Диагностика школьной дезадоптации. Проблемы социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 09:18, реферат

Описание работы

Первая позиция: "Школьная дезадаптация" - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этом контексте школьная дезадаптация выступает как медико-биологическая проблема (Вроно М.В., 1984; Ковалев В.В., 1984).

Файлы: 1 файл

Диагностика школьной дезадоптации.docx

— 22.50 Кб (Скачать файл)

Диагностика школьной дезадоптации. Проблемы социальной работы

Первая позиция: "Школьная дезадаптация" - это нарушение  приспособления личности школьника  к условиям обучения в школе, которое  выступает как частное явление  расстройства у ребенка общей  способности к психической адаптации  в связи с какими-либо патологическими  факторами. В этом контексте школьная дезадаптация выступает как медико-биологическая  проблема (Вроно М.В., 1984; Ковалев  В.В., 1984). Под этим углом зрения школьная дезадаптация и для родителей, и  для педагогов, и для врачей, как  правило, расстройство в рамках вектора "болезнь/ нарушение здоровья, развития или поведения". Данная точка зрения явно или скрыто определяет отношение  к школьной дезадаптации как к  явлению, через которое проявляет  себя патология развития и здоровья Неблагоприятным следствием такого отношения является ориентир на тестовый контроль при поступлении в школу  или при оценке уровня развития ребенка  в связи с переходом с одной  учебной ступени на другую, когда  от ребенка требуется, чтобы он доказывал  у себя отсутствие отклонений в способности  обучаться по программам, предлагаемым педагогами, и в школе, выбранной  родителями.

Школьная дизадаптация - это многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка  к обучению в следствии несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его  психофизиологическим возможностям и  потребностям (Северный А.А., 1995). Эта  позиция является выражением социально-дизадаптивного подхода, потому что ведущие причины  видятся, с одной стороны, в особенностях ребенка (его невозможности в  силу личностных причин реализовать  свои способности и потребности), а с другой стороны, в особенностях микросоциального окружения и неадекватных условий школьного обучения. В  отличии от медико-биологической  концепции школьной дезадаптации дизадаптивная  концепция выгодно отличается тем, что преимущественное внимание в  анализе уделяет социальному  и личностному аспектам отклонений в обучении. Она рассматривает трудности школьного обучения как нарушения адекватного взаимодействия школы

Другая группа детей детей  риска школьной дезадаптации в модели дизадаптивного подхода - дети с отклонениями от усредненного уровня развития и  жизнедеятельности здорового ребенка. При этом отклонения могут быть и  в сторону снижения какой-либо способности - дети с нарушениями способности  к обучению, с эмоциональными, речевыми расстройствами, нарушениями соматического  здоровья - и в сторону повышения  какой-либо способности, например, одаренные  дети. Для этой группы детей риска  характерно то, что при отсутствии стойкого психического дефекта их образовательные  потребности, потребности в развитии ярко выраженных способностей не могут  быть удовлетворены традиционными  программами воспитания и обучения

Эти группы детей в сегодняшней  социальной ситуации вызывают наибольшую тревогу за оптимальное психосоциальное  развитие, личностный рост и востребованность обществом их возможностей и способностей. Эта тревога обусловлена следующими обстоятельствами.

1. Дети из этих групп  риска оказываются чаще всего  в положении "аутсайдеров"  в силу своей подверженности  воздействию негативных микросоциальных  и макросоциальных факторов.

 

2. По этим группам риска  в настоящее время ежегодно  фиксируется все возрастающее  число детей, нуждающихся в  специальных подходах в воспитании  и обучении.

 

3. Психологическое тестирование  на уровень достижений у детей  из этих групп риска наиболее  часто дает ошибки, что приводит  к "дефектологическому крену"  в специализации программ их  обучения.

4. Дети из этих групп  риска оказываются неприветствуемыми  в своих учебных коллективах  и постоянно попадают в условия  педагогической депривации, а неправильно  организованная и методически  необеспеченная социально-педагогическая  реабилитация сужает для них  "зону психического и социального  развития", обрекая на социальный  тупик, обуславливает высокий  уровень криминогености.

