Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 08:56, контрольная работа

Описание работы

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во – первых, это поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психонаталогии (патологическое). Во – вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие – то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

Содержание работы

I. Характеристика отклоняющегося поведения
II. Типы отклоняющегося поведения
III. Причины отклоняющегося поведения
IV. Агрессия
V. Формы проявления агрессии
VI. Девиантное поведение
VII. Делинкветное поведение
VIII. Причины девиантного поведения подростков
IX. Фрустрация

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 41.29 Кб (Скачать файл)

 

 

   В литературе представлено несколько классификаций агрессии. Ведущей является концепция Г. Аммона (1980), который,  выделяет следующие её виды:

- конструктивная агрессия (открытое проявление агрессивных побуждений, реализуемые в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения;

- дифференцированная агрессия (отсутствие достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соответствующих поведенческих навыков и тенденций к чрезмерному подавлению эмоциональных реакций).

- деструктивная агрессия ( прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально – этических норм, квалифицируемая как элементы деликвитного или криминального поведения с недоучетом требований реальности и недостаточностью эмоционального самоконтроля).

   И. Б. Бойко предлагает включать в типологию форм агрессивности Адаптивную агрессию -  стиль поведения, соответствующий стереотипам, выбранным в конкретной  среде и микросоциуме, и патологическую агрессию, обусловленную каким – либо психическим недоразвитием или расстройством.

 

   Одной из наиболее важных проблем является научение агрессивному поведению. На первом месте здесь стоит влияние взаимоотношений родителей, ссоры и драки между ними, а так же агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Важно отметить, что у ребенка часто имеет место тенденция к идентификации с отцом, когда ребенок старается уподобиться агрессору, вести себя так, чтобы избежать наказания.         Следует подчеркнуть, что роль модели для подражания может выполнять не только поведение родителей, но и их взгляды, система ценностей и отношений. Эта «идеальная модель» может быть представлена опосредованно – домашние беседы, рекомендации почитать ту или иную книгу, посмотреть тот или иной фильм, похвалы в адрес того или иного образа поведения. Представляется, что сочетание таких различных способов моделирования агрессии, как само агрессивное поведение родителей, одобрение или агрессивного поведения других, может быть даже большой эффект, чем принятие родителями агрессивного поведения их детей при одновременном неагрессивном поведении их самих.

Наказания, применяемые взрослыми, следует так же рассматривать  как акты агрессии, которые могут  стать моделью агрессивного поведения. Так, исследования поведения 5 – летних детей показали наличие зависимости  между высокой агрессивностью и частотой применения к ним физических показаний.                                                                                                                 Другой важной причиной является воздействие средств массовой информации, в первую очередь кино и телевидение, на агрессивное поведение.

Можно выделить четыре круга проблем, порождаемых показом  агрессивных действий на кино –  и телеэкране.

  1. Эффект научения. Проявляется ли эффект обучения новым формам агрессивного поведения при наблюдении детьми сцен насилия с помощью средств массовой информации?
  2. Эмоциональное следствие. Ведет ли повторение сцен насилия к снижению эмоциональной чувствительности к насилию? Имеет ли снижение эмоциональной чувствительности отношение к вероятности актуального агрессивного поведения в реальной жизненной ситуации?
  3. Проблема катарсиса. Ведет ли наблюдение за агрессией к агрессивному катарсису – истощению агрессивной энергии?
  4. Проблема условий. Имеются ли какие – либо условия при наблюдении сцен насилия. Которые могут служить как подавлению (торможению),  так и усилению агрессии?

   Как показали многочисленные исследования, прежде всего А.Бандуры  и его сотрудников, дети действительно обучаются новому для них агрессивному поведению при показе такого поведения в кино и по телевидению. Агрессия не возникает в социальном вакууме. Наоборот, зачастую именно различные аспекты межличностных взаимодействий приводят к её возникновению, предопределяет формы и направленность.             Фрустрация с наибольшей вероятностью вызовет агрессию, когда она сравнительно интенсивна, когда присутствуют посылы к агрессии, когда фрустрация кажется внезапной и воспринимается как произвол, когда она когнитивно привязывается к агрессии.                                               Провокация является более устойчивой детерминантой агрессии. Физическая агрессия является ответной; агрессивная реакция связана с предложением о наличии агрессивных намерений. При вербальной агрессии ответом может стать физическая агрессия. Характеристики объекта: его пол, раса так же влияют на характер агрессии. Представители женского пола сталкиваются с более мягкими формами агрессии, до тех пор пока соответствуют стереотипу. Представители одной расы, национальности более агрессивны по отношению к другой.

   Помимо социальных выделяются внешние детерминанты. Установлено, что вероятность агрессии возрастает при наличии таких средовых стрессов, как температура, шум, теснота, загрязненность воздуха и другие которые, усиливая возбуждения, провоцируют агрессию.

   Тактика психотерапевтических воздействий должна строится в зависимости от предлагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом – включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в третьем – не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом – активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых лежит страх, и добиться эмоционально положительного разрешения психодрамы.

