Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 08:56, контрольная работа
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во – первых, это поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психонаталогии (патологическое). Во – вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие – то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
I. Характеристика отклоняющегося поведения
II. Типы отклоняющегося поведения
III. Причины отклоняющегося поведения
IV. Агрессия
V. Формы проявления агрессии
VI. Девиантное поведение
VII. Делинкветное поведение
VIII. Причины девиантного поведения подростков
IX. Фрустрация
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Социология»
на тему «Девиантное поведение»
Карнаухова О.И.
Проверил: Преподаватель Социологии
Тюмень 2014 г.
План
Поведение – это многоуровневый процесс, обеспечиваемый и реализуемый множеством разнообразных механизмов, среди которых основными являются:
С каждым из названных механизмов функционируют механизмы речевого опосредования и памяти. С точки зрения уровневой организации поведения механизмы отражения выступают в виде процессов восприятия, ощущения мышления; механизмы действия – в виде движения, навыков, тактик, программ или стратегий, механизмы эмоциональной регуляции – в виде непосредственных переживаний и чувств.
Отклоняющееся поведение – социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во – первых, это поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психонаталогии (патологическое). Во – вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие – то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
С.А. Беличева классифицирует отклонения в девиантном поведении следующим образом:
Социальные отклонения
Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим по людям, обществу в целом. Отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства е формирования или целенаправленного воздействия на е формирование.
Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следующие группы:
- ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами.
- устойчивые формы отклонения
в поведении, развивающиеся по
тому или иному типу, обусловленные
неблагоприятными условиями
Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими однократно и систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящее к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявления этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с е устранением исчезают.
Но если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы) приводящие к развитию того или иного типа поведения.
Так формируется активно – приспособительное или пассивное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней;
Деструктивно - компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям.
Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами.
Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой проявления которых являются различные варианты социальной дезаадаптации.
Причины отклоняющегося поведения
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:
А) социально – педагогическая запущенность, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием.
Б) глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье.
В) отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития.
Г) отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствие позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов.
Д) безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающейся на этой основе социально – психологическая дезадаптация, смещение социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально – педагогическая безнадзорность, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоореанизации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.
Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.
Отечественные исследователи понимают агрессию как целеноправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, страха, подавленности и т.д.)
При этом агрессивные действия выступают:
- в качестве средства достижения значимой цели,
- как способ психологической
разрядки, замещения блокированной
потребности и переключения
- как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Агрессию можно определить как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на различного рода раздражители
В последние годы отечественной литературе выделяется самостоятельная акцентуация характера по «криминогенному» типу, под которой понимается «определенный тип развития подростка, когда с раннего детства определяется неуправляемость поведения и трудности социализации в сочетании с нарушениями построения общепринятой системы ценностей «Поведение отличается бездумной жестокостью, отсутствием корыстных побуждений на фоне постоянной ожесточенности и агрессивности.
М.Клайн указывает, что поведению представителей данного типа акцентуации в раннем детстве присущи следующие признаки:
- сверхактивность (ребенок беспокоен, непоседлив, очень энергичен, как – будто не устает, и агрессивен; он постоянно задевает окружающие предметы, детей – сверстников, за ним «тянется шлейф» разрушений и обид.
- отвлекаемость и рассеянность внимания (ребенок испытывает трудности сосредоточения, он не способен довести начатое дело до конца);
- импульсивность (ребенок неожиданно бросает начатое, поступает необдуманно, может легко солгать, взять чужую вещь, нарушить запрет, абсолютно не задумываясь о последствиях).
- возбудимость (ребенок крайне раздражителен, неуравновешен, часто плачет, быстро обижается, по незначительному поводу начинает кричать, ломать вещи, драться)
Считается, что
в подростковой агрессии наиболее ярко
выступают следующие
- высокая аффективная
заряженность поведенческих
- импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию.
- кратковременность реакций с критическим выходом.
- низкий уровень стимуляции.
- недифференцированная
- высокий уровень готовности к агрессии.
- корыстной ориентации: правонарушения.
Проступки, связанные со
- агрессивной ориентации:
действия, направленные против личности
(оскорбление, хулиганство,
- социально – пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работа, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).
Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.
Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентаций и представлений.
Выделяются различные формы проявления агрессии.
Форма агрессии |
Примеры. |
|
Избиение, ранение оружием |
|
Закладывание мин и ловушек. |
|
Стремление физически не позволить что – то сделать |
|
Отказ от выполнения необходимых задач |
|
Словесное оскорбление, унижение |
|
Распространение сплетен и клеветы |
|
Бойкот |
|
Отказ от пояснений. |