Деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:31, доклад

Описание работы

В повседневном языке слово "деятельность" употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Например, говорят о вулканической деятельности, о деятельности внутренних органов человека и т. д. В более узком смысле это слово означает занятия человека, его труд.
Людей, проявивших себя в какой-либо общественной Деятельности, называют деятелями. В нашей стране были даже введены почетные звания (например, "Заслуженный деятель культуры"). В литературе вы можете встретить и слово "деяние", которое означает действие, поступок.

Файлы: 1 файл

деятельность доклад.docx

— 26.57 Кб (Скачать файл)

 Третья группа потребностей - идеальные: познавать окружающий  мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем,  смысл и предназначение своего  существования. Нужда в знаниях  отмечена была еще в древности.  Философ Аристотель писал: "Все  люди от природы стремятся  к знанию". Понять смысл жизни  помогает не только знание, но  и искусство, которое иными  средствами, чем наука, помогает  человеку найти себя и свое  предназначение.

 У некоторых людей  идеальные потребности сводятся  к развлечениям. Но и в этом  случае они разнообразны: кому-то - кино, кому-то - танцы, а кому-то - поболеть за любимую футбольную  команду. Тем, кто профессионально  занимается наукой и искусством, свойственны сильные идеальные  потребности.

 Биологические, социальные  и идеальные потребности взаимосвязаны.  Биологические в своей основе  потребности у человека в отличие  от животных становятся социальными.  В самом деле, в жаркие дни  многих людей мучает жажда,  но никто не станет пить  из лужи на дороге! Человек  выбирает напиток, утоляющий жажду,  и заботится, чтобы сосуд, из  которого он пьет, был чист. И  прием пищи для человека становится  потребностью, удовлетворение которой  имеет множество социальных граней; имеют значение и кулинарные  тонкости, и обстановка, и сервировка  стола, и качество посуды, и  оформление блюда, и приятное  общество, разделяющее его трапезу.  У большинства людей социальные  потребности господствуют над  идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

 В некоторых случаях  вообще трудно отделить биологическое,  социальное, идеальное. Примером  может служить потребность в  общении (речь о нем пойдет  ниже).

 Приведенная классификация  потребностей не единственная  в научной литературе. Существует  немало других. Одна из них  разработана американским психологом  А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:

 - физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;

- экзистенциальные (от латинского  слова, означающего буквально  - существование): в безопасности  своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности,  в гарантии занятости, страховании  от несчастных случаев, уверенности  в завтрашнем дне и т. д.;

- социальные: в социальных  связях, общении, привязанности,  заботе о другом и внимании  к себе, участии в совместной  деятельности с другими;

- престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании,  достижении успеха и высокой  оценки, служебном росте;

- духовные: в самоактуализации, самовыражении.

 Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей - первичные (врожденные), а следующие три - вторичные (приобретенные). Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

 Наряду с потребностями,  важнейшим мотивом деятельности  являются социальные установки.. Под ними разумеется общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта. Например, таким объектом может быть семья.

 В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя, индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение.

 Важную роль в мотивах  деятельности играют убеждения.  Убеждения - это устойчивые взгляды  на мир, идеалы и принципы, а  также стремление воплотить их  в жизнь через свои действия  и поступки.

 В формировании мотивов  деятельности особую роль играют  интересы. Это слово тоже латинского  происхождения, означающее буквально  - имеет значение, важно. Интересы  людей имеют в своей основе  их потребности, но направлены  не столько на предметы потребностей, сколько н? те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т. п.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, молодой человек принадлежит к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания семьи и т. д.). Он же относится к какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с другими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Значит, интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей.

 Потребности и интересы  занимают ведущее место в мотивах  деятельности. Г. Гегель писал: "Ближайшее  рассмотрение истории убеждает  нас в том, что действия людей  вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и  лишь они играют главную роль".

 Потребности и интересы  осознаются людьми, т. е. характеризуют  сознательную деятельность. Люди  обдумывают деятельность, осуществляют  самоконтроль своих действий. Однако  в деятельности проявляется и  бессознательное, что означает  психическую жизнь, совершающуюся  без участия сознания.

 Австрийский психолог  З. Фрейд (1856-1939), изучавший роль  бессознательного, придавал ему большое значение: "Многое в Я безусловно бессознательно, именно то, что следует назвать "ядром Я". Под бессознательным в психологии обычно понимаются обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не дает себе отчета.

 В современной психологии  возникла точка зрения, согласно  которой бессознательное - это  творческое начало, главный источник  мотивов и переживаний людей.  Швейцарский психолог К. Г.  Юнг (1875-1961) считал, что бессознательное- источник творческой фантазии духа, оно существует не только в личности, но и в общественной психологии.

 На деятельность человека  могут оказать большое влияние  его влечения, т. е. психические  состояния, выражающие неосознанную  или недостаточно осознанную  потребность. Одни влечения побуждают  к деятельности, направленной на  сохранение и развитие жизни,  другие проявляются в агрессивных,  разрушительных действиях. Для  человека, испытывающего состояние  влечения, не ясно, что влечет  его к объекту, каковы цели  его действия. Вспомним слова  князя из "Русалки" А. С.  Пушкина: "Невольно к этим грустным  берегам меня влечет неведомая  сила". Герой драмы не осознает, какая сила побудила его прийти  к тому месту, где погибла  любимая девушка.

 Многие ученые считают,  что влечение-это начальный этап  формирования мотивов поведения  человека. Первоначально неосознанные  влечения уступают место осознанным  мотивам.

 Немецкий социолог  М. Вебер, говоря о деятельности, разделил действия в зависимости  от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.

 Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. В этом случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, отношение различных возможных целей друг к другу.

 Ценностно-рациональное  действие характеризуется осознанным  определением своей направленности  и последовательно планируемой  ориентацией на него. Но смысл  его состоит не в достижении  какой-либо цели, а в том, что  индивид следует своим убеждениям  о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии. Такое действие подчинено принципам, заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.

 Аффективное действие  обусловлено эмоциональным состоянием  индивида (слово "аффект" происходит  от латинского слова, означающего  буквально: душевное волнение; психологи  понимают под этим термином  относительно кратковременное, сильно  и бурно протекающее эмоциональное  переживание - ярость, ужас, отчаяние  и т. п.). Оно может быть реагированием  на совершенно необычное раздражение.  Индивид действует под влиянием  аффекта, если он стремится  немедленно удовлетворить свою  потребность в мести, наслаждении,  преданности и т. п.

 Традиционное действие  основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция  на привычное раздражение в  направлении некогда усвоенной  установки (например, возникновение  у нас в стране нехватки  какого-либо нужного продукта  вызывает у многих людей желание  при первой возможности создать  у себя запас этого продукта).

 М. Вебер отмечает, что  в чистом виде эти типы поведения  встречаются нечасто. Обычно разные  мотивы сочетаются, накладываются  друг на друга. Однако их  знание помогает понять мотивы  поведения людей, смысл их деятельности.


Информация о работе Деятельность человека