Деятельность белорусского представительства детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

В течение 1995--1997 гг. Детский фонд ООН тесно сотрудничал с министерствами образования, здравоохранения и социальной защиты, а также такими известными в республике общественными организациями, как Белорусский детский фонд, Христианский детский фонд, Белорусский комитет "Дети Чернобыля", Белорусский детский хоспис, Белорусская ассоциация родителей детей-инвалидов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3стр.

1. Миссия детского фонда (ЮНИСЕФ)……………………………5стр.

2. История к существу подхода ЮНИСЕФ к странам региона….7стр.

3. Развитие законодательной деятельности в Республике Беларусь по защите прав ребенка …………………………………………………………9стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………11стр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...17стр.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 36.39 Кб (Скачать файл)

      Помимо мер правового регулирования деятельности государственных структур по проведению в жизнь политики государства в отношении детей, за последние года в республике на уровне исполнительной власти были приняты некоторые меры в области социальной защиты семей с детьми и, в частности, утверждены Основные направления государственной семейной политики.

     Однако, несмотря на законодательно обеспеченные основы правового механизма, утвержденный в апреле 1995 г. Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995--2000 гг., созданную в 1996 г. Национальную комиссию по правам ребенка, утвержденные указами Президента Республики Беларусь "Основные направления государственной семейной политики" и программу "Дети Беларуси", реальное положение дел свидетельствует о том, что в Беларуси еще не сформирован механизм реализации государственной политики в области защиты прав и законных интересов детей, обеспечения их выживания и развития. Ведь сам по себе факт наличия правовых актов, регламентирующих права детей и защиту их интересов, еще не является гарантией их юридической и социальной защищенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      В течение 1995--1997 гг. Детский фонд ООН тесно сотрудничал с министерствами образования, здравоохранения и социальной защиты, а также такими известными в республике общественными организациями, как Белорусский детский фонд, Христианский детский фонд, Белорусский комитет "Дети Чернобыля", Белорусский детский хоспис, Белорусская ассоциация родителей детей-инвалидов.

      При содействии и непосредственном участии этих организаций ЮНИСЕФ оказывал гуманитарную помощь в виде поставок медицинского оборудования, вакцин и медикаментов в родильные дома и детские больницы, специального оборудования для детей-инвалидов, одежды, обучающих материалов и спортивного инвентаря, учебных принадлежностей и других необходимых средств материального обеспечения для школ-интернатов, расположенных в Чернобыльской зоне.

      Юридическим основанием для официальной деятельности ЮНИСЕФ в Беларуси является подписанное в мае 1992 г. Соглашение относительно создания в Минске Временного отделения ООН, положения которого распространяются на Представительство Детского фонда.

      С октября 1997 г. деятельность Представительства в Беларуси была сконцентрирована на реализации проектов, разработанных совместно с государственными и неправительственными структурами в рамках трех основных программ: "Дети Чернобыля", "Распространение знаний о правах ребенка" и "Здоровье и развитие молодежи".

      Программа "Дети Чернобыля" реализуется при деятельном участии республиканской общественной организации Белорусский комитет "Дети Чернобыля" и предусматривает комплекс мероприятий по оздоровлению детей, проживающих в зоне радиационного загрязнения, социально-психологическую и педагогическую реабилитацию этих детей и их семей, а также выращивание экологически чистой продукции на зараженных территориях.

     В рамках программы "Распространение знаний о правах ребенка" поддерживается профессиональная инициативная деятельность сотрудников Национального института образования по совершенствованию методик преподавания спецкурса по правам ребенка в учебных учреждениях разного уровня и оказанию консультативной педагогической, психологической и иной методической помощи.

