Диагностика школьной
дезадоптации. Проблемы социальной работы
Первая позиция: "Школьная
дезадаптация" - это нарушение
приспособления личности школьника
к условиям обучения в школе, которое
выступает как частное явление
расстройства у ребенка общей
способности к психической адаптации
в связи с какими-либо патологическими
факторами. В этом контексте школьная
дезадаптация выступает как медико-биологическая
проблема (Вроно М.В., 1984; Ковалев
В.В., 1984). Под этим углом зрения школьная
дезадаптация и для родителей, и
для педагогов, и для врачей, как
правило, расстройство в рамках вектора
"болезнь/ нарушение здоровья, развития
или поведения". Данная точка зрения
явно или скрыто определяет отношение
к школьной дезадаптации как к
явлению, через которое проявляет
себя патология развития и здоровья
Неблагоприятным следствием такого
отношения является ориентир на тестовый
контроль при поступлении в школу
или при оценке уровня развития ребенка
в связи с переходом с одной
учебной ступени на другую, когда
от ребенка требуется, чтобы он доказывал
у себя отсутствие отклонений в способности
обучаться по программам, предлагаемым
педагогами, и в школе, выбранной
родителями.
Школьная дизадаптация -
это многофакторный процесс снижения
и нарушения способности ребенка
к обучению в следствии несоответствия
условий и требований учебного процесса,
ближайшей социальной среды его
психофизиологическим возможностям и
потребностям (Северный А.А., 1995). Эта
позиция является выражением социально-дизадаптивного
подхода, потому что ведущие причины
видятся, с одной стороны, в особенностях
ребенка (его невозможности в
силу личностных причин реализовать
свои способности и потребности),
а с другой стороны, в особенностях
микросоциального окружения и неадекватных
условий школьного обучения. В
отличии от медико-биологической
концепции школьной дезадаптации дизадаптивная
концепция выгодно отличается тем,
что преимущественное внимание в
анализе уделяет социальному
и личностному аспектам отклонений
в обучении. Она рассматривает трудности
школьного обучения как нарушения адекватного
взаимодействия школы
Другая группа детей детей
риска школьной дезадаптации в модели
дизадаптивного подхода - дети с отклонениями
от усредненного уровня развития и
жизнедеятельности здорового ребенка.
При этом отклонения могут быть и
в сторону снижения какой-либо способности
- дети с нарушениями способности
к обучению, с эмоциональными, речевыми
расстройствами, нарушениями соматического
здоровья - и в сторону повышения
какой-либо способности, например, одаренные
дети. Для этой группы детей риска
характерно то, что при отсутствии
стойкого психического дефекта их образовательные
потребности, потребности в развитии
ярко выраженных способностей не могут
быть удовлетворены традиционными
программами воспитания и обучения
Эти группы детей в сегодняшней
социальной ситуации вызывают наибольшую
тревогу за оптимальное психосоциальное
развитие, личностный рост и востребованность
обществом их возможностей и способностей.
Эта тревога обусловлена следующими
обстоятельствами.
1. Дети из этих групп
риска оказываются чаще всего
в положении "аутсайдеров"
в силу своей подверженности
воздействию негативных микросоциальных
и макросоциальных факторов.
2. По этим группам риска
в настоящее время ежегодно
фиксируется все возрастающее
число детей, нуждающихся в
специальных подходах в воспитании
и обучении.
3. Психологическое тестирование
на уровень достижений у детей
из этих групп риска наиболее
часто дает ошибки, что приводит
к "дефектологическому крену"
в специализации программ их
обучения.
4. Дети из этих групп
риска оказываются неприветствуемыми
в своих учебных коллективах
и постоянно попадают в условия
педагогической депривации, а неправильно
организованная и методически
необеспеченная социально-педагогическая
реабилитация сужает для них
"зону психического и социального
развития", обрекая на социальный
тупик, обуславливает высокий
уровень криминогености.
5. По отношению к детям
из этих групп риска в области
дифференциации образования и
специальных коррекционно-развивающих
программ обучения сделано явно
недостаточно..
Процесс адаптации к школе
может быть осложнен рядом обстоятельств.
К подобным трудностям можно отнести
следующие:
1. Изменение условий обучения.
Учась в начальной школе, ребенок
был ориентирован на одного
учителя. Именно у него надо
было завоевать авторитет. Уже
через некоторое время после
начала учебы этот учитель
знал, на что способен ваш ребенок,
как его ободрить, поддержать, помочь
разобраться в сложной теме. Ребенок
спокойно развивался, приобретал
знания в одном кабинете, с
одним основным учителем, его
окружали одни и те же ребята,
и требования к выполнению
заданий и ведению тетрадей
были одинаковые. Все было привычно.
