Диалектика и ее альтернативы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:00, контрольная работа

Описание работы

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.
Долгое время считалось, что мир неизменен: звезды всегда неподвижны, постоянны материки, океаны, горы, реки, климат, растения и животные, люди. Представления об изменчивости универсума открыли путь к утверждению диалектики.
Выдающимся диалектиком является Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет непрерывный поток изменений, мир есть процесс. Философское открытие Гераклита заключается в обобщении - изменяется не просто кое-что, а все существующее.

Содержание работы

1. Диалектика и ее альтернативы………………………………………..3
1.1 Диалектика и антидиалектика в истории философии……………..3
1.2 Структура диалектики. Метафизика как антидиалектика………....9
Список использованных источников…………………………………...19

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 43.80 Кб (Скачать файл)

Трудности приложения синергетики  к социальной жизни заключаются  в том, что с переходом на более  высокие уровни организации возрастает количество факторов, которые участвуют  в детерминации изучаемого социального  феномена или явления, при этом недостаточно учитывается роль сознательного  фактора духовной и идеологической сферы, возможности отдельного человека в сложной динамике социума. Выводы, полученные при исследовании термодинамических  систем, не могут быть буквально  экстраполированы на социокультурные процессы, хотя в целом они применимы к обществу.

Диалектика как инструмент познания выполняет прежде всего регулятивные функции, проблематизирует жизненные ситуации, предупреждает человека о грозящих трудностях будущего, но не дает готовых ответов.

1.2 Структура диалектики. Метафизика как антидиалектика

Диалектика включает принципы, законы и категории.

Принципы отражают фундаментальные  основания бытия и познания, лежат  в основе законов и категорий  диалектики, придают знанию системность  и целостность, в познавательных и практических действиях выполняют  нормативную функцию. Наиболее значимы  два принципа диалектики: связи и  развития.

В законах диалектики конкретизируется существо ее принципов. Законы выражают типичное, проявляются в течение продолжительных промежутков времени. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательной деятельности людей, субъективному фактору.

Законы диалектики универсальны, фиксируют  такие отношения и связи между  явлениями, которые присущи как  миру в целом, так и отдельным  его сторонам и объектам. Известны три закона диалектики - количественно- качественных изменений, единства и  борьбы противоположностей, отрицания  отрицания. Законы диалектики недопустимо противопоставлять законам, познаваемым фундаментальной наукой: физикой, химией, биологией, геологией, астрофизикой, социологией и т.д.

Диалектические закономерности осмысливаются  как категориальные связи. В категориях принципы диалектики находят еще  более развернутую детализацию. К основным категориям диалектики относятся: единичное - особенное - общее, единичное - многое; часть - целое, система, элемент, структура; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление. Категории диалектики есть категории философии, где акцент сделан на динамику и связи.

Идея всеобщей связи просматривалась  у Декарта, который отрицал существование  пустоты и тем самым проводил мысль, что любое движение любого тела вызывает соответствующее движение всех остальных. О механической связи  всего со всем писали французские  материалисты XVIII в. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс говорит о диалектике как «науке о всеобщей связи». Это положение фиксирует структурно-устойчивый (относительно постоянный) план предметов и бытия в целом. Связь понимается как универсальное закономерное взаимодействие. Конечно, наряду с постоянной связью каждого объекта с другим, существует и относительная независимость разделенных в пространстве и времени объектов. Уже при жизни Энгельса физика исходила из положения об отсутствии взаимообусловленности между молекулами газов. Современная физика и биология определяют независимость как одну из характеристик определенности, присущей явлениям. В гуманитарной проблематике актуальны, например, вопросы о политической независимости, о независимости как предпосылке творчества, действиях человека согласно собственным соображениям, а не по шаблону.

Исходя из того, что мироздание целостно, следует рассуждать не о  полностью независимых, а об автономно  функционирующих элементах, объектах в общей структуре бытия и  познания. Автономная независимость  выражается в том, что соответствующие объекты и системы имеют нечто свое, оригинальное.

Своеобразие, оригинальность объектов и систем - предпосылка и основа разнообразия, дифференциации. Дифференциация выступает как условие развития. Разделенность в микромире на виды элементарных частиц и виды взаимодействия есть условие образования атомов и молекул. Дифференциация на разнородные химические элементы - условие образования сложных химических соединений, а в конечном счете - возникновения жизни. Формирование сложноструктурированного общества явилось основой перехода от дикости и варварства к цивилизации. Разрушение сложных структур, нарастание однородности и единообразия ведет к деградации.

События и предметы объединены не только структурно-функциональным единством, но и генетическим. Предметы не только коррелятивны, устойчиво соотнесены между собой в пространстве, но и подвержены во времени возникновению  и исчезновению, т.е. относительны и  преходящи в своем существовании. Имея в виду этот аспект, Энгельс  в «Анти-Дюринге» определяет диалектику как «науку о всеобщих законах движения и развития».

