Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 13:40, курсовая работа
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование, им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения.
Введение
ГЛАВА 1. Социальная сущность девиантного поведения
1.1 Характеристика понятия «девиантное» поведение, основные его причины
1.2 Виды и основные формы девиантного поведения молодежи
ГЛАВА 2. Подростковый возраст и его особенности
2.1 Предпосылки девиации в подростковом возрасте
2.2 Особенности осуществления профилактики девиантного поведения у подростков
Заключение
Список используемой литературы
Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально - медицинских и организационно воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками.
Существуют различные формы психопрофилактической работы.
1) Организация социальной среды.
В её основе лежат
2) Информирование. Это направление
психопрофилактической работы
3) Активное социальное обучение
социально важным навыкам. Данная
модель преимущественно
4) Организация деятельности, альтернативной
девиантному поведению. Эта форма
работы связана с
5) Организация здорового образа жизни.
6) Активизация личностных
7) Минимизация негативных
Отличительной чертой современной системы ранней профилактики является то, что она представлена многочисленными и разноведомственными органами и социальными институтами, которые решают воспитательно-профилактические задачи самыми разнообразными методами и средствами.
Социальный контроль – совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами. К субъектам, осуществляющим социальный контроль относят практически все социальные институты, однако особая роль принадлежи семье, школе, государству и его учреждениям (Инспекциям по делам несовершеннолетних, Комиссиям по делам несовершеннолетних, органам внутренних дел). Социальный контроль может быть формальным, т.е. осуществляется компетентными организациями и неформальным (неофициальный). Факторами, способствующими эффективности социального контроля девиантного поведения могут выступать: снижение репрессивных мер воздействия; создание эффективной системы превентивно-профилактических мер; повышение социокультурного и воспитательного уровня общества; контроль за СМИ; подготовка специалистов для работы с девиантами; методы и средства социального контроля должны быть адекватными конкретным видам девиантного поведения; создание системы социальной помощи, социально-психологической реабилитации лиц с разного рода девиациями; совершенствование законодательной базы [1, 143 – 145].
Чтобы преодолеть социальную дезорганизацию-девиацию, аномию, хаос, беспорядки, нарушения в ценностно-нормативной системе общества, необходим социальный контроль. Социальный контроль (controle - франц. проверка) - это механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, обществе в целом), осуществляющий ее с помощью нормативного (морального, правового, административного и т.д.) регулирования поведения людей. Контроль можно представить как центральную нервную систему социального института. Без функций социального контроля общество существовать не может. Ему необходимы правила и нормы поведения, закрепленные законом. Социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции, без которых общество как система распалось бы в кратчайшие сроки. Такие понятия, как власть, социальные нормы, санкции, составляют содержание и механизм социального контроля. Власть – форма социальных отношений, характеризующая способность влиять на направление деятельности и поведение людей, социальных групп, общностей посредством организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, контроля и насилия.
Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения. Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, охватывающем наиболее сложные социальные отношения; публичном, или ассоциативном, объединяющем общности и отношения в них (организации, объединения, союзы, социальные группы, трудовые коллективы), и личном (частном), в малых группах и т.п.
Так же социальный контроль подразумевает наложение на личность определенных обязанностей и предоставлении ей некоторых прав. Различие прав и обязанностей, регламентирующих поведение и отношение человека, заключается в том, что одни свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли, или носитель данного статуса, должен делать по отношению к другим; другие говорят о том, что может человек себе позволить или допустить по отношению к другим, в чем заключается относительная самостоятельность человека.
Соотношение прав и обязанностей в различных типах общества и социальных группах различны: статус раба в древнем мире предполагал только обязанности и никаких прав; при авторитарном режиме права и обязанности асимметричны - у лидеров и правящего класса права максимальны, а обязанности минимальны; у рядовых граждан много обязанностей, но мало прав. В демократическом обществе права и обязанности более или менее уравновешены. Правовое регулирование существовало не всегда. Вначале появились обычаи и традиции, затем табу. Обычаи соблюдаются людьми по привычке. Это воспринятая из прошлого форма поведения и регулирования деятельности человека. Традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и соблюдающиеся в силу общественного принуждения. Прообразом права были табу (запреты) в поведении человека. Например, запрещалось охотиться на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками.