5. По отношению к детям  из этих групп риска в области  дифференциации образования и  специальных коррекционно-развивающих  программ обучения сделано явно  недостаточно..

Процесс адаптации к школе  может быть осложнен рядом обстоятельств. К подобным трудностям можно отнести  следующие:

1. Изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок  был ориентирован на одного  учителя. Именно у него надо  было завоевать авторитет. Уже  через некоторое время после  начала учебы этот учитель  знал, на что способен ваш ребенок,  как его ободрить, поддержать, помочь  разобраться в сложной теме. Ребенок  спокойно развивался, приобретал  знания в одном кабинете, с  одним основным учителем, его  окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению  заданий и ведению тетрадей  были одинаковые. Все было привычно. А учитель - практически вторая  мама, которая и подскажет, и  направит [14, с. 195].

При переходе же в 5-й класс  ребенок сталкивается с проблемой  множественности. Во-первых, стало много  учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем  кабинете, и таких кабинетов - много. Зачастую на этом этапе дети переходят  в другую школу, в другой класс (например, гимназический). Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив, много новых ребят.Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок и в каком кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

2. Изменение требований. Период адаптации еще усложняет  рассогласованность требований  разных учителей-предметников. Один  просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради,  но их должно быть 3 штуки. Преподаватель  русского языка требует все  выделять зеленой ручкой, преподаватель  математики - карандашом. По английскому  требуют завести отдельную тетрадочку-словарь,  по биологии - все термины записывать  в конце обычной рабочей тетради.  На литературе ценят высказанные  собственные мысли, а на уроках  истории все должно быть «документально  подтверждено». И все эти требования  надо не только выучить, но  и соблюдать, и не запутаться, где что надо делать.

 

3. Отсутствие индивидуального  контроля. Всю начальную школу  ребенку помогал один учитель.  Он выполнял функцию и учителя,  и классного руководителя, и контролера. Быстро определив все особенности  детей своего класса, учитель  помогал им контролировать учебный  процесс. Одному из них напомнит, что надо сделать домашнее  задание, другому - чтобы тот  принес карандаши, третьему простит  невыполненное упражнение (потому  что знает, что ребенка мучают  головные боли) и останется с  ним после уроков. В общем, отслеживал  выполнение всех заданий всеми  учениками. При переходе в пятый  класс такой индивидуальный подход  исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны, появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Не организовывает в полной мере досуг после уроков. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, играть малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

 

4. Пробелы в знаниях.  За годы обучения в начальной  школе практически у каждого  ученика остаются неусвоенные  темы, неотработанные умения и  навыки. Они накапливаются как  снежный ком. В начальной школе  эти «шероховатости» сглаживаются  индивидуальным подходом учителя  и повторными объяснениями сразу,  как только было замечено неусвоение  ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать  контролировать всех). В пятом  классе такого отслеживания не  происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением  к учителю или родителям), ребенок  рискует не понять следующую.  Материал усложняется от урока  к уроку. И если предыдущие  темы были не поняты, то школьник  потянет этот шлейф дальше, затягивая  узел незнаний. Так появляются  двойки... Иногда неусвоенные темы  тянутся еще с начальной школы,  ведь сразу трудно понять, что  именно из пройденного материала  вызывает сложность. Например, не  научившись определять корень  слова, ребенок затрудняется в  словообразовании и подборе однокоренных  слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что он не сможет подобрать проверочные слова. Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти [14, с. 199].

 

Природа школьной неуспеваемости может быть представлена самыми различными факторами.

1. Недостатки в подготовке  ребенка к школе, социально-педагогическая  запущенность.

2. Соматическая ослабленность  ребенка. 

3. Нарушение формирования  отдельных психических функций  и познавательных процессов. 

4. Двигательные нарушения. 

5. Эмоциональные расстройства.

 

Основными причинами дезадаптации человека являются группы факторов. К  ним относятся: личностные (внутренние), средовые (внешние), либо и те и другие.