В своей нераздельности связь и  развитие отражают единство относительной  устойчивости и изменчивости, системности  и поступательности. В литературе называют и другие принципы диалектики: историзма, причинности, системности  и т. д. Но они, в конечном счете, сводятся к принципам развития и связи. Так, принцип историзма применительно  к природе сводим к принципу эволюции, включающий в себя скачки. Принцип  историзма в изучении социума (у  Г. Гегеля, К. Маркса, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Д. Гэлбрайта и др.) позволяет оценивать целостность, определенность того или иного этапа в развитии общества, предвидеть тенденции его будущей эволюции - революции. Причинность — один из видов связи. В современной философии причинно-следственные зависимости стали опираться на синтез жесткости и неоднозначности, при этом подчеркивается, что действие внешних факторов ограничено. Они все более стали рассматриваться как развязывающие внутренние процессы в системах, а последние несут в себе элементы непредсказуемости, обусловливают открытость будущего. В основе системности лежит принцип целостности, который предполагает рассмотрение развивающегося объекта, расчлененного на взаимосвязанные элементы. Исследование внутренней активности систем закрепляется в категориях случайности, спонтанности, потенциально возможного. Сложные системы выступают как хаос, в котором всегда есть упорядоченность. В частности, в социуме внешнее резонансное воздействие, например, на рынок (организационное и финансовое) властных структур, влияет на характер кажущегося стихийного саморазвития, направляя его (упорядочивая) в русло эффективной эволюции.

Бесконечность бытия есть его развертывание  вширь и движение вглубь. В точках пересечения этих потоков происходит переход от движения как изменения  вообще, безотносительно к его  вектору и результатам (например, превращаемость элементарных частиц, энергетические взаимопереходы и т.д.), к развитию как поступательно- продуктивному процессу в определенной системе координат, что приводит к появлению нового, обновлению структуры и функций системы.

Формированию философской теории развития способствовали: обнаруженная человеком эволюция природы и  соответствующий прогресс естественных наук — биологии, геологии, палеонтологии, эмбриологии, космологии и т.д.; историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, процессы интенсивных  изменений общества, особенно начиная  с эпохи Возрождения, научно-технический  прогресс и соответствующий рост и углубление обществоведческих и гуманитарных знаний. Г. Спенсер считал, что эволюционность, как в органическом мире, так и в социуме, характеризует главное направление изменений. Утвердившийся в XX в. принцип глобального эволюционизма означает:

а) ориентацию на целостность мироздания, биосферы, ноосферы, общества и человека, причем последний находится не вне  изучаемого объекта, а внутри его;

б) сближение естественных и гуманитарных наук и искусства, культур Запада и Востока.

Развитие как фундаментальное  свойство бытия разно- планово, многоуровнево и многоэтапно, многовариантно и альтернативно. Развитие (особенно биологическое и социальное) нельзя упрощенно толковать как линейный процесс. Оно происходит зигзагообразно, с отклонениями в сторону, с возвратами назад. Нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса (например, когда одна линия развития привела к возникновению человека, другая - современных обезьян). Проявляются и процессы конвергенции - слияния, объединения различных линий развития в единый процесс. При этом слияние линий ведет не к их нивелировке, а к разнообразию развития. Например, народы сближаются в экономических отношениях, в решении глобальных проблем, в формировании институтов правового государства, а расходятся в традициях, культурной, национальной уникальности. Уникальность западной и восточной культур, конечно, не исключает, а предполагает тенденцию их синтеза.

Разнонаправленными и одновременно неотделимыми друг от друга тенденциями  изменений выступают прогресс и  регресс.

Прогресс характеризует развитие объектов бытия как переход от низших, несовершенных форм к более  высоким и совершенным, что повышает степень целостности той или иной системы, ее приспособленность к среде, функциональную эффективность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития.

Если в результате изменений  исчезают или уменьшаются полезные для системы функции, распадаются  структуры, уменьшается число связей, обеспечивающих относительную устойчивость и жизнедеятельность данной системы, в целом, осуществляется переход  от высшего к низшему, то такой процесс называют регрессом. Его формы - кризисы (экологические, экономические, политические, социальные), «пределы роста», проявления дефективности и дегенерации (биологическое вырождение и вымирание без притока внешней крови на основе кровосмесительства, выражения слабоумия, идиотизма и пр.).

По проблеме соотношения прогресса  и регресса имеются две основные точки зрения. Первая утверждает, что  поскольку мир бесконечен, то судить о направлении его изменений  невозможно.