      Третья программа "Здоровье и развитие молодежи" направлена на защиту детей и подростков от многочисленных факторов риска, которым они подвергаются как в семье, так и в обществе переходного периода. Программа включает в себя такие проекты, как "Здоровый образ жизни и профилактика СПИД", "Защита репродуктивного здоровья молодежи", "Работа с детьми и подростками в молодежных клубах и объединениях", создание информационно-координационных центров и "Интернет-кафе". Особый акцент в рамках указанной программы был сделан на осуществление проекта "Дети в приемной семье". Основная деятельность в проекте сосредоточена на совершенствовании методик поведенческой адаптации приемных родителей и детей, находящихся в детских домах семейного типа, на развитии деятельности педагогов и других специалистов, работающих в детских домах, и подготовке детей и подростков к самостоятельной жизни в обществе.

      Изложенные выше факты свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что при проведении социально-экономических реформ органы государственной власти не обеспечили осуществление необходимых мер защиты детей от последствий проводимой социально-экономической политики. Неблагополучная семья фактически превратилась в один из наиболее опасных факторов риска, оказывающих влияние на противоправное поведение подростков.

      Приведенные данные, на наш взгляд, свидетельствует о том, что в Беларуси не выполняются положения Конвенции в части обеспечения права детей на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного и нравственного развития ребенка, и до настоящего времени не приняты действенные меры по созданию комплексной государственной системы, способной обеспечить координацию политики и правоприменительной деятельности государственных и общественных структур для решения проблем профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних и социальной реабилитации подростков, вступивших в конфликт с законом.

      При этом важно отметить, что направление уголовной политики в отношении несовершеннолетних в плане ужесточения мер наказания не только не соответствует положениям Конвенции и других международных документов, предусматривающих стандарты и правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, но и не согласуется с закрепленными в Конституции страны принципами правового демократического государства.

      Выше было отмечено, что присутствие и деятельность ЮНИСЕФ в странах региона были обусловлены теми проблемами, которые явились следствием изменений переходного периода, а основными факторами, определившими направление политики Фонда, признаны рост подростковой преступности, распространение алкоголизма, наркомании и проституции среди молодежи.

      Свидетельством того, какое огромное значение международное сообщество придает проблеме правосудия в отношении несовершеннолетних, является количество и обстоятельность принятых Генеральной Ассамблеей ООН по этому вопросу документов. Такими документами, которые, как признал Комитет по правам ребенка, призваны, соответствующим образом, обеспечить осуществление странами положений Конвенции, являются:

  • Минимальные стандартные правила ООН по отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), 1985 г.;
  • Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г.;
  • Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), 1990 г.

      "Пекинские правила", принципиально важное значение которых, состоит в регламентации основных правил судебного процесса по делам о несовершеннолетних, призывают государства-члены к созданию условий, позволяющих обеспечить такую жизнь подростков в обществе, которая в тот период жизни, когда они наиболее склонны к неправильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности, в максимальной степени исключая возможность совершения правонарушений и преступлений.

    В то же время Правила констатируют, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних.

     Отметим, что государственная политика Республики Беларусь в отношении несовершеннолетних, попадающих в сферу деятельности правоохранительных органов или системы правосудия, не претерпела существенных изменений после обретения суверенитета. Как и все бывшие республики, входившие в состав Советского Союза, Беларусь относится к государствам, где не создавалась специальная система правосудия по делам несовершеннолетних. Реализация концепции судебно-правовой реформы, которая была одобрена высшим органом законодательной власти республики в 1992 г., предусматривала кардинальное обновление действующего законодательства с целью приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, и в частности возможность создания специализированных судов по делам несовершеннолетних. Реальность такова, что приходится констатировать: до настоящего времени в республике не приняты необходимые решения и не принимаются соответствующие меры по разработке теоретической и практической базы для создания судов по делам несовершеннолетних. В области нормативной базы, призванной обеспечивать гарантии соблюдения прав несовершеннолетних в процессуальной деятельности правоохранительных органов и органов системы правосудия, положение дел также фактически не изменилось. Разработанные несколько лет назад проекты новых уголовного и уголовно-процессуального кодексов находятся без движения в действующем в настоящее время парламенте. При этом следует отметить, что не проводилась международно-правовая экспертиза проектов на предмет оценки соответствия положений этих актов требованиям международно-правовых стандартов. Более того, в рамках национальной правовой системы такое понятие, как правосудие для несовершеннолетних (согласно международной терминологии "ювенальная юстиция"), не является официально принятой правовой конструкцией или понятием, которому бы придавалось особое значение в законодательной политике или правоприменительной практике.