Личностные (внутренние) факторы  дезадаптации человека связаны с  недостаточной реализацией его  социальных потребностей как личности. К ним можно отнести:

- длительную болезнь;

- ограниченные возможности  ребенка для общения со средой  обитания, людьми и отсутствие  адекватного (с учетом индивидуальных  особенностей) общения с ним со  стороны его окружения;

- длительную изоляцию  человека независимо от его  возраста (вынужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедеятельности;

- переключение на другой  вид деятельности (длительный отпуск, временное исполнение иных служебных  обязанностей) и др.

Средовые (внешние) факторы  дезадаптации человека связаны с  тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт, в  той или иной степени сдерживающий личностное проявление. К ним следует  отнести:

- нездоровую семейную  обстановку, подавляющую личность  ребенка. Такая обстановка может  иметь место в семьях «группы  риска»; семьях, в которых преобладает  авторитарный стиль воспитания, насилие над ребенком;

- отсутствие или недостаточное  внимание к общению с ребенком  со стороны родителей, сверстников;

- подавление личности  новизной обстановки (приход ребенка  в детский сад, школу; смена  группы, класса);

- подавление личности  группой (дезадаптирующая группа) - неприятие ребенка коллективом,  микрогруппой, притеснение, насилие  над ним и пр. Особенно это  характерно для подростков. Проявление  жестокости (насилие, бойкот) с их  стороны по отношению к сверстникам  - явление частое;

- негативное проявление  «рыночного воспитания», когда  успешность измеряется исключительно  материальным достатком. Не умея  обеспечить достаток, человек оказывается  в сложном депрессивном состоянии;

- негативное влияние СМИ  в «рыночном воспитании». Формирование  интересов, не соответствующих  возрасту, пропаганда идеалов социального  благополучия и легкости их  достижения. Реальная жизнь приводит  к значительному разочарованию,  комплексированию, дезадаптации. Дешевые  мистические романы, фильмы ужасов  и боевики формируют у незрелого  человека представление о смерти, как чем-то туманном и идеализированном;

- дезадаптирующее влияние  отдельной личности, в присутствии  которой ребенок испытывает большое  напряжение, дискомфорт. Такая личность  называется дезадаптирующей (дезадаптирующий  ребенок - группа) - это человек  (группа), который (которая) в определенных  условиях по отношению к среде  (группе) либо отдельной личности  выступает фактором дезадаптации (влияющим на самопроявление) и,  таким образом, сдерживает его  активность, способность наиболее  полно реализовать себя. Примеры:  девушка по отношению к неравнодушному  к ней парню; гиперактивный  ребенок по отношению к классу; трудновоспитуемый, активно играющий  провоцирующую роль по отношению  к учителю (особенно к молодому) и пр.;

- перегрузку, связанную с  «заботой» о развитии ребенка,  не подходящую его возрасту  и индивидуальным возможностям  и др. Такой факт имеет место,  когда неподготовленного ребенка  отдают в школу или в гимназический  класс, не соответствующий его  индивидуальным возможностям; загружают  ребенка без учета его физических  и психических возможностей (например, занятиями спортом, учебой в  школе, занятиями и кружке) [53, с. 90].

С понятием «школьной дезадаптации»  связывают любые отклонения в  учебной деятельности школьников. Эти  отклонения могут быть и у психически здоровых детей, и у детей с  различными нервно-психическими расстройствами (но не у детей с физическими  дефектами, органическими расстройствами, олигофренией и др.). Школьная дезадаптация, согласно научному определению, - это  образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений  учебной деятельности, поведения, конфликтных  отношений с одноклассниками  и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного  развития и т.д.

Все перечисленные факторы  представляют непосредственную угрозу, прежде всего, для интеллектуального  развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается  в доказательствах.

Дезадаптация детей и  подростков приводит к различным  последствиям. Чаще всего эти последствия  носят негативный характер, в том  числе:

 

- личностные деформации;

 

- недостаточное физическое  развитие;

 

- задержка психического  развития;

 

- возможные мозговые дисфункции;

 

- типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность  или возбудимость, агрессивность);

- одиночество - человек  оказывается один на один со  своими проблемами. Оно может  быть связано с внешним отчуждением  человека либо с самоотчуждением;

Информация о работе Диагностика школьной дезадоптации. Проблемы социальной работы