Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:30, реферат
Для современного состояния общества используются различные определения: кризисное, динамичное, непредсказуемое и т.д. При всех различиях и многообразии определений, можно твердо говорить о нестабильности (и не только в отношении России). Мировое сообщество или человечество в целом является сильнонеравновесным и неустойчивым. Одним из индикаторов неравновесного состояния общества является девиация. Именно девиация как процесс и как феномен, причины её возникновения и распространения являются целью настоящего исследования. К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. В самом кратком смысле, девиантное поведение (от латинского deviatio – уклонение) – это такое поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.
Ведение.
«Молодежь как проблема».
Молодежь как субкультура.
Ценности молодежи.
Формы девиации.
Девиантность российской молодежи.
Проблемв девиантного поведения в Омском регионе.
Заключение.
Список литературы
План
Ведение.
Заключение.
Введение.
Для современного состояния общества используются различные определения: кризисное, динамичное, непредсказуемое и т.д. При всех различиях и многообразии определений, можно твердо говорить о нестабильности (и не только в отношении России). Мировое сообщество или человечество в целом является сильнонеравновесным и неустойчивым. Одним из индикаторов неравновесного состояния общества является девиация. Именно девиация как процесс и как феномен, причины её возникновения и распространения являются целью настоящего исследования. К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. В самом кратком смысле, девиантное поведение (от латинского deviatio – уклонение) – это такое поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.
В современную эпоху произошла кардинальная трансформация в области молодежных девиаций. Молодым людям приходится и быть, и слыть девиантами, переживать сложности самого перехода, реагировать на общественное мнение и, несмотря ни на что, все-таки становиться взрослыми. Далее мы рассмотрим молодежь как отдельную субкультуру и различные формы ее девиации.
«Молодежь как проблема».
«Молодежь как проблема» — довольно часто встречающееся клише не только на теоретическом, но и на обыденном уровне. Тем самым закрепляется отношение к молодежи, во-первых, как к чему-то единому, одинаковому, во-вторых, как однозначно проблемному.
Говоря «молодежь как социальная проблема», мы утверждаем, что молодежь как социальная группа, в том ее измерении, в котором она существует, возрастном или ценностном, еще до всяких соотнесений с какими-то критериями, оказывается проблемой.
Отношение к молодежи как к социальной проблеме самым тесным образом связано с пониманием молодежной культуры как проявлению подростковой девиантности.
К девиантному поведению принято относить отклонения со знаком минус. Но не менее девиантна, например, талантливая или сверх-конформистски ориентированная молодежь, несмотря на то, что последняя реализует некий социальный заказ и существует в пространстве социально одобряемого (взрослыми) поведения. Но она девиантна по отношению к самой природе молодости.
В классической социологии, под девиантной
молодежью практически всегда подразумевалась
деликвентная молодежь. Исследования
«вращались» в одном злосчастном треугольнике:
наркомания-алкоголизм-
Купол «молодежи как социальной проблемы», которым пугали и молодых, и их взрослых наставников, породил огромное количество идеологизированных дискурсов, за которыми часто терялся сам предмет исследования.Указом Президента РФ Дмитрия Медведева 2009 год в России объявлен Годом молодежи, целью которого является развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, её активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитание чувств патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей. Современная российская молодежь стала одним из самых активных и властных социальных субъектов. От её экономического, политического и культурного выбора во многом зависит развитие общества. Именно студенты, как ярчайшие и многочисленные представители молодёжи, являются объектом нашего исследования.
Наряду с ростом позитивных (культурно одобряемых) девиаций (политическая активность, экономическая предприимчивость и т.п.) усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, аморальность. Объяснить причины, условия и факторы, порождающие эти социальные явления, стало насущной задачей.
Главным фокусом последнего должны быть собственно молодежные субкультуры (в том числе и девиантные), различия между которыми всякий раз наделяет качество перехода от детства к взрослости новыми нюансами, а криминогенный дискурс, безусловно, тупиковый.
Молодежь как субкультура.