А учитель - практически вторая
мама, которая и подскажет, и
направит [14, с. 195].
При переходе же в 5-й класс
ребенок сталкивается с проблемой
множественности. Во-первых, стало много
учителей-предметников. Во-вторых, каждый
предмет изучается в своем
кабинете, и таких кабинетов - много.
Зачастую на этом этапе дети переходят
в другую школу, в другой класс (например,
гимназический). Тогда ко всему вышесказанному
прибавляется еще и новый коллектив, много
новых ребят.Рушится привычный мирок,
и, конечно, освоить все это непросто. Надо
выучить всех новых учителей, расположение
всех кабинетов. А на это требуется время.
И побегать по школе придется, потому что
больше некому напомнить, какой следующий
урок и в каком кабинете он будет. Ко всему
прочему, необходимо помнить, что ребенку
надо заново завоевывать авторитет, и
не у одного учителя, а у многих, со многими
учителями выработать свои отношения.
Поневоле заволнуешься, испугаешься -
а в итоге повышается тревожность.
2. Изменение требований.
Период адаптации еще усложняет
рассогласованность требований
разных учителей-предметников. Один
просит завести тетрадь в 48
листов, другой - тоненькие тетради,
но их должно быть 3 штуки. Преподаватель
русского языка требует все
выделять зеленой ручкой, преподаватель
математики - карандашом. По английскому
требуют завести отдельную тетрадочку-словарь,
по биологии - все термины записывать
в конце обычной рабочей тетради.
На литературе ценят высказанные
собственные мысли, а на уроках
истории все должно быть «документально
подтверждено». И все эти требования
надо не только выучить, но
и соблюдать, и не запутаться,
где что надо делать.
3. Отсутствие индивидуального
контроля. Всю начальную школу
ребенку помогал один учитель.
Он выполнял функцию и учителя,
и классного руководителя, и контролера.
Быстро определив все особенности
детей своего класса, учитель
помогал им контролировать учебный
процесс. Одному из них напомнит,
что надо сделать домашнее
задание, другому - чтобы тот
принес карандаши, третьему простит
невыполненное упражнение (потому
что знает, что ребенка мучают
головные боли) и останется с
ним после уроков. В общем, отслеживал
выполнение всех заданий всеми
учениками. При переходе в пятый
класс такой индивидуальный подход
исчезает. Происходит как бы обезличивание
школьника. Есть только пятиклассники
в целом. У каждого предметника большая
нагрузка и много учащихся из разных параллелей.
Запомнить все особенности всех учеников
он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка
создается впечатление, что он никому
из учителей не нужен, что можно «похалявить»
и что-то не сделать - в общей массе это
может пройти незамеченным. С другой стороны,
появляется некоторая «безнадзорность»
со стороны классного руководителя. Он
не следит за поведением ребенка на всех
переменах. Не организовывает в полной
мере досуг после уроков. Отсюда и внезапно
появившаяся у некоторых детей регрессия:
ребенок начинает капризничать, как маленький,
играть малышами (уходит к своей первой
учительнице) или бегать за классным руководителем.
А у других, наоборот восторженное опьянение
свободой передвижения приводит к нарушениям
школьных правил.
4. Пробелы в знаниях.
За годы обучения в начальной
школе практически у каждого
ученика остаются неусвоенные
темы, неотработанные умения и
навыки. Они накапливаются как
снежный ком. В начальной школе
эти «шероховатости» сглаживаются
индивидуальным подходом учителя
и повторными объяснениями сразу,
как только было замечено неусвоение
ребенком материала (класс один,
ребят немного, можно успевать
контролировать всех). В пятом
классе такого отслеживания не
происходит. И, не усвоив тему
(и не подойдя сразу за разъяснением
к учителю или родителям), ребенок
рискует не понять следующую.
Материал усложняется от урока
к уроку. И если предыдущие
темы были не поняты, то школьник
потянет этот шлейф дальше, затягивая
узел незнаний. Так появляются
двойки... Иногда неусвоенные темы
тянутся еще с начальной школы,
ведь сразу трудно понять, что
именно из пройденного материала
вызывает сложность. Например, не
научившись определять корень
слова, ребенок затрудняется в
словообразовании и подборе однокоренных
слов. А значит, будут ошибки в правописании,
потому что он не сможет подобрать проверочные
слова. Также могут быть сложности в усвоении
учебного материала из-за недостатка речевого
развития, внимания и памяти [14, с. 199].
Природа школьной неуспеваемости
может быть представлена самыми различными
факторами.
1. Недостатки в подготовке
ребенка к школе, социально-педагогическая
запущенность.
2. Соматическая ослабленность
ребенка.
3. Нарушение формирования
отдельных психических функций
и познавательных процессов.
4. Двигательные нарушения.
5. Эмоциональные расстройства.
