Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:00, контрольная работа
Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.
Долгое время считалось, что мир неизменен: звезды всегда неподвижны, постоянны материки, океаны, горы, реки, климат, растения и животные, люди. Представления об изменчивости универсума открыли путь к утверждению диалектики.
Выдающимся диалектиком является Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет непрерывный поток изменений, мир есть процесс. Философское открытие Гераклита заключается в обобщении - изменяется не просто кое-что, а все существующее.
1. Диалектика и ее альтернативы………………………………………..3
1.1 Диалектика и антидиалектика в истории философии……………..3
1.2 Структура диалектики. Метафизика как антидиалектика………....9
Список использованных источников…………………………………...19
Трудности приложения синергетики к социальной жизни заключаются в том, что с переходом на более высокие уровни организации возрастает количество факторов, которые участвуют в детерминации изучаемого социального феномена или явления, при этом недостаточно учитывается роль сознательного фактора духовной и идеологической сферы, возможности отдельного человека в сложной динамике социума. Выводы, полученные при исследовании термодинамических систем, не могут быть буквально экстраполированы на социокультурные процессы, хотя в целом они применимы к обществу.
Диалектика как инструмент познания выполняет прежде всего регулятивные функции, проблематизирует жизненные ситуации, предупреждает человека о грозящих трудностях будущего, но не дает готовых ответов.
1.2 Структура диалектики. Метафизика как антидиалектика
Диалектика включает принципы, законы и категории.
Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания, лежат в основе законов и категорий диалектики, придают знанию системность и целостность, в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию. Наиболее значимы два принципа диалектики: связи и развития.
В законах диалектики конкретизируется существо ее принципов. Законы выражают типичное, проявляются в течение продолжительных промежутков времени. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательной деятельности людей, субъективному фактору.
Законы диалектики универсальны, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которые присущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. Известны три закона диалектики - количественно- качественных изменений, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Законы диалектики недопустимо противопоставлять законам, познаваемым фундаментальной наукой: физикой, химией, биологией, геологией, астрофизикой, социологией и т.д.
Диалектические закономерности осмысливаются как категориальные связи. В категориях принципы диалектики находят еще более развернутую детализацию. К основным категориям диалектики относятся: единичное - особенное - общее, единичное - многое; часть - целое, система, элемент, структура; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление. Категории диалектики есть категории философии, где акцент сделан на динамику и связи.
Идея всеобщей связи просматривалась у Декарта, который отрицал существование пустоты и тем самым проводил мысль, что любое движение любого тела вызывает соответствующее движение всех остальных. О механической связи всего со всем писали французские материалисты XVIII в. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс говорит о диалектике как «науке о всеобщей связи». Это положение фиксирует структурно-устойчивый (относительно постоянный) план предметов и бытия в целом. Связь понимается как универсальное закономерное взаимодействие. Конечно, наряду с постоянной связью каждого объекта с другим, существует и относительная независимость разделенных в пространстве и времени объектов. Уже при жизни Энгельса физика исходила из положения об отсутствии взаимообусловленности между молекулами газов. Современная физика и биология определяют независимость как одну из характеристик определенности, присущей явлениям. В гуманитарной проблематике актуальны, например, вопросы о политической независимости, о независимости как предпосылке творчества, действиях человека согласно собственным соображениям, а не по шаблону.
Исходя из того, что мироздание целостно, следует рассуждать не о полностью независимых, а об автономно функционирующих элементах, объектах в общей структуре бытия и познания. Автономная независимость выражается в том, что соответствующие объекты и системы имеют нечто свое, оригинальное.
Своеобразие, оригинальность объектов
и систем - предпосылка и основа
разнообразия, дифференциации. Дифференциация
выступает как условие
События и предметы объединены не
только структурно-функциональным единством,
но и генетическим. Предметы не только
коррелятивны, устойчиво соотнесены
между собой в пространстве, но
и подвержены во времени возникновению
и исчезновению, т.е. относительны и
преходящи в своем
В своей нераздельности связь и
развитие отражают единство относительной
устойчивости и изменчивости, системности
и поступательности. В литературе
называют и другие принципы диалектики:
историзма, причинности, системности
и т. д. Но они, в конечном счете, сводятся
к принципам развития и связи.
