Деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:31, доклад

Описание работы

В повседневном языке слово "деятельность" употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Например, говорят о вулканической деятельности, о деятельности внутренних органов человека и т. д. В более узком смысле это слово означает занятия человека, его труд.
Людей, проявивших себя в какой-либо общественной Деятельности, называют деятелями. В нашей стране были даже введены почетные звания (например, "Заслуженный деятель культуры"). В литературе вы можете встретить и слово "деяние", которое означает действие, поступок.

Файлы: 1 файл

деятельность доклад.docx

— 26.57 Кб (Скачать файл)

 Доклад по курсу  "Психология и педагогика" на  тему:

 Москва 2000

 

 Развитие общества - результат  деятельности людей. В процессе  деятельности происходит формирование  и самореализация личности.

 В повседневном языке  слово "деятельность" употребляется  в значении активности кого-либо  или чего-либо. Например, говорят  о вулканической деятельности, о  деятельности внутренних органов  человека и т. д. В более  узком смысле это слово означает  занятия человека, его труд.

 Людей, проявивших себя  в какой-либо общественной Деятельности, называют деятелями. В нашей  стране были даже введены почетные  звания (например, "Заслуженный деятель  культуры"). В литературе вы  можете встретить и слово "деяние", которое означает действие, поступок. Чаще всего оно употребляется  для обозначения не любого  действия (например, человек поднялся  на лифте - можно ли это назвать  деянием?), а только общественно  значимого. В науках, изучающих  человека и общество, понятие  "деятельность" наполняется более  специальным содержанием.

 Деятельность человека  и поведение животных

 Все живые существа  взаимодействуют с окружающей  средой (с природой, другими живыми  существами). Внешне это проявляется  в заметных движениях (двигательной  активности). Труднее обнаружить  внутреннюю (психическую) активность, которая как бы включена в  поведение. Например, известно немало фактов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака несколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде возвращался с работы ее умерший хозяин.

 Отметим, что в любом  случае животные приспосабливаются  к окружающей среде. При этом  они могут употреблять природные  предметы в качестве орудий  и даже изготовлять их с  помощью своих естественных органов.  Они используют эти предметы  для добывания пищи, обороны, строительства  жилища, т. е. для удовлетворения  своих жизненных потребностей. Возможности  поведения животных определяются  строением их тела, природными  условиями, в которых они живут. (Вспомните, как используют природные  предметы обезьяны, бобры, птицы,  другие живые существа.)

 От приспособительного  поведения животных отличается  практически преобразовательная  деятельность человека. Человек  не ограничивается приспособлением  к существующим природным и  социальным условиям, хотя приспособительное  поведение занимает большое место  в его жизни (вспомните, например, влияние географических условий  на жизнь людей, значение правовых  и нравственных норм, обычаев,  традиций, которые регулируют жизнь  человека). Однако приспособление - не предел человеческих возможностей. Только человеку присуща такая  форма активности, как деятельность, которая не ограничивается приспособлением  к окружающей среде, а преобразует  ее. Для этого используются не  только природные предметы, но, прежде  всего, средства, созданные самим  человеком. И поведение животных, и деятельность человека сообразуются  с целью (т. е. целесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадется к жертве - его поведение сообразуется с целью: добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе этого поведения - биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Целеполагание присуще только человеческой деятельности.

 Структура деятельности

 В структуре деятельности  следует, прежде всего, различать  субъект и объект деятельности. Субъект - тот, кто осуществляет  деятельность, объект - это то, на  что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности) воздействует  на землю и выращиваемые на  ней культуры (объект деятельности). Для бригады строителей-отделочников (субъекта) строящийся дом - объект. Для Министерства образования  как субъекта деятельности все  учебные заведения страны - объект, в отношении которого осуществляется  управленческая деятельность. Итак, субъектом деятельности может  быть человек, группа людей,  организация, государственный орган.  Объектом могут быть природные  материалы, различные предметы, сферы  или области жизни людей. Деятельность  субъекта может быть направлена  также на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности  артиста является публика в  зале (аудитория). Наконец, деятельность  субъекта может быть обращена  на самого себя (человек сознательно  тренирует свое тело, закаляет  его, воспитывает свою волю, занимается  самообразованием и т. д.).

