Деятельность педагога социального по формированию здорового образа жизни среди старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности деятельность педагога социального по формированию здорового образа жизни среди старшеклассников.
Объект исследования - процесс работы социального педагога со старшеклассниками.
Предмет исследования – технологии работы социального педагога по формированию здорового образа жизни .
Задачи исследования:
Изучить теоретический аспект формирования здорового образа жизни.
Выявить особенности подросткового возраста.
Изучить социально-педагогическую деятельность по формированию здорового образа жизни.
Проанализировать работу педагога социального по формированию здорового образа жизни.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 28.57 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность темы работы обусловлена теми сложными процессами, которые протекают в современном  белорусском обществе и которые  связаны с социально-экономическими преобразованиями, их последствиями, выразившимися  в резком ухудшении состояния  здоровья подрастающих поколений, широком  распространении в подростковой и молодежной среде вредных привычек. Данной проблематикой в настоящее  время занимаются многие учёные, среди  которых можно выделить: А.М. Шахлай (доктор педагогических наук, профессор), З.А. Севковская (начальник отдела охраны материнства и детства Министерства здравоохранения РБ), Д.Г. Ротман (доктор социологических наук, профессор), М.И. Римжа (доктор медицинских наук, профессор), Г.С. Романовец (главный инспектор управления общего среднего образования Министерства образования РБ), Т.М. Ковалёва (кандидат психологических наук) и др. В педагогических исследованиях по проблеме формирования здорового образа жизни у учащихся разных возрастных групп (М.М. Безруких, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, М.Я. Виленский, Д.В. Горев, В.И. Дубровский, JI.C. Колчанова, C.B. Кулиева, Ф.П. Лисицын, И.В. Мальчевская, B.C. Попов, Л.Г. Татарникова, Л.Ф. Тихомирова, H.H. Шарова, Ю.И. Якунин и др.) подчеркивается, что большую роль в решении этого вопроса призвана сыграть школа. Таким образом, воспитание поколения здоровым, ориентация старшеклассников на культуру здорового образа жизни, деятельности по формированию установки на сознательное укрепление своего здоровья являются неизменимыми формами организации воспитательной работы со школьниками.

Необходимо  совместными  усилиями  родителей,  педагогов, специалистов формировать  у  детей  понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и  привычки,  что будет способствовать эффективности мер по социальной защите здоровья детей.

Цель  курсовой работы – рассмотреть особенности деятельность педагога социального по формированию здорового образа жизни среди старшеклассников.

Объект исследования  - процесс работы социального педагога со  старшеклассниками.

Предмет исследования – технологии работы  социального педагога  по   формированию здорового образа жизни .

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретический аспект формирования здорового образа жизни.
  2. Выявить особенности подросткового возраста.
  3. Изучить социально-педагогическую деятельность по формированию здорового образа жизни.
  4. Проанализировать работу педагога социального по формированию здорового образа жизни.

Методы, используемые в работе: анкетирование, наблюдение, беседа, анализ литературы.

Научная новизна: заключается в выявлении основных условий и принципов организации социально-педагогической работы, содержания и методов, индивидуальной работы по здоровому образу жизни.

Практическая значимость исследования заключается в анализе работы педагога социального.  Разработке, анализе и интерпретации анкет по здоровому образу жизни.

База исследования: УО «ГОСШ № 12 г. Витебска». В исследовании принимали участие 15 учащихся 9 «В» класса.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.

1.1 В настоящее время данной проблематикой занимаются многие учёные, среди которых можно выделить: А.М. Шахлай (доктор педагогических наук, профессор), Д.Г. Ротман (доктор социологических наук, профессор), М.И. Римжа (доктор медицинских наук, профессор), Т.М. Ковалёва (кандидат психологических наук) и др. По научным степеням данных исследователей, можно сказать, что проблемой ЗОЖ занимаются не только такие области наук как медицина и социология, но и такие, как педагогика и психология.

    Таким образом,  здоровый образ жизни - это  способ жизнедеятельности человека, который укрепляет и совершенствует  физиологические и психологические  возможности человеческого организма.  Здоровый  образ  жизни  формируется  всеми  сторонами  и   проявлениями общества,  связан  с  личностно-мотивационным  воплощением  индивидом  своих социальных, психологических и физиологических возможностей и  способностей. От того, насколько успешно  удастся  сформировать  и  закрепить  в  сознании  личности принципы и навыки здорового образа  жизни,  зависит, в последующем,  вся деятельность человека.

