Третья группа потребностей
- идеальные: познавать окружающий
мир в целом и в его частностях,
осознавать свое место в нем,
смысл и предназначение своего
существования. Нужда в знаниях
отмечена была еще в древности.
Философ Аристотель писал: "Все
люди от природы стремятся
к знанию". Понять смысл жизни
помогает не только знание, но
и искусство, которое иными
средствами, чем наука, помогает
человеку найти себя и свое
предназначение.
У некоторых людей
идеальные потребности сводятся
к развлечениям. Но и в этом
случае они разнообразны: кому-то
- кино, кому-то - танцы, а кому-то -
поболеть за любимую футбольную
команду. Тем, кто профессионально
занимается наукой и искусством,
свойственны сильные идеальные
потребности.
Биологические, социальные
и идеальные потребности взаимосвязаны.
Биологические в своей основе
потребности у человека в отличие
от животных становятся социальными.
В самом деле, в жаркие дни
многих людей мучает жажда,
но никто не станет пить
из лужи на дороге! Человек
выбирает напиток, утоляющий жажду,
и заботится, чтобы сосуд, из
которого он пьет, был чист. И
прием пищи для человека становится
потребностью, удовлетворение которой
имеет множество социальных граней;
имеют значение и кулинарные
тонкости, и обстановка, и сервировка
стола, и качество посуды, и
оформление блюда, и приятное
общество, разделяющее его трапезу.
У большинства людей социальные
потребности господствуют над
идеальными. Потребность в знаниях выступает
нередко как средство обрести профессию,
занять достойное положение в обществе.
В некоторых случаях
вообще трудно отделить биологическое,
социальное, идеальное. Примером
может служить потребность в
общении (речь о нем пойдет
ниже).
Приведенная классификация
потребностей не единственная
в научной литературе. Существует
немало других. Одна из них
разработана американским психологом
А. Маслоу. Он выделил следующие базисные
потребности:
- физиологические: в воспроизводстве
рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических
движениях, отдыхе и т. п.;
- экзистенциальные (от латинского
слова, означающего буквально
- существование): в безопасности
своего существования, комфорте,
постоянстве условий жизнедеятельности,
в гарантии занятости, страховании
от несчастных случаев, уверенности
в завтрашнем дне и т. д.;
- социальные: в социальных
связях, общении, привязанности,
заботе о другом и внимании
к себе, участии в совместной
деятельности с другими;
- престижные: в самоуважении,
уважении со стороны других, признании,
достижении успеха и высокой
оценки, служебном росте;
- духовные: в самоактуализации,
самовыражении.
Согласно теории Маслоу,
первые два типа потребностей - первичные
(врожденные), а следующие три - вторичные
(приобретенные). Потребности каждого
следующего уровня становятся насущными,
когда удовлетворены предыдущие.
Наряду с потребностями,
важнейшим мотивом деятельности
являются социальные установки..
Под ними разумеется общая ориентация
человека на определенный социальный
объект, выражающая предрасположенность
действовать определенным образом относительно
данного объекта. Например, таким объектом
может быть семья.
В зависимости от оценки
значения семейной жизни, ее полезности
для себя, индивид может быть предрасположен
к созданию семьи, ее сохранению или, напротив,
не расположен создавать и беречь семейные
узы. От этого зависят его действия, его
поведение.
Важную роль в мотивах
деятельности играют убеждения.
Убеждения - это устойчивые взгляды
на мир, идеалы и принципы, а
также стремление воплотить их
в жизнь через свои действия
и поступки.
В формировании мотивов
деятельности особую роль играют
интересы. Это слово тоже латинского
происхождения, означающее буквально
- имеет значение, важно. Интересы
людей имеют в своей основе
их потребности, но направлены
не столько на предметы потребностей,
сколько н? те общественные условия,
которые делают более или менее доступными
эти предметы, прежде всего, материальные
и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение
потребностей. Интересы людей состоят
в сохранении или преобразовании тех условий
(учреждений, порядков, норм взаимоотношений
и т. п.), от которых зависит распределение
благ. Эти интересы зависят от положения
в обществе тех или иных групп населения.
Каждый человек принадлежит к нескольким
социальным группам. Например, молодой
человек принадлежит к молодежи, которая
имеет свои, отличные от других групп интересы
(получить образование, профессию, иметь
материальные условия для создания семьи
и т. д.). Он же относится к какой-либо этнической
группе и имеет общие интересы с другими
членами этой группы (возможность развития
национальной культуры, языка). Будучи
членом других групп, человек имеет соответствующие
социальные интересы. Значит, интересы
определяются положением различных социальных
групп и индивидов в обществе. Они в большей
или меньшей степени осознаются людьми
и являются важнейшими побудительными
стимулами к различным видам деятельности.
