Девиантное поведение у подростков как проблема социальной работы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование, им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Социальная сущность девиантного поведения
1.1 Характеристика понятия «девиантное» поведение, основные его причины
1.2 Виды и основные формы девиантного поведения молодежи
ГЛАВА 2. Подростковый возраст и его особенности
2.1 Предпосылки девиации в подростковом возрасте
2.2 Особенности осуществления профилактики девиантного поведения у подростков
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

девиантное поведение кур.docx

— 59.38 Кб (Скачать файл)

Разрушительные масштабы девиантности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память, девальвирует свою систему ценностей. Иначе говоря, ему грозит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу. Нечто подобное может произойти сегодня и в России, если не будут приняты эффективные меры по остановке падения производства и снижения жизненного уровня большинства населения страны. Иначе ситуация с девиантным поведением еще более усложнится.

Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласованность между ожидаемым и реальным повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.

Есть объективные основания считать, что в ближайшие годы масштабы девиантного поведения будут возрастать, а значит и расширять причинную базу преступности.

Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих характер и масштабы девиаций, требует разработки в кратчайшие сроки системы мер, дифференцированных по регионам и группам населения. Причем меры эти должны быть не только прямого, непосредственного воздействия на разные категории людей, но и опосредованного, связанного с оздоровлением образа жизни людей, повышением их культуры и социальной активности, изменениями в их ценностных ориентациях и установках, в их нравственной устойчивости.

Профилактика социальных отклонений может быть эффективной, если в центре предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.

Разумеется, выработка эффективной системы мер по преодолению, ограничению и профилактики девиации в поведении разных групп населения возможна только на основе специально организованных социальных, социально-психологических, криминологических и других исследований. Полученные на их основе социальные показатели могут в свою очередь повлиять на саму систему принятых в обществе норм, сделать их более адекватными сложившимся условиям.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Теория социальной работы: Курс лекций. Автор составитель. – Г.А. Качан – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 243с.

2.      Социология молодёжи: Учебное пособие /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д, 2001. – 576с.

3.      www.mail.ru//sokrat.info реферат «Девиантное поведение».

4.      Смелзер Н. Социология /пер. с англ. – М., 1985. – 121с.

5.      Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие /В.Г. Кондрашенко, С.Л. Игумнов. – Мн.; Аверсэв, 2004. – 365с.

6.      Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры //Социология преступности. М., 1966.

7.      Курганов С.М. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // Социс, 1989. №5. С.61.

8.      Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. 1990., №9. C. 94.

9.      Габиани А.А. Наркотики в среде учащейся молодёжи // Социс. 1990., №9. С. 90 – 91.

10.     www.mail.ru//5ka реферат «Девиантное поведение»

11.    Стариков Е. Маргиналы, или размышление на тему: «Что с нами про 

исходит?» //Знамя. 1989. №10. С. 133.

12.     Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистров, аспирантов пед. Высш. учеб. Заведений /В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. – 2005. – 400с.

13.    Социальная работа: Учебное пособие //В.И. Курбатов [и др.]. – 5-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 480с.

14.     Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. Мн.: Сфера, 1997. – 528с.

15.    Кротов В.Г. Массаж мысли. Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. Мн.: Совершенство, 1997. – 176с.

16.    Социально-психологический коррекционный инструментарий /Под ред. С.А. Беличевой. М.: Социальное здоровье России.1993. 116с.

17.    Фигдор Г. «Я тебя понимаю, но я тебе этого не скажу» (О возможностях психоаналитической педагогики в работе с трудными детьми) //Психологическая наука и образование 1998. С. 59 – 74.

18.    Мирошниченко Л.Д., Пелипас В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблемы антинаркотической профилактика в подростковой среде// Педагогика, 2000, №3. С.9.

19.    Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.. 2001.

20.    Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001

21.    Смит Н. Психология. Психология. Современные системы: история, постулаты, практика/ Н. Смит. СПб., 2007.

22.    12. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию/В.А. Янчук / Минск,2005

23.    Стили семейного воспитания, стимулирующие нарушения поведения детей старшего школьного возраста. И.А. Фурманов// История психологии в Беларуси. Минск: Тесей.2004. С.301-306

 

Приложение 1

Сводная таблица по анкетированию

Название вопроса

Вариант ответа

% соотношение по полу

Ж

М

Что вы понимаете под девиантным (отклоняющимся) поведением?

Агрессивное поведение

60

10

Употребление спиртных напитков

15

10

Употребление наркотических веществ

30

5

Хорошие взаимоотношения с родителями, учителями

5

 

Вредные привычки

15

20

Уход из дома

15

 

Что, по вашему мнению, способствует формированию девиантного поведения у подростков?

Отрицательный пример взрослых

35

35

Конфликтность в общении с родителями

55

10

Отсутствие интересов

30

20

Неумение занять себя

25

5

Негативное влияние друзей

25

 

Плохие взаимоотношения с учителями

35

40

Какие типичные черты характерны, с вашей точки зрения, для подростков с девиантным поведением?

Агрессивность

40

5

Грубость

50

5

Конфликтность

30

5

Демонстративность

5

10

Лживость

15

30

Жестокость

45

10

Замкнутость

20

5

Кто из членов семьи больше уделяет вам внимание?

Мать

45

20

Отец

 

5

Оба родителя

25

20

Бабушка

10

 

Никто

15

 

Какие взаимоотношения преобладают в вашей семье?

Дружелюбие

30

25

Согласие

15

15

Сотрудничество

20

5

Взаимоподдержка

20

5

Враждебность

5

 

Равнодушие

20

 

Холодность

5

5

Имеет ли место в вашей семье следующее?