 Далее в структуре  деятельности можно выделить  цель, средства ее достижения  и результаты. Выше уже отмечалось: человек начинает любую деятельность  с того, что ставит (полагает) перед  собою цель.

 Цель - это осознанный  образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена  деятельность. Например, в голове  архитектора, прежде чем начнется  строительство дома, возникает его  образ. В самом деле, можно ли  начинать строить здание, не представляя  себе, каким оно будет (многоквартирный  дом или административное здание, деревенская изба или храм, казарма  или дворец). Его образ может  быть показан в рисунке, чертеже,  объемной модели, но прежде он  возник в сознании архитектора.  Государственный деятель, начиная  реформы, должен ясно представлять  себе их результат. Учитель  осознает, какие знания и умения  получат ученики в результате  его педагогической деятельности.

 Итак, цель - это то, что  представляется в сознании и  ожидается в результате определенным  образом направленной деятельности.

 Может ли человек  ставить любую цель, какую вздумается? Имея кремний, можно задаться целью изготовить наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук. Пока не появились современные строительные материалы, не могла возникнуть цель построить высотные дома. Правда, мог появиться сказочный образ, например, ковра-самолета. Но какая деятельность могла создать такой ковер в действительности? Следовательно, целью деятельности может быть не любой образ желаемого, а лишь такой, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта. При этом человек может знать или не знать свои возможности, знать или не знать свойства предметов окружающего мира. Цель определяется тем точнее, чем лучше субъект деятельности знает, каковы реальные средства и условия достижения цели. "Кого считать умным?" - спрашивал сирийский мыслитель XIII в. Абуль-Фарадж. И отвечал: "Того, кто стремится лишь к достижимой цели".

 Когда цель определена, ее достижение или неуспех  деятельности зависит от средств.  Чтобы построить дом, нужны  строительные материалы, механизмы,  орудия труда и другие средства  производства. Чтобы вырастить урожай, нужны семена, орудия труда, система  приемов агротехники и т. д.  Чтобы научить учеников читать  и писать, нужны учебники, тетради,  эффективные приемы учебной работы  и т. п. Средства должны соответствовать  цели. Когда говорят: "Палить из  пушки по воробьям", это значит, что средства не соответствуют  цели. Вспомним и басни: медведь,  чтобы избавить хозяина от  досаждавшего ему комара, прихлопнул  первого дубиной.

 А можно ли, поставив  перед собой благородную цель, воспользоваться нечестными средствами? Вот как отвечал на этот  вопрос мыслитель эпохи Возрождения  Никколо Макиавелли: "О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом". Он считал, что для достижения цели можно обманывать, "при надобности не чураться зла".

 Итак, победителей не  судят? Цель оправдывает средства? А вот другая точка зрения. Ее выразил русский писатель  Н. С. Лесков: "Никакая благородная  цель не оправдывает мер, противных  принципам человеческого счастья". Значит, для достижения благородной  цели годятся не любые меры, а только благородные. Доброй  цели нельзя добиться недостойными, недобрыми средствами. Недобрые  средства приводят к тому, что  результат существенно отличается  от поставленной цели: он тоже  становится недобрым. В справедливости  этих выводов убеждает многовековой  опыт человечества. (Можете ли  вы привести исторические примеры,  подтверждающие эту мысль?)

 Нередко действия людей  приводят к иным результатам,  чем те, к которым они стремятся.  Философ Г. Гегель приводит  такой пример. Человек из мести  поджигает дом другого человека, от него загораются стоящие  рядом дома, гибнет имущество  других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата  своих действий преступник не  ждал. Результат усилил его вину, и, таким образом, он получил  обратный удар. Использованное им  средство породило совсем иные  обстоятельства, чем было задумано.

 Говоря о структуре  деятельности, укажем также на  то, что деятельность состоит  из действий. Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и др. Деятельность космонавтов включает ;) себя наблюдения за Землей, наладку приборов, проведение экспериментов, ремонтные работы, тренировки и т. д. Деятельность земледельца - вспашку, посев, прополку, уборку урожая. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Например, прополка имеет целью создать условия роста культурных растений.

 Любая деятельность  предстает перед нами как цепь  действий. Можно ли при этом  говорить о поведении человека? Да, но во многих случаях имеется  в виду, как он выполняет свою  работу, как относится к ней,  к другим людям, к себе.