В обществе взаимодействуют разнообразные
интересы: индивидуальные, групповые,
интересы общества в целом. По направленности
интересы разделяются на экономические,
социальные, политические, духовные. В
них находят обобщенное выражение актуальные
потребности людей.
Потребности и интересы
занимают ведущее место в мотивах
деятельности. Г. Гегель писал: "Ближайшее
рассмотрение истории убеждает
нас в том, что действия людей
вытекают из их потребностей,
их страстей, их интересов... и
лишь они играют главную роль".
Потребности и интересы
осознаются людьми, т. е. характеризуют
сознательную деятельность. Люди
обдумывают деятельность, осуществляют
самоконтроль своих действий. Однако
в деятельности проявляется и
бессознательное, что означает
психическую жизнь, совершающуюся
без участия сознания.
Австрийский психолог
З. Фрейд (1856-1939), изучавший роль
бессознательного, придавал ему большое
значение: "Многое в Я безусловно бессознательно,
именно то, что следует назвать "ядром
Я". Под бессознательным в психологии
обычно понимаются обусловленные воздействиями
состояния, в которых человек не дает себе
отчета.
В современной психологии
возникла точка зрения, согласно
которой бессознательное - это
творческое начало, главный источник
мотивов и переживаний людей.
Швейцарский психолог К. Г.
Юнг (1875-1961) считал, что бессознательное-
источник творческой фантазии духа, оно
существует не только в личности, но и
в общественной психологии.
На деятельность человека
могут оказать большое влияние
его влечения, т. е. психические
состояния, выражающие неосознанную
или недостаточно осознанную
потребность. Одни влечения побуждают
к деятельности, направленной на
сохранение и развитие жизни,
другие проявляются в агрессивных,
разрушительных действиях. Для
человека, испытывающего состояние
влечения, не ясно, что влечет
его к объекту, каковы цели
его действия. Вспомним слова
князя из "Русалки" А. С.
Пушкина: "Невольно к этим грустным
берегам меня влечет неведомая
сила". Герой драмы не осознает,
какая сила побудила его прийти
к тому месту, где погибла
любимая девушка.
Многие ученые считают,
что влечение-это начальный этап
формирования мотивов поведения
человека. Первоначально неосознанные
влечения уступают место осознанным
мотивам.
Немецкий социолог
М. Вебер, говоря о деятельности,
разделил действия в зависимости
от их мотивов на целерациональные,
ценностно-рациональные, аффективные
и традиционные.
Целерациональное действие
характеризуется рационально поставленной
и продуманной целью. Целерационально
действует тот индивид, чье поведение
ориентировано на цель, средства и побочные
результаты его действий. В этом случае
индивид рационально рассматривает отношение
средств к цели и побочным результатам,
отношение различных возможных целей
друг к другу.
Ценностно-рациональное
действие характеризуется осознанным
определением своей направленности
и последовательно планируемой
ориентацией на него. Но смысл
его состоит не в достижении
какой-либо цели, а в том, что
индивид следует своим убеждениям
о долге, достоинстве, красоте, религиозных
предначертаниях, благочестии. Такое действие
подчинено принципам, заповедям, требованиям.
Оно основано на вере в эстетическую, религиозную
или иную ценность определенного поведения.
Аффективное действие
обусловлено эмоциональным состоянием
индивида (слово "аффект" происходит
от латинского слова, означающего
буквально: душевное волнение; психологи
понимают под этим термином
относительно кратковременное, сильно
и бурно протекающее эмоциональное
переживание - ярость, ужас, отчаяние
и т. п.). Оно может быть реагированием
на совершенно необычное раздражение.
Индивид действует под влиянием
аффекта, если он стремится
немедленно удовлетворить свою
потребность в мести, наслаждении,
преданности и т. п.
Традиционное действие
основано на длительной привычке.
Часто это автоматическая реакция
на привычное раздражение в
направлении некогда усвоенной
установки (например, возникновение
у нас в стране нехватки
какого-либо нужного продукта
вызывает у многих людей желание
при первой возможности создать
у себя запас этого продукта).
М. Вебер отмечает, что
в чистом виде эти типы поведения
встречаются нечасто. Обычно разные
мотивы сочетаются, накладываются
друг на друга. Однако их
знание помогает понять мотивы
поведения людей, смысл их деятельности.