 

 

 

 

1.2 Подростковый возраст – критический период в биологическом, психическом и социальном развитии человека. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет существенно влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. По мнению ученых-психологов, педагогов, в подростковом возрасте высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. В подростковом возрасте происходит значительное изменение ситуации познавательного развития, наблюдается интеллектуализация всех познавательных процессов[19].

Наряду с произвольной (непосредственной) и опосредованной памятью в подростковом возрасте активно начинает развиваться логическая память, высокоразвитой, разнообразной и богатой становится как внешняя, так и внутренняя речь. Мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Такое развитие мышления является базой, опираясь на которую, несомненно, можно достигнуть значительных результатов по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Развивается волевая сфера подростков. Волевые качества подростка изменяются от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, налицо стремление к саморегулированию[20].

Подростковый возраст характеризуется  продолжающимся развитием общих  и специальных способностей. Детей  данного возраста отличает повышенная познавательная творческая активность, желание попробовать что-то новое. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности окружающих подростка людей, а также основанием для проявления интереса к ним и подражания им.

В общении формируются и развиваются  коммуникативные способности учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей[19].

С переходом во вторую половину подросткового  возраста общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем общение со сверстниками для подростка, как правило, имеет первостепенное значение.

Овладение нравственными нормами  составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста[20].

Таким образом, в подростковом возрасте у ребенка происходит ряд важных изменений. У подростков наблюдаются значительные изменения в личностном и психическом развитии. Важной особенностью данного возрастного периода является половая социализация. Кроме того, это возраст, в течение которого организм достигает половой зрелости. Время, когда хочется познать новое и необычное для себя.

ЗОЖ - это способ жизнедеятельности  человека, который укрепляет и  совершенствует физиологические и  психологические возможности человеческого  организма. Недаром многие философы, писатели, учёные (Джон Локк; Адам Смит; М.В. Ломоносов; А.М. Шахлай; Д.Г. Ротман; М.И. Римжа; ) уделяют огромное внимание проблеме формирования у людей отношения к здоровому образу жизни. Особенно акцент ставится на формировании отношения к ЗОЖ у подростков.

2.1 Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к вредным привычкам, - реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению наркотиков, спиртных напитков, табакокурению; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих аддитивное поведение ребенка; изучение влияния на ребенка микросреды.

Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что  на основе поставленного диагноза разрабатывается  конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, которая предусматривает  этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции  и реабилитации.

Третья функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор  содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны  у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного  педагогического влияния на поведение  и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и  образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для  преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального  педагога – правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

Шестая функция – коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что  в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость  установления множественных  контактов  между ее участниками с целью  обмена информацией.

Седьмая функция – предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление  полученных положительных результатов  и предотвращает  возможность  появления рецидивов пьянства и  алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным  реагированием в экстремальной  ситуации [19].

Таким образом, социально-педагогическая деятельность - это разновидность  профессиональной деятельности, направленная  на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для  его самореализации.

Педагог социальный в своей работе по формированию ЗОЖ у подростков должен учитывать следующие факторы:

1.Особенности семейного воспитания  и семейные традиции;

2. Возрастные особенности ребенка;

3. Особенности влияния на ребенка  его социального окружения;

При планировании работы по ЗОЖ необходимо учитывать те функции, которые должен выполнять педагог социальный по формированию ЗОЖ у подростков, такие  как: диагностические, прогностические, образовательно-воспитательные, правозащитные, организаторские, коммуникативные, предупредительно-профилактические.

Наиболее важной проблемой в  деятельности педагога социального  является  проведение с подростками  работы по борьбе с вредными привычками. В связи с этим, в программе по формированию ЗОЖ выделяются основные направления в деятельности педагога социального, которые включают в себя деятельность по профилактике аддитивного поведения, деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами, деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего психическую или физическую зависимость в употреблении наркотиков, алкоголя.

2.2   Таким образом, можно сделать вывод о том, что при проведении первоначального анкетирования среди учеников 9 «В» класса,  был средний уровень знаний, а также в некоторых темах они ориентировались слабо. После проведения с детьми, педагогом социальным, различных занятий и факультативов на тему здорового образа жизни показатели уровня знаний,  повысились, в области знаний:

    • о способах укрепления здоровья;
    • о влиянии вредных привычек на организм человека;
    • о режиме дня;
    • о рациональном питании;
    • о  правилах личной гигиены;
    • о пользе физической культуры;
    • о методике закаливания;
    • о функционировании органов и систем организма;
    • научились планировать свой день;
    • организовывать свое свободное время, свой отдых;

Информация о работе Деятельность педагога социального по формированию здорового образа жизни среди старшеклассников