Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:00, контрольная работа
Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.
Долгое время считалось, что мир неизменен: звезды всегда неподвижны, постоянны материки, океаны, горы, реки, климат, растения и животные, люди. Представления об изменчивости универсума открыли путь к утверждению диалектики.
Выдающимся диалектиком является Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет непрерывный поток изменений, мир есть процесс. Философское открытие Гераклита заключается в обобщении - изменяется не просто кое-что, а все существующее.
1. Диалектика и ее альтернативы………………………………………..3
1.1 Диалектика и антидиалектика в истории философии……………..3
1.2 Структура диалектики. Метафизика как антидиалектика………....9
Список использованных источников…………………………………...19
Итак, диалектика есть целостное многообразие принципов, законов и категорий, образующих систему положений, всесторонне раскрывающих всеобщие и существенные аспекты взаимосвязи и развития мира и его познания.
Любая категория диалектики выражает внутреннее существенное отношение между явлениями и поэтому так или иначе есть закон. Всякий закон диалектики индивидуален и поэтому идентифицируется с отдельным понятием (категорией). Так, закон единства и борьбы противоположностей по существу тождествен категории противоречия, закон отрицания отрицания - категории отрицания. Законы и категории диалектики даны не в единичной, а в «парной» обособленности: «единство - борьба», «количество - качество», «отрицание - отрицание отрицания», «содержание — форма», «причина - следствие» и т.д. Скрепляющим в единую систему «стержнем» законов и категорий диалектики выступают принципы диалектики - развития и связи.
Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектическое и метафизическое.
Начиная с античной философии, метафизикой обозначали философское учение о началах бытия, которые представлялись как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому методу мышления Гегель противопоставил диалектику и определил метафизику как антидиалектику.
Метафизика (в значении антидиалектики) сыграла определенную позитивную роль в развитии науки: открытия Нового времени были совершены посредством этого метода. Тогда на первом месте была ориентация на выделение частей целого, на их анализ, систематизацию данных.
Для «старой» (классической) метафизики характерно отрицание развития, отсутствие целостного взгляда на мир, убеждение в окончательной завершенности всех мировых связей, мышление по принципу «или - или», «да - нет».
«Новая» метафизика (со второй половины XIX в.) признает связи и развитие, ведь было бы абсурдно на фоне громадных достижений науки и общественной практики этого не замечать. Модернизированная метафизика обнаруживает связи лишь на локальном уровне и не видит всеобщей взаимосвязи, не видит, что мир есть система. Неометафизика в своих различных вариантах истолковывает развитие: лишь как количественные изменения («плоский эволюционизм»); как только качественные изменения, цепь скачков («катастрофизм»); как монотонное повторение со строго линейной направленностью; как движение по кругу без возникновения нового; как движение, из которого изымается его сущность - противоречие; как сплошной прогресс без сопровождающих его «попятных» движений. В отличие от классической (первоначальной) метафизики, благоговеющей перед незыблемостью и постоянством вещей, неометафизика возводит подвижность и относительность понятий в культ; за изменчивостью вещей не замечается их устойчивость, действительность превращается в сплошной поток, исключающий всякую определенность.
Антидиалектика выражается в формах софистики и эклектики.
Софистами в Древней Греции называли учителей, обучавших юношество наукам и красноречию. Слово «софистика» получило нарицательный смысл, так как отождествлялось с «пустой» мудростью. Тем не менее, софистика сыграла положительную роль в распространении рационального мышления, в развитии философии языка.
Софистика противопоставляет различные
моменты процесса друг другу, абсолютизируя
одни из них, выхватывает случайные
признаки. Софистика оперирует всякого
рода уловками, замаскированными внешней
правильностью. Вот пример, известный
древним грекам в софизме «рогатый»:
«То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не
терял рогов, значит, ты имеешь рога».
За внешней правдоподобностью
Эклектика означает отсутствие целостности в рассуждениях, теориях, беспринципное смешение разнородных точек зрения. Эклектика, произвольно сочетая разные признаки предмета, не способна выделить главное, синтезировать многообразное. В характеристике эклектики Гегель использовал образ платья, сшитого из разноцветных кусков материи. Примером эклектического плюрализма может выступать рассуждение Н.К. Михайловского, который рисовал будущее России по принципу «взять хорошее отовсюду»: от капитализма - развитие техники, культуру, от феодализма - мелкую собственность, общину.
«...Сочетание различных
В противовес софистике диалектика всесторонне подходит к предмету, а в отличие от эклектики диалектика в комплексе признаков предмета раскрывает их взаимосвязь и выделяет для данных, конкретных условий главное, но не абсолютизирует его.
Список использованных источников
1. Хаврак, А.П. Философия: учебное пособие / А.П. Хаврак. - М.: Дашков и К, 2007.
2. Калмыков В.Н. Философия:
3. Я.С. Яскевич Философия / Под общ. ред. Я.С. Яскевич – Минск, 2006.
4. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.