Жизнь людей регламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться силой и авторитетом государства. Появились правовые законы как средства общественного согласия. Право стало представлять собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил стала обязанностью человека, другая его правом. Первая ограничивала свободу действий, вторая ее расширяла. В древнем мире преобладали законы, ограничивающие свободу. Право на свободу действий - это уже достижение эпохи Нового времени. Социальные санкции - оперативные средства социального контроля, выполняющие функции интеграции, стабилизации, социализации субъектов общественных структур. Санкции - это не только наказания, но и поощрения, которые способствуют соблюдению социальных норм. Вместе с ценностями санкции определяют выполнение человеком норм, следование им. Нормы как бы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций. Санкции - это совокупность поощрений при выполнении норм, за согласие с ними, то есть за конформизм и система наказаний за отклонение от них, то есть за девиантность. Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятыми нормами потому, что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никто не будет знать об этом. По существу установление конформизма - это одна из целей социального контроля.
Можно выделить четыре типа санкций: 1. Формальные (позитивные санкции) - публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительства, министерств, ведомств, союзов, творческих объединений. 2. Неформальные (позитивные санкции) - публичное одобрение: дружеская похвала, молчаливое признание, аплодисменты, комплименты, слава, почет. 3. Формальные (негативные санкции) - наказания, предусмотренные правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями, приказами, юридическими законами. 4. Неформальные (негативные санкции) - порицания, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, игнорирование, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба. Индивид может и сам контролировать свои действия, заставляя себя делать то, что не хочется, или отказываться от того, что является отклонением от нормы. Применение санкций человеком к самому себе называется самоконтролем. В ходе социализации осуществляется одновременно, и социальный контроль, но если человек нарушает нормы, то он испытывает чувство вины и у него пробуждается совесть. Совесть - это проявление внутреннего контроля, своего рода внутренний трибунал. Волевые усилия человека, его самоконтроль как принцип реальности сдерживают поток энергии бессознательных процессов, стихийных импульсов личностной структуры индивида. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем меньше социальным организациям приходится применять к нему внешний контроль. Но, если у человека самоконтроль находится на низком уровне, то организациям социального контроля (государству, милиции, судам, армии и т.д.) вынужденно приходится вступать в действие для нейтрализации негативных действий отдельных своих граждан. В то же время жесткий детерминизм, постоянные ограничения дают не лучшие результаты. Человек тормозит развитие собственного самоконтроля, сдерживает самореализацию, самосозидание себя как личности. Можно сделать вывод: при развитом самоконтроле высока вероятность установления демократии, при неразвитом - авторитарного режима.
Сама система социального контроля может разбалансироваться, и начать допускать дисфункциональное поведение индивидов. Такие деструктивные процессы происходят, прежде всего, в периоды кризисных ситуаций в обществе. Отношение «человек - общество» является главным в системе отношений социального контроля. Данное отношение осложняется наличием уровня индивидуального сознания в структуре общественного сознания. Появляются возможности сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения тех стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Индивидуальное сознание является основанием самоконтроля; общественное сознание - социального контроля. Субъектами контролирующего действия выступают не только государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура, семья и т.п. Эффективность социального контроля, группового давления на индивида, нарушающего нормы, зависит, прежде всего, от его статуса. К людям, имеющим различные лидерские возможности в группе, применяются различные способы группового воздействия или давления. Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодёжь (а что уже говорить о современном российском тинэйджере) подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую - одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме.
На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10-15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» - люди с несущественными отклонениями. Хотя большая часть людей преимущественно живут в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами. Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку полицейская статистика регистрирует незначительную часть происшествий [Приложение 2. 4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. Стоит ли говорить, насколько опасно для общества распространение преступной идеологии, ведущей к эрозии моральных ценностей и нравственной деградации значительных слоев населения. Формируются неписаные нормы общественной безнравственности, оправдывающие нетрудовые доходы, воровство, насилие и т.п.
Размытость нынешних, внедряемых свыше современными реформаторами норм, их неубедительность делают проблему определения девиации чрезвычайно сложной. Все труднее и теоретикам и практикам становится ответить на вопрос: В чем и от чего происходит отклонение?
В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.
Социальное влияние и давление преступного мира на общество, распространение его морали, психологическое заражение наименее устойчивой части населения (особенно молодежи) - тревожная реальность наших дней. Происходящая деформация ценностных ориентаций у молодых людей создает предпосылки для воспроизводства закононепослушания, утверждения своеволия, права сильного и жестокого. Борьба с преступностью сегодня превратилась в острейшую, самостоятельную проблему, решение которой требует комплексного подхода. Это значит, что все предпосылки, пограничные к преступлению, явления, связанные с состоянием общественного организма, должны учитываться, ибо грань между аморальностью и преступностью весьма подвижна. Более того, именно отрицание моральных норм лежит в основе многих преступлений.