Так, принцип историзма
Бесконечность бытия есть его развертывание вширь и движение вглубь. В точках пересечения этих потоков происходит переход от движения как изменения вообще, безотносительно к его вектору и результатам (например, превращаемость элементарных частиц, энергетические взаимопереходы и т.д.), к развитию как поступательно- продуктивному процессу в определенной системе координат, что приводит к появлению нового, обновлению структуры и функций системы.
Формированию философской
а) ориентацию на целостность мироздания, биосферы, ноосферы, общества и человека, причем последний находится не вне изучаемого объекта, а внутри его;
б) сближение естественных и гуманитарных наук и искусства, культур Запада и Востока.
Развитие как фундаментальное свойство бытия разно- планово, многоуровнево и многоэтапно, многовариантно и альтернативно. Развитие (особенно биологическое и социальное) нельзя упрощенно толковать как линейный процесс. Оно происходит зигзагообразно, с отклонениями в сторону, с возвратами назад. Нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса (например, когда одна линия развития привела к возникновению человека, другая - современных обезьян). Проявляются и процессы конвергенции - слияния, объединения различных линий развития в единый процесс. При этом слияние линий ведет не к их нивелировке, а к разнообразию развития. Например, народы сближаются в экономических отношениях, в решении глобальных проблем, в формировании институтов правового государства, а расходятся в традициях, культурной, национальной уникальности. Уникальность западной и восточной культур, конечно, не исключает, а предполагает тенденцию их синтеза.
Разнонаправленными и
Прогресс характеризует
Если в результате изменений исчезают или уменьшаются полезные для системы функции, распадаются структуры, уменьшается число связей, обеспечивающих относительную устойчивость и жизнедеятельность данной системы, в целом, осуществляется переход от высшего к низшему, то такой процесс называют регрессом. Его формы - кризисы (экологические, экономические, политические, социальные), «пределы роста», проявления дефективности и дегенерации (биологическое вырождение и вымирание без притока внешней крови на основе кровосмесительства, выражения слабоумия, идиотизма и пр.).
По проблеме соотношения прогресса и регресса имеются две основные точки зрения. Первая утверждает, что поскольку мир бесконечен, то судить о направлении его изменений невозможно.
Д. Толанд подчеркивал, что хотя окружающий мир находится в непрестанном движении, обновлении, но изменения в частях не влекут за собой изменения Вселенной, ибо перемены, переходы и превращения материи не могут вызвать ни увеличения, ни уменьшения ее общего количества, поэтому мир пребывает в одном и том же состоянии. Касаясь эволюции живых форм, Энгельс отметил, что «каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях». Диалектика реального такова, что каждый шаг в осуществлении возможностей, расширяя их диапазон в одних направлениях, закрывает в других.
Некоторые современные исследователи также подчеркивают относительность понятия развития. «...Бытие Природы определяется как непрерывное изменение отдельных ее частей (Метагалактик или Вселенных) при неизменном целом (Большой Вселенной)». В процессе космической эволюции материи происходит постоянное рождение и угасание космических объектов. Конец в развитии одного космического цикла эволюции означает начало развития другого цикла. Свойства космического притяжения и космического отталкивания служат тем толчком, который приводит к расширению или к сжатию всей видимой Вселенной. (Продолжительность глобального цикла, по данным современной космологии, около 25 млрд лет.) Нынешнее расширение Вселенной спорадично должно смениться когда-то сжатием материи. Тем самым понятие развития оказывается относительным практически на всех ступенях движения материи. Для материи, считает И.Р. Пригожин, характерно единство (параллельность) процессов эволюции и деградации.
Возникновение, становление, прогресс
и регресс характеризуют
«Высшее» по одним параметрам может
оказаться «низшим» по другим. Например,
улучшение уровня и качества жизни,
создающее благоприятные
Вторая концепция отказывается
от идеи равносильности, конкретного
соотношения прогресса и
Материя, исходя из принципа неисчерпаемости
мира, является носителем бесконечных
возможностей изменения. На основе реализации
прогрессивной тенденции
Приведенные описания точек зрения по вопросу соотношения прогресса и регресса дополняют друг друга и одновременно находятся в оппозиции.
«Вкратце диалектику, - писал В.И.
Ленин, - можно определить как учение
о единстве противоположностей. Этим
будет схвачено ядро диалектики...»
Если исходить из этой трактовки, то закон
единства и борьбы противоположностей
выступает интегрирующим