   Представляется целесообразным строить психологическую коррекционную работу при различных формах агрессивного поведения с учетом уровней агрессии.

Первый уровень – переживания эмоционально – негативных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. Именно поэтому на первом этапе работы с агрессивными подростками необходимо обучение их различным формам саморегуляции, начиная от дыхательных упражнений до более сложных форм аутогенной тренировки.

Второй уровень – связан с эмоционально – личностным, дифференцированным отношением, поэтому целесообразно акцентировать внимание на психокоррекционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки. К наиболее стандартным приёмам относят планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс; дистанцирование от неё с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях.

На завершающем этапе  ведущей задачей становится формирование осознанной необходимости изменения  стиля поведения. Так как к  концу подросткового периода  развития способности к произвольному  поведению и рефлексии происходит на уровне самосознания, то необходимо поднимать уровень нравственного  развития воспитанников через усвоение или культурных и духовных ценностей. Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого  уровня правового и морального самосознания с учетом факторов, способствующих росту самосознания, главным из которых  следует считать адекватное восприятие образа «Я» с незначительным расхождением между реальной и идеальной самооценкой, а так же высоким уровнем самоконтроля и способности самостоятельно действовать  оптимальным образом в различных  жизненных ситуациях.  Составление и реализация психокоррекционных  программ опирается в каждом конкретном случае на ту или иную теоретическую модель, собственную концепцию психолога, особенности группы и её участников и другие параметры, о которых упоминалось ранее.

Например, И.А.Фурманов представляет программу комплексной коррекции, включающую три блока.

1 блок

Коррекционный блок для агрессивных  детей представляет собой психологический  тренинг интегративного типа с элементами различных психотерапевтических техник. Его целью является поиск альтернативных способов удовлетворения потребностей и взаимодействия с окружающими. В ходе тренинга решаются следующие  задачи:

- осознание собственных  потребностей, отреагирование негативных  эмоций и обучение приёмам  регулирования своего эмоционального  состояния; формирование адекватной  самооценки; обучение способами  целенаправленного поведения; внутреннего  самоконтроля и сдерживания негативных  стимулов, негативных импульсов,  формирование позитивной моральной  позиции, жизненных перспектив  и планирование будущего.

2 блок

Программа для родителей  подростков с нарушениями поведения  направлена на создание психологических  условий для преодоления родительских ограничений и приобретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков.

В процессе работы решаются следующие задачи:

- переосмысление роли  и позиции родителя;

-развитие взаимопонимания  и взаимоуважения прав и потребностей  друг друга.

- снижение тревожности  и приобретение уверенности в  себе.

- формирование готовности  обсуждать с детьми все спорные  и конфликтные ситуации в семье; 

- выработка стиля эффективного  взаимодействия с детьми.

3 – й блок

Цель программы информирование педагогов об индивидуально –  психологических особенностях личности подростка с агрессивным поведением и обучения эффективным способам взаимодействия с ними средствами конфликтологии и игротерапии.

 

 

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

- распознание и идентификация  собственных негативных эмоциональных  состояний, возникающих при общении  с асоциальными детьми;

- обучение «целенаправленными»   способами отреагирования отрицательных  эмоций и приемам регуляции  психического равновесия;

- снятие личностных и  профессиональных зажимов и ограничений;

- освоение методики контакта  с неблагополучными детьми различного  возраста и выработка стиля  эффективного взаимодействия.

    Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. 

Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские  и подростковые поведенческие реакции  такие как:

- демонстрация, агрессия, вызов,  самовольное и систематическое  отклонение от учебы или трудовой  деятельности;

-систематические уходы  из дома и бродяжничество, пьянство  и алкоголизм;

-ранняя наркотизация  и связанные с ней асоциальные  действия;

- антиобщественные действия  сексуального характера;

- попытка суицида. 

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но влекущих уголовной ответственности из – за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие  типы делинквентного поведения:

- агрессивно – насильственное  поведение, включая оскорбления,  побои, угоны автотранспорта и  многое другое.

- распространение и продажа  наркотиков.

- корыстное поведение,  включая мелкие кражи, вымогательство.

   Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.

Причины девиантного поведения подростков.

   К основным факторам, которые характеризуют девиантное поведение несовершеннолетних относят:

- Биологические факторы.                                                                    Выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию:

-генетические  факторы.

- психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям.

- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно – соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих.

Психологические факторы.                                                                           

В которые включаются наличие  у ребенка психопатологии или  акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно – психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы  и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

- Социально - педагогические факторы.                                      Выражаются в дефектах школьного, семейного, общественного воспитания.

Социально – экономические факторы:                                                  Включают социальное неравенство: расслоение общества на богатых и бедных, безработица, инфляция.

- Морально – этические факторы:                                                   Проявляются, с одной стороны, в низком морально – нравственном  уровне современного общества, разрушении ценностей, духовных, социальных, моральных. С другой стороны – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

 

 

   Фрустрация – психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некой цели. Фрустрация может рассматриваться как одна из форм психологического стресса.

Информация о работе Девиантное поведение