 Представим себе деятельность  продавца. Эта несомненно нужная людям работа может осуществляться по-разному. Один приветлив, порядочен, аккуратен, собран, другой грубит покупателям, пытается их обмануть, выполняет свои обязанности кое-как. Два человека заняты одинаковой деятельностью, но поведение их различно. Если деятельность состоит из действий, то поведение - из поступков.

 (Вспомните критерии нравственной и правовой оценки поступков. Подумайте, какие поступки может совершить человек в процессе той или иной деятельности.)

 Мотивы деятельности

 Слово "мотив"  французского происхождения, в  психологии означает то, что побуждает  деятельность. Нас интересует вопрос: что движет человеческой деятельностью?

 Пытаясь объяснить  деятельность людей, их поступки, мыслители разных эпох давали  разные ответы на вопрос о  том, что же движет этими  действиями, а следовательно - развитием общества.

 Одни из них объясняли  развитие влиянием географической  среды. Так, французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье считал, что  климатические условия обусловливают  индивидуальные особенности человека, его характер и склонности. В  странах с плодоносной почвой  легче устанавливается дух зависимости,  так как людям, занятым земледелием,  некогда думать о свободе. А  в странах с холодным климатом  люди больше думают о своей  свободе, чем об урожае. Из таких  рассуждений делались выводы  о характере политической власти, законах, торговле и т. п.

 Другие мыслители объясняли  движение общества духовным фактором: "идеи правят миром". Некоторые  из них считали, что это идеи  критически мыслящих личностей,  которые создают идеальные проекты  общественного устройства. Иной  взгляд заключался в том, что  историей правит мировой разум.  Такой взгляд развивал в своих  трудах немецкий философ Гегель.

 Еще одна точка зрения  на развитие общества состояла  в том, что деятельность людей  можно научно объяснить, изучая  роль материальных факторов.

 Значение материального  производства в развитии общества  обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а значит, производить все это. Изменения в производстве, согласно Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Деятельность людей определяется в конечном счете их материальными, экономическими интересами.

 Некоторые ученые отрицали  возможность объяснения исторических  изменений каким-либо одним фактором, указывая на взаимодействие самых  различных причин и условий  развития. Например, немецкий ученый  М. Вебер доказывал, что духовный  фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные  исторические перемены происходили  под воздействием того и другого.  Однако многие ученые и сегодня  считают, что можно найти определяющий  фактор движения общества, выделяя  его из других. Так, в условиях  научно-технической революции XX в. некоторые ученые таким фактором  назвали технику и технологию.

 Ученые-психологи изучают  состояние переживания человека, побуждающее его к деятельности. В мотивах деятельности проявляются  потребности человека. Поэтому можно  сказать, что мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. А потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности.

 Потребность обычно  направлена на какой-либо предмет.  Например, голод - это нужда в  пище, предметом потребности является  пища. Невозможность справиться  с задачей создает нужду в  знаниях, которые необходимы для  ее решения. Предметом потребности  в данном случае являются знания.

 Потребности человека  можно разделить на три группы. Первая - это переживание нужды  в дыхании, питании, воде, в  нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода  и другие потребности, связанные  с биологической организацией  человека, с его принадлежностью  к природе. Иными словами, это  те же потребности, что есть  и у животных. Немецкий писатель  Г. Бёлль (1917-1985) так писал об  одной из этих потребностей: "Сон  прекрасен тем, что уравнивает  и человека и животное".

 Вторая группа - социальные  потребности, порожденные обществом.  В них воплощена нужда личности, например, в многообразных взаимоотношениях  с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании  ее достоинств. Среди социальных  потребностей иногда выделяют  потребности "для себя" (потребность  настаивать на своих правах) и  "для других" (потребность выполнять  свои обязанности). О первых русский  писатель А. Н. Радищев говорил: "Все начинаемое для себя, все,  что делаем без принуждения,  делаем с прилежанием, рачением, хорошо". А примером второй  потребности может быть герой  рассказа Ю. Нагибина "Иван": "Если определить его главную  устремленность - он всегда кому-то  помогал... Помогать было его призванием... Ему доставляло куда больше  удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя".

Информация о работе Деятельность человека