Частое употребление спиртных напитков родителями

 

5

Постоянные ссоры, скандалы

25

15

Оскорбительные и бранные слова в ваш адрес

35

15

Длительное нахождение посторонних людей в вашем доме

10

10

Драки между членами семьи

10

 

Нет

15

10

Нравится ли вам учиться?

Да, но некоторые предметы даются не легко

25

10

Да, несмотря на то, что испытываю трудности при изучении отдельных предметов

30

25

Нет, но некоторые предметы даются легко

20

10

Нет

25

10

Вступаете ли в конфликт с учителями?

Да

10

10

Иногда

50

35

Нет

20

 

Часто

15

10

Что чаще всего является причиной этих конфликтов?

Непонимание и неприязнь

25

10

Несправедливое отношение со стороны учителя

60

15

Предвзятое отношение

5

20

Неуважительное отношение учителя

20

10

С кем вы предпочитаете проводить свое свободное время?

С семьёй

10

 

С компанией друзей

65

40

Один

25

15

 

Своё свободное время вы проводите?

Посещая увеселительные заведения

35

5

Читая художественную или периодическую литературу

20

 

Занимаясь спортом

15

10

Употребляя спиртные напитки

5

10

Просматривая видео

20

15

Ничего не делаете

20

15

Гуляю

5

 

Если вы употребляете спиртные напитки, то каковы мотивы этого?

Хочется быть взрослым

   

Для храбрости

515

 

Стесняюсь отказаться

25

 

Праздность обстановки

45

20

За компанию

30

20

Для поднятия настроения

25

 

Для улучшения самочувствия

 

5

В жизни подростка огромное значение имеет компания друзей. Согласны с этим?

Да

70

10

Нет

30

25

Затрудняюсь ответить

 

15

Что связывает вас с вашей компанией?

Возможность быть раскованным, свободным

25

5

Общие взгляды на жизнь

45

25

Интерес к определённому делу

25

15

Отсутствие норм и правил, принятых у взрослых

 

10

Общность судьбы

10

5

Совершали ли вы какие-либо проступки, правонарушения?

Пропуск учебных занятий

50

30

Употребление спиртных напитков

30

10

Сквернословие

50

15

Воровство

5

 

Нанесение телесных повреждений другому лицу

5

 

Как вы считаете, должны ли в школе проводиться работы по профилактике девиантного поведения?

Да

75

35

Нет

10

10

Не знаю

10

10

В каких формах, по вашему мнению, должна проводиться данная профилактическая деятельность?

Лекции

30

10

Беседы

35

15

Распространение специальной литературы и видеофильмов

10

25

Тренинги

   

Индивидуальные консультации

35

5

Ролевые игры

10

 
         

 

Приложение 2

Теория девиации

Подход в объяснении девиации

Теория

Автор

Основная идея

1

2

3

4

Биологический

Физические черты связаны с преступными наклонностями

Ломброзо

Физические особенности тела человека являются при чиной девиации

Определённое строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов

Шелдон

Психологический

Психоаналитическая теория

Фрейд

Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию

Социологический

Аномия (рассогласование)

Дюркгейм

Девиация, в частности, самоубийства, происходят вследствии нарушения или отсутствия ясных социальных норм

Социальная дезорганизация

Шоу и Маккей

Девиация многих видов возникает в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают и становятся противоречивыми

 

Аномия

Мертон

Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между обостряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения

 

Культорологические теории

Селлин,

Миллер, Сутерленд,

Клауорди,

Оулин

Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культурой

 

Теория стигматизации (клеймения)

Беккер

Девиация – своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп

Радикальная криминология

Турк,

Квинни,

Тэйлор,

Уолтон и Янг

Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества


 

Приложение 3

Частота сочетания форм девиантного поведения и типов особенностей характера у подростков

Формы девиантного поведения

Типы особенностей характера

Сочетаются очень часто (свыше 50% случаев)

Сочетаются часто (до 50%)

Сочетаются редко (до 20%)

Практически не сочетаются

Пьянство

Эксплозивный, неустойчивый

Эпилептоидный, истероидный, гипертимный

Психастенический, эмоционально-лабильный

Шизоидный, сенситивный, астенический

Правонарушения

Эпилептоидный, эксплозивный, неустойчивый

Гипертим-ный, истероидный

Шизоидный, эмоционально-лабильный

психастенический, сенситивный, астенический

Бродяжничество

Эпилептоидный, гипертимный

Эксплозивный, шизоидный, истероидный

Неустойчивый

Психастенический, сенситивный, астенический, эмоционально-лабильный

Сексуальные девиации

Эпилептоидный

Шизоидный, эксплозивный, истероидный, неустойчивый, гипертимный

Эмоционально-лабильный

Психастенический, сенситивный, астенический

Суицидальные намерения

Истероидный

Эксплозивный, неустойчивый, эмоцианально-лабильный

Эпилептоидный, астенический, сенситивный

Шизоидный, психостенический, гипертимный

Суицидальные демонстрации

Истероидный, эксплозивный

Астенический, эмоционально-лабильный

Неустойчивый

Шизоидный, эпилептоидный,психастенический, сенситивный, гипертимный

Покушения на самоубийство и убийство

Шизоидный, сенситивный

Эпилептоидный, психастенический

Эксплозивный, эмоционально-лабильный

Астенический,гипертимный, неустойчивый, иистероидный

           

 


Информация о работе Девиантное поведение у подростков как проблема социальной работы в Республике Беларусь