поведение.
Деликты - противозаконные действия. Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.
Особенности делинквентного поведения:
1) Это один из наименее
определенных видов
2) Делинквентное поведение
регулируется преимущественно
3) Противоправное поведение
признается одной из наиболее
опасных форм девиаций, поскольку
угрожает самим основам
4) Поведение личности
активно осуждается и
5) Противоправное поведение
по своей сути означает
3. Зависимое (аддиктивное)
поведение, зависимость (аддикция) - чрезмерная
привязанность к чему-либо. Англ. addiction
— склонность, пагубная привычка. Если
обратиться к историческим корням данного
понятия, то лат. addictus — тот, кто связан
долгами (приговорен к рабству за долги).
Иначе говоря, это человек, который находится
в глубокой рабской зависимости от некоей
непреодолимой власти. Некоторое преимущество
термина «аддиктивное поведение» заключается
в его интернациональной транскрипции,
а также в возможности идентифицировать
личность с подобными привычками как «аддикта»
или «аддиктивную личность». В широком
смысле под зависимостью понимают «стремление
полагаться на кого-то или что-то в целях
получения удовлетворения или адаптации».
Негативные последствия зависимого поведения
личности:
-утрата работоспособности;
-конфликты с окружающими;
- совершение преступлений.
Зависимое поведение - это
наиболее распространенный вид девиации,
так или иначе затрагивающий
любую семью. Условно можно говорить
о нормальной и чрезмерной зависимости.
Все люди испытывают «нормальную» зависимость
от таких жизненно важных объектов, как
воздух, вода, еда. Склонность к чрезмерной
зависимости порождает проблемные симбиотические
отношения или зависимое поведение.
Зависимое поведение тесно связано как
со злоупотреблением со стороны личности
чем-то или кем-то, так и с нарушениями
ее потребностей.
Объекты зависимости:
- психоактивные вещества (легальные и
нелегальные наркотики);
- алкоголь (в большинстве классификаций
относится к первой подгруппе);
- пища;
- игры;
- секс;
- религия и религиозные культы.
Формы зависимого поведения:
химическая зависимость (курение, токсикомания,
наркозависимость, лекарственная зависимость,
алкогольная зависимость);
- нарушения пищевого поведения (переедание,
голодание, отказ от еды);
- гэмблинг — игровая зависимость (компьютерная
зависимость, азартные игры);
-сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм,
пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм,
вуайеризм, некрофилия, садомазохизм);
— религиозное деструктивное поведение
(религиозный фанатизм, вовлеченность
в секту). [5]
4. Суицидальное поведение
Самоубийство, суицид (лат.
«себя убивать») — это умышленное лишение
себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется
лицом, которое не может отдавать себе
отчета в своих действиях или руководить
ими, а также в результате неосторожности
субъекта, относят не к самоубийствам,
а к несчастным случаям. В наши дни суицидальное
поведение не рассматривается как однозначно
патологическое. В большинстве случаев
это поведение психически нормального
человека. В то же время распространена
точка зрения на суицид как на крайнюю
точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного
поведения. Суицидальное поведение — осознанные
действия, направляемые представлениями
о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого
поведения выделяют:
— собственно суицидальные действия;
— суицидальные проявления (мысли, намерения,
чувства, высказывания, намеки).
Таким образом, суицидальное
поведение реализуется
Информация о работе Девиантное поведение современной студенческой молодежи