     Очевидно, что такая государственная политика плохо согласуется с принятыми международно-правовыми обязательствами Республики Беларусь. Именно поэтому вопросы прав ребенка, нуждающегося в мерах специальной защиты, и создание комплексной системы профилактики и предупреждения преступности среди несовершеннолетних государственные структуры, институты гражданского общества должны признать важнейшей социальной проблемой, требующей принятия неотложных мер.

      Поскольку ЮНИСЕФ надлежит играть особую роль в оказании помощи правительствам в реализации положений Конвенции и принимая во внимание состояние дел в Республике Беларусь по соблюдению международно-правовых норм и принципов, нельзя не признать очевидную необходимость оказания республике помощи для осуществления первоочередных мер по формированию основных элементов системы для приведения политики и практики правосудия в отношении несовершеннолетних в соответствие с международно-правовыми стандартами. Для достижения конкретного результата необходимы серьезные институциональные преобразования, кардинальная реформа в законодательной политике и принципиальное изменение подходов в правоприменительной практике.

     ЮНИСЕФ видит свою задачу, в частности, в оказании содействия созданию системы, ориентированной не на борьбу с преступностью несовершеннолетних, а на установление в Республике Беларусь системы "ювенальной юстиции", включающей в себя в первую очередь комплексную систему мер профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних, а также меры, обеспечивающие достижение главной цели -- социальной реинтеграции несовершеннолетних правонарушителей.

     Эффективная политика в интересах детей в каждой стране должна основываться на точном знании и понимании настоящего положения детей, их потребностей и способов наилучшего удовлетворения этих потребностей. В то же время, очевидно, что выполнение государством принятых международно-правовых обязательств не может быть обеспечено без создания постоянно действующих независимых механизмов защиты прав детей. Это более чем актуально для Республики Беларусь, поскольку происходящие в обществе процессы социально-экономических и политических преобразований самым негативным образом отразились на положении социально незащищенных групп населения республики. Задача состоит в том, чтобы создать такой орган, который мог бы выступать в защиту интересов детей, проводя при этом критический анализ государственной политики и являясь своего рода рупором детей. Кроме того, такой орган должен быть источником достоверной информации о положении детей.

       Комитет по правам ребенка, рассматривая доклады стран о выполнении положений Конвенции, также пришел к выводу о том, что создание независимых ведомств уполномоченных по правам ребенка должно быть неотъемлемым компонентом мониторинга, необходимого для проверки выполнения страной своего обязательства соблюдать права ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Иванов, Г.И. Права ребенка  // Иванов, Г.И. Права человека / Г.И.  Иванов; под ред. М.Ф. Чудакова. - Москва, 2006. - С. 226-234.

2. Международное право:  Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов,  Э.С. Кривчикова. - М.: Международные отношения. 2003. - 720 с.

3. Проверка исполнения  законодательства, направленного на  возмещение расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении: Генеральная прокуратура Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Минск. 2007. http://www.prokuratura.gov.by/?guid=13375.

4. Права человека: Учебное  пособие. / Авт. - сост. С.П. Кацубо, И.В. Кучвальская, С.Б. Лугвин. - 2-е изд. - Мн.: Амалфея. 2002. - 336 с.

5. Право прав человека: Ответы на экзаменационные вопросы  / А.В. Шавцова. - 2-е изд., перар. и доп. - Мн.: ТетраСистема. 2008. - 240 с.

6. Права человека: Учебное  пособие / Под общ. ред. А.Д. Гусева, Я.С. Яскевич. - Минск: ТетраСистемс, 2002 .- 304 с.

7. Смагина, Л.И. Права  ребенка: теория и методика: пособие  для педагогов / Л.И. Смагина  - Минск: Белорусская наука, 2001 .- 160 с.

 


Информация о работе Деятельность белорусского представительства детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)