Молодежная субкультура появилась в науке в середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связи с "техногенной цивилизации". Если ранее культура не делилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже вобразе жизни в целом. Как специфическое явление, молодежная культура возникает и в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст — время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически — миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово — зрелость его отодвигается. "Молодежь" как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых
Самое интересное в исследовании молодежных культур заключается в том, что любое «девиантное» поколение (а судя по историческим ссылкам оно всегда было таковым и всегда вызывало опасения у зрелого поколения) вырастает и становится «нормальным»: работающим, консервативным взрослым большинством, стремящимся к достижению социально значимых целей, но взрослые всегда сокрушались по поводу молодежи, для них она всегда была девиантной. И, наконец, если молодость так безнадежно девиантна, почему к ней с такой завистью и ностальгией обращаются взоры всего взрослого населения? Амбивалентность молодости, детское и разрушающее начало ее природы, удивительная привлекательность и постоянная паника, которую она вызывает, – все это создает вокруг каждого нового поколения ореол загадки, тайны, мистики и страха.
Важно не потерять в социально-философском анализе переживания молодых людей по поводу их перехода во взрослую жизнь. Самим молодым невероятно трудно. И кроме внутренних – физиологических, психологических и личностных проблем – молодежь постоянно переживает внешнее давление и принуждение, проживая свой путь, она постоянно отражает реакции взрослых на себя. Многие социологи пишут о том, что девиантность – не просто сторона взросления, но и некая функция взаимоотношений молодежи и взрослых.
Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых. Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи — досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг — это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.
Ценности молодежи.
Довольно часто все ограничивается лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг секса, "тусовок", музыки и наркотиков. Однако эта же среда формирует контркультурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой объявляется принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью всего поведения. Вся ценностная сетка молодежной контркультуры связана с иррационализмом, что продиктовано признанием собственно человеческого лишь в природном, то есть отмежеванием "человеческого" от того "социального", которое возникло вследствие "монополии головы". Последовательное проведение иррационализма определяет гедонизм как ведущую ценностную ориентацию молодежной контркультуры. Отсюда и мораль вседозволенности, являющаяся важнейшим и органическим элементом контркультуры. Поскольку бытие контркультуры сконцентрировано на "сегодня", "теперь", то гедонистическая устремленность — прямое следствие этого.
Если говорить о причинах этого явления, то в самых общих четах беспрецедентная экономическая и физическая безопасность современного общества привела к межгенерационному сдвигу от материалистических к постматериальным ценностям. Молодые в гораздо большей степени, чем пожилые, акцентируют постматериальные ценности, что, как показывает анализ по соответствующим когортам, отражает скорее генерационное изменение, чем возрастные эффекты. Если еще 1970-е годы, ХХ в. численное преобладание представителей материалистических ценностных приоритетов было подавляющим: они превосходили постматериалистов в соотношении четыре к одному, то уже к 1990 г. ХХ в. соотношение резко изменилось — численное преобладание материалистов выражалось уже только в соотношении четыре к трем.
Обосновано, что среди социальных причин расширения масштабов распространения в подростковой среде алкоголизма, наркомании и табакокурения есть общие причины, обуславливающие социальную девиантность как таковую, и причины, влияющие конкретно на эти её формы проявления в условиях региона. Эти причины определяются: социально-экономическим развитием региона и обусловленным им уровнем развития культурно-досуговой сферы, материальной базой реализуемой молодёжной политики, образовательных, медицинских и социальных учреждений, характером занятости и безработицы молодёжи. Эти причины связаны также с масштабом распространения алкоголизма, наркомании и табакокурения среди взрослого населения региона и в соседних областях, с культурно-историческими, этническими, территориально-географическими особенностями региона, с состоянием профилактической работы с подростками и молодёжью, с уровнем социальной активности и толерантности молодёжи и старших поколений, с характером коммерциализации образовательной и других сфер общественной жизни, с уровнем криминальной ситуации и субкультуры; с социальным положением семей подростков.