Основными причинами дезадаптации
человека являются группы факторов. К
ним относятся: личностные (внутренние),
средовые (внешние), либо и те и другие.
Личностные (внутренние) факторы
дезадаптации человека связаны с
недостаточной реализацией его
социальных потребностей как личности.
К ним можно отнести:
- длительную болезнь;
- ограниченные возможности
ребенка для общения со средой
обитания, людьми и отсутствие
адекватного (с учетом индивидуальных
особенностей) общения с ним со
стороны его окружения;
- длительную изоляцию
человека независимо от его
возраста (вынужденная или принудительная)
от среды повседневной жизнедеятельности;
- переключение на другой
вид деятельности (длительный отпуск,
временное исполнение иных служебных
обязанностей) и др.
Средовые (внешние) факторы
дезадаптации человека связаны с
тем, что они являются не привычными
для него, создают дискомфорт, в
той или иной степени сдерживающий
личностное проявление. К ним следует
отнести:
- нездоровую семейную
обстановку, подавляющую личность
ребенка. Такая обстановка может
иметь место в семьях «группы
риска»; семьях, в которых преобладает
авторитарный стиль воспитания,
насилие над ребенком;
- отсутствие или недостаточное
внимание к общению с ребенком
со стороны родителей, сверстников;
- подавление личности
новизной обстановки (приход ребенка
в детский сад, школу; смена
группы, класса);
- подавление личности
группой (дезадаптирующая группа)
- неприятие ребенка коллективом,
микрогруппой, притеснение, насилие
над ним и пр. Особенно это
характерно для подростков. Проявление
жестокости (насилие, бойкот) с их
стороны по отношению к сверстникам
- явление частое;
- негативное проявление
«рыночного воспитания», когда
успешность измеряется исключительно
материальным достатком. Не умея
обеспечить достаток, человек оказывается
в сложном депрессивном состоянии;
- негативное влияние СМИ
в «рыночном воспитании». Формирование
интересов, не соответствующих
возрасту, пропаганда идеалов социального
благополучия и легкости их
достижения. Реальная жизнь приводит
к значительному разочарованию,
комплексированию, дезадаптации. Дешевые
мистические романы, фильмы ужасов
и боевики формируют у незрелого
человека представление о смерти,
как чем-то туманном и идеализированном;
- дезадаптирующее влияние
отдельной личности, в присутствии
которой ребенок испытывает большое
напряжение, дискомфорт. Такая личность
называется дезадаптирующей (дезадаптирующий
ребенок - группа) - это человек
(группа), который (которая) в определенных
условиях по отношению к среде
(группе) либо отдельной личности
выступает фактором дезадаптации
(влияющим на самопроявление) и,
таким образом, сдерживает его
активность, способность наиболее
полно реализовать себя. Примеры:
девушка по отношению к неравнодушному
к ней парню; гиперактивный
ребенок по отношению к классу;
трудновоспитуемый, активно играющий
провоцирующую роль по отношению
к учителю (особенно к молодому)
и пр.;
- перегрузку, связанную с
«заботой» о развитии ребенка,
не подходящую его возрасту
и индивидуальным возможностям
и др. Такой факт имеет место,
когда неподготовленного ребенка
отдают в школу или в гимназический
класс, не соответствующий его
индивидуальным возможностям; загружают
ребенка без учета его физических
и психических возможностей (например,
занятиями спортом, учебой в
школе, занятиями и кружке) [53,
с. 90].
С понятием «школьной дезадаптации»
связывают любые отклонения в
учебной деятельности школьников. Эти
отклонения могут быть и у психически
здоровых детей, и у детей с
различными нервно-психическими расстройствами
(но не у детей с физическими
дефектами, органическими расстройствами,
олигофренией и др.). Школьная дезадаптация,
согласно научному определению, - это
образование неадекватных механизмов
приспособления ребенка к школе,
которые проявляются в виде нарушений
учебной деятельности, поведения, конфликтных
отношений с одноклассниками
и взрослыми, повышенного уровня
тревожности, нарушений личностного
развития и т.д.
Все перечисленные факторы
представляют непосредственную угрозу,
прежде всего, для интеллектуального
развития ребенка. Зависимость же школьной
успеваемости от интеллекта не нуждается
в доказательствах.
Дезадаптация детей и
подростков приводит к различным
последствиям. Чаще всего эти последствия
носят негативный характер, в том
числе:
- личностные деформации;
- недостаточное физическое
развитие;
- задержка психического
развития;
- возможные мозговые дисфункции;
- типичные нервные расстройства
(подавленность, заторможенность
или возбудимость, агрессивность);
- одиночество - человек
оказывается один на один со
своими проблемами. Оно может
быть связано с внешним отчуждением
человека либо с самоотчуждением;