Д. Толанд подчеркивал, что хотя окружающий мир находится в непрестанном движении, обновлении, но изменения в частях не влекут за собой изменения Вселенной, ибо перемены, переходы и превращения материи не могут вызвать ни увеличения, ни уменьшения ее общего количества, поэтому мир пребывает в одном и том же состоянии. Касаясь эволюции живых форм, Энгельс отметил, что «каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях». Диалектика реального такова, что каждый шаг в осуществлении возможностей, расширяя их диапазон в одних направлениях, закрывает в других.

Некоторые современные исследователи  также подчеркивают относительность  понятия развития. «...Бытие Природы  определяется как непрерывное изменение  отдельных ее частей (Метагалактик или Вселенных) при неизменном целом (Большой Вселенной)». В процессе космической эволюции материи происходит постоянное рождение и угасание космических  объектов. Конец в развитии одного космического цикла эволюции означает начало развития другого цикла. Свойства космического притяжения и космического отталкивания служат тем толчком, который  приводит к расширению или к сжатию всей видимой Вселенной. (Продолжительность  глобального цикла, по данным современной  космологии, около 25 млрд лет.) Нынешнее расширение Вселенной спорадично должно смениться когда-то сжатием материи. Тем самым понятие развития оказывается относительным практически на всех ступенях движения материи. Для материи, считает И.Р. Пригожин, характерно единство (параллельность) процессов эволюции и деградации.

Возникновение, становление, прогресс и регресс характеризуют материальные системы, имеющие начало и конец. В этом ключе рассуждал Энгельс, когда предсказывал неумолимую гибель через миллионы лет органической жизни на Земле и самой Земли. Современное компьютерное моделирование  показывает, что из-за расширения Солнца Земля примерно через 0,5 млрд лет окажется непригодной для жизни человека. Сможет ли человечество найти ответ на вызов Космоса, т.е. преодолеть на основе наращивания своего научно-технического потенциала земное притяжение и переселиться на орбиту новой планеты, даже иной Вселенной?

«Высшее» по одним параметрам может  оказаться «низшим» по другим. Например, улучшение уровня и качества жизни, создающее благоприятные социально-экономические  условия и продлевающее среднюю  продолжительность жизни, в конечном счете может снизить биологические параметры человека, подорвать миллионами лет складывающуюся «программу» (инстинкт) самосохранения лучших особей в борьбе за существование. Расцвет нередко чреват деградацией, а упадок может оказаться периодом накопления новых потенций.

Вторая концепция отказывается от идеи равносильности, конкретного  соотношения прогресса и регресса и постулирует прогресс. Материя, несущая в себе полное равенство  тенденций прогресса и регресса, представляла бы собой неизменную субстанцию. Поступательное развитие, отметил Энгельс, вопреки временным отливам, в  конечном счете прокладывает себе путь, являясь ведущим направлением изменений. (У Энгельса таким образом, мы обнаруживаем суждения в пользу обеих рассматриваемых концепций). Н.Ф. Федоров писал о внутренней направленности природной эволюции ко все большему усложнению и к появлению сознания. В.И. Вернадский считал, что всеобщим законом Вселенной является постоянное усложнение бытия и рост разнообразия его структур, а восходящая направленность развития живого не может прекратить свое действие на человеке. По мнению Тейяра де Шардена, за сознанием и жизнью в нынешней форме должны следовать «сверхсознание» и «сверхжизнь».

Материя, исходя из принципа неисчерпаемости  мира, является носителем бесконечных  возможностей изменения. На основе реализации прогрессивной тенденции возникают  более сложные формы реальности с увеличивающимся диапазоном возможностей дальнейшего развития. Так, например, к середине XIX в. палеонтологами была выявлена направленность процесса в сторону последовательного усложнения и усовершенствования нервной системы, головного мозга. В настоящее время идея восходящего развития человека выражается в предположении, что эволюция человека, в частности эволюция нейронных систем его мозга, продолжается. Направляющими факторами прогрессирующей эволюции выступают как природная среда, так и во все возрастающей степени искусственная среда - культура.

Приведенные описания точек зрения по вопросу соотношения прогресса  и регресса дополняют друг друга  и одновременно находятся в оппозиции.

«Вкратце диалектику, - писал В.И. Ленин, - можно определить как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики...»  Если исходить из этой трактовки, то закон  единства и борьбы противоположностей выступает интегрирующим основанием всей диалектики. Впрочем, принципы, законы и категории диалектики составляют нерасторжимое единство, из которого не может быть исключена ни одна из ее составляющих. Многогранную, противоречивую реальность во всех ее взаимосвязях и  развитии «схватывает» не отдельный  какой-то закон диалектики, не одна пара категорий, а лишь их система, постоянно  развивающаяся, обогащающая свое содержание.

Информация о работе Диалектика и ее альтернативы