Выявлены и охарактеризованы следующие тенденции подростковой девиации, имеющие устойчивый характер и распространение на всех уровнях организации общества: увеличение динамики роста алкоголизма, наркомании и табакокурения в подростковой среде и превращение их в массовое негативное явление; рост толерантного отношения и даже популярности девиантного поведения среди подростков; феминизация подростковой девиации; формирование в подростковой среде гипертрофированной табачной и пивной культуры; расширение масштабов распространения указанных форм девиации на детей и подростков, проживающих в сельской местности; усиление разрушительного воздействия на организм подростков и деструктивного влияния на их социализацию; усиление зависимости с преступным и противоправным поведением, проявляющимся в «омоложении» преступности, в росте преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
Таким образом, девиантное поведение выступает и как индивидуальный акт, и как элемент социального бытия и понимается нами как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных норм, принятых обществом на определённом этапе его развития, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее десоциализацией.
Формы девиации.
Социологи выделяют различные формы девиантного поведения. На наш взгляд, наиболее остро проявляющимися девиациями подростков являются курение, алкоголизм и наркомания.
Курение — одна из главных причин плохого здоровья и преждевременной смертности, оно приводит к развитию сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний, некоторых форм рака. Многократно подтверждённый вывод был однозначным - курение вредно, особенно в детском и юношеском возрасте. Не смотря на ряд профилактических мер по борьбе с табакокурением, санитарное просвещение оказалось не в состоянии кардинально влиять на ситуацию. Курение продолжает распространяться. Причинами начала курения в детском возрасте являются любопытство, влияние средств массовой информации, реклама, пример друзей и взрослых, боязнь оказаться несовременным, отстать от сверстников и другие.
В подростковой среде курение, как правило, взаимосвязано с употреблением спиртных напитков. Алкоголизм, пожалуй, одна из самых распространённых форм отклоняющегося поведения, в то же время он является биопсихосоциальным заболеванием, в основе которого лежит сформировавшаяся устойчивая зависимость подростка от алкоголя. Выпивка связана со специфическими формами социального контроля; в одних случаях они являются элементом каких-то обязательных ритуалов («церемониальное пьянство»), а в других выступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля. Основной мотив пьянства у подростков - желание чувствовать себя и казаться сильнее; пьяный старается привлечь к себе внимание, чаще ведёт себя агрессивно, нарушает нормы обычного поведения. Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленном стремлением личности преодолеть тяготящее её чувство зависимости. Это имеет свои социально-педагогические предпосылки. Если строгость воспитания и дефицит эмоционального тепла в раннем детстве сменяются затем установкой на самостоятельность и личные достижения, человеку трудно совместить эти противоречивые установки. Это вызывает чувство зависимости, мотивационный конфликт, находящий временное разрешение в алкогольном опьянении, создающем иллюзию свободы. В настоящее время наиболее перспективным в решении проблем алкоголизма является подход к данному феномену с позиций системной социокультурной модели. Как бы то ни было, алкоголь - элемент культуры общества, выполняющий ряд функций: он обеспечивает эмоциональный фон в социальных ритуалах; временно снимает стресс; позволяет в иллюзорной форме разрешать внутри- и межличностные конфликты; выступает «посредником» в целом ряде форм человеческих взаимоотношений и т.п. Кроме того, в общественном сознании в подавляющем большинстве случаев не возникает противоречий, когда речь идёт об умеренном употреблении спиртного. Общественное мнение, как правило, осуждает пьянство и связанные с ним отрицательные последствия. Поэтому вполне очевидно, что алкоголь, как элемент культуры, не может быть просто взят и изъят из системы человеческих отношений без компенсации чем-то иным, также позволяющим решать отмеченные проблемы. Иначе говоря, отказ от алкоголя должен быть выгодным для человека, его потребляющего. В том случае, когда человек добровольно решает избавиться от пьянства путём полного отказа или умеренного употребления, можно считать эффективными и другие средства борьбы с ним, которые способствуют закреплению принятого решения.