Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности деятельность педагога социального по формированию здорового образа жизни среди старшеклассников.
Объект исследования - процесс работы социального педагога со старшеклассниками.
Предмет исследования – технологии работы социального педагога по формированию здорового образа жизни .
Задачи исследования:
Изучить теоретический аспект формирования здорового образа жизни.
Выявить особенности подросткового возраста.
Изучить социально-педагогическую деятельность по формированию здорового образа жизни.
Проанализировать работу педагога социального по формированию здорового образа жизни.
Введение
Актуальность темы работы
обусловлена теми сложными процессами,
которые протекают в
Необходимо совместными
усилиями родителей, педагогов,
специалистов формировать у детей
понятие здорового образа жизни,
воспитывать соответствующие
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности деятельность педагога социального по формированию здорового образа жизни среди старшеклассников.
Объект исследования - процесс работы социального педагога со старшеклассниками.
Предмет исследования – технологии работы социального педагога по формированию здорового образа жизни .
Задачи исследования:
Методы, используемые в работе: анкетирование, наблюдение, беседа, анализ литературы.
Научная новизна: заключается в выявлении основных условий и принципов организации социально-педагогической работы, содержания и методов, индивидуальной работы по здоровому образу жизни.
Практическая значимость исследования заключается в анализе работы педагога социального. Разработке, анализе и интерпретации анкет по здоровому образу жизни.
База исследования: УО «ГОСШ № 12 г. Витебска». В исследовании принимали участие 15 учащихся 9 «В» класса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.
1.1 В настоящее время данной проблематикой занимаются многие учёные, среди которых можно выделить: А.М. Шахлай (доктор педагогических наук, профессор), Д.Г. Ротман (доктор социологических наук, профессор), М.И. Римжа (доктор медицинских наук, профессор), Т.М. Ковалёва (кандидат психологических наук) и др. По научным степеням данных исследователей, можно сказать, что проблемой ЗОЖ занимаются не только такие области наук как медицина и социология, но и такие, как педагогика и психология.
Таким образом,
здоровый образ жизни - это
способ жизнедеятельности
1.2 Подростковый возраст – критический период в биологическом, психическом и социальном развитии человека. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет существенно влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. По мнению ученых-психологов, педагогов, в подростковом возрасте высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. В подростковом возрасте происходит значительное изменение ситуации познавательного развития, наблюдается интеллектуализация всех познавательных процессов[19].
Наряду с произвольной (непосредственной) и опосредованной памятью в подростковом возрасте активно начинает развиваться логическая память, высокоразвитой, разнообразной и богатой становится как внешняя, так и внутренняя речь. Мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Такое развитие мышления является базой, опираясь на которую, несомненно, можно достигнуть значительных результатов по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Развивается волевая сфера подростков. Волевые качества подростка изменяются от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.
В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, налицо стремление к саморегулированию[20].
Подростковый возраст
В общении формируются и
С переходом во вторую половину подросткового
возраста общение подростков превращается
в самостоятельный вид
Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста[20].
Таким образом, в подростковом возрасте у ребенка происходит ряд важных изменений. У подростков наблюдаются значительные изменения в личностном и психическом развитии. Важной особенностью данного возрастного периода является половая социализация. Кроме того, это возраст, в течение которого организм достигает половой зрелости. Время, когда хочется познать новое и необычное для себя.
ЗОЖ - это способ жизнедеятельности
человека, который укрепляет и
совершенствует физиологические и
психологические возможности
2.1 Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к вредным привычкам, - реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению наркотиков, спиртных напитков, табакокурению; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих аддитивное поведение ребенка; изучение влияния на ребенка микросреды.
Вторая функция –
Третья функция –
Четвертая функция деятельности социального
педагога – правозащитная, обеспечивающаяся
тем, что социально-педагогическая
деятельность строится на правовой основе,
предусматривающей как
Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.
Шестая функция –
Седьмая функция – предупредительно-
Таким образом, социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.
Педагог социальный в своей работе по формированию ЗОЖ у подростков должен учитывать следующие факторы:
1.Особенности семейного
2. Возрастные особенности
3. Особенности влияния на
При планировании работы по ЗОЖ необходимо
учитывать те функции, которые должен
выполнять педагог социальный по
формированию ЗОЖ у подростков, такие
как: диагностические, прогностические,
образовательно-воспитательные, правозащитные,
организаторские, коммуникативные, предупредительно-
Наиболее важной проблемой в деятельности педагога социального является проведение с подростками работы по борьбе с вредными привычками. В связи с этим, в программе по формированию ЗОЖ выделяются основные направления в деятельности педагога социального, которые включают в себя деятельность по профилактике аддитивного поведения, деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами, деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего психическую или физическую зависимость в употреблении наркотиков, алкоголя.
2.2 Таким образом, можно сделать вывод о том, что при проведении первоначального анкетирования среди учеников 9 «В» класса, был средний уровень знаний, а также в некоторых темах они ориентировались слабо. После проведения с детьми, педагогом социальным, различных занятий и факультативов на тему здорового образа жизни показатели уровня знаний, повысились, в области знаний: