Доиндустриальное, индустриальное постиндустриальное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:08, контрольная работа

Описание работы

По выражению П. А. Сорокина, «в отличие от истории и других индивидуализирующих наук социология является генерализирующей наукой», поскольку «…изучает свойства надорганики, которые повторяются во времени и пространстве, то есть являются общими для всех социокультурных феноменов…». Другими словами, социологическая наука имеет дело со стандартизованными социальными объектами и явлениями, отыскивая во множестве самых разнообразных социальных явлений типовые черты, схожие для разных стран и народов, находящихся на одном и том же уровне социального развития.

Файлы: 1 файл

Доиндустриальное.docx

— 61.55 Кб (Скачать файл)

Появление государства тесно  связано с возникновением вначале  избыточного, а затем прибавочного продукта, а значит, частной собственности  и возможности отчуждения этого  продукта от его производителя. Причем отчуждение совершается уже не только путем купли-продажи, но и путем  изымания определенной части продукта в форме дани и налогов. Эта  часть прибавочного продукта поступает  на содержание профессионального аппарата управления, армии и коерсивных сил, обеспечивающих упорядочивание социальной жизни.

Благодаря появлению возможности  создания прибавочного продукта и отчуждения его в пользу государства в  обществе постепенно складывается слой людей, не занятых в производительном процессе, а потому располагающих  достаточно большим объемом свободного времени, необходимого для интеллектуальных занятий. Это элита не только в  социальном, управленческом, но уже  и в интеллектуальном смысле. Обратим  внимание на то, что определенная часть ее представителей профессионально занимается управлением, а значит – достаточно постоянной и длительной обработкой информации, требуемой для принятия управленческих решений. Институт государства начинает требовать для обслуживания своих нужд все больше профессионально подготовленных чиновников, порождая тем самым институт образования. Государство очень тесно связано также с развитием института права.

Постепенно в каждом из традиционных государств создаются  и разрастаются особые, как правило, тоже вооруженные группы, на которые  возлагаются функции коерсивного социального контроля, независимо от того, как они называются, – полиция, городская стража или как-то еще. Эти организованные гражданские силы осуществляют задачи «внутренней» охраны сложившегося правопорядка и собственности. Хотя формально профессиональная полиция появляется в большинстве обществ в более позднюю, скорее в индустриальную эпоху, в той или иной форме она присутствует на всем протяжении существования традиционных обществ.

Формы правления в большинстве  традиционных государств носят сугубо авторитарный характер. Это власть одного правителя либо очень узкого элитного круга – диктатура, монархия или олигархия. Наиболее давние и  прочные традиции имела, разумеется, монархия, и чаще всего именно к  ней все и сводилось; даже диктаторы, захватившие власть лично и не имевшие формального титула монарха, стремились, в конечном счете, к легитимизации своей власти именно в виде монархии. Тенденции развития монархий в зрелых традиционных обществах, приближающихся к индустриальной революции, таковы, что в них, как правило, в конце концов складывается сильное централизованное государство – чаще всего в той или иной форме абсолютной монархии. Это выступает одной из важных предпосылок успеха последующего процесса индустриализации.

Возникновение института  государства и права одновременно обусловливает возникновение политики как таковой и развитие политической сферы жизнедеятельности. Данная сфера, как и все другие, тесно вплетена во всю систему социальных отношений. Это выражается в частности, в том, что в Европе, например, вплоть до ХХ века абсолютное большинство взрослых людей находились в экономической и юридической зависимости от главы того семейства, к которому они принадлежали, поскольку именно семья составляла основную производственную единицу как в сельскохозяйственном, так и в ремесленном производстве. И только главы этих семейств могли рассматриваться как полноценные участники системы взаимоотношений местного самоуправления. Уровень же государственного управления можно было вообще не принимать в расчет, поскольку оно всецело находилось в компетенции тех, кто принадлежал к меньшинству правящей элиты. Все остальные члены общества, даже будучи формально свободными, занимали в общине третьеразрядное положение, а возможно, и ниже. Отстраненность от участия в управлении подавляющего большинства населения характерна не только для монархических государств, но и для античных и средневековых демократий.

Господствующий характер экономических отношений

Традиционное общество складывается одновременно с появлением прибавочного продукта, а следовательно, с возникновением частной собственности и товарного обмена. Частная собственность остается господствующей на протяжении всего периода развития традиционного, а затем и индустриального обществ. Можно говорить лишь об изменении ее главного объекта в разные периоды. В рабовладельческой формации главным объектом частной собственности являются люди, в феодальной - земля, а в капиталистической - капитал.

Вследствие сравнительно низкого уровня развития производительных сил в различных производственных отраслях традиционных обществ преобладает так называемая экономика пропитания.  Экономика пропитания, именуемая также «самодостаточной» или «естественной» экономикой, характеризуется следующими чертами.

1. Хозяйственная единица  производит продукт, главным образом,  для своего непосредственного  потребления.

2. Эта единица в своем  потреблении довольно слабо зависит  от рынка; во всяком случае, непосредственно на рынок поступает  лишь небольшая часть производимого  продукта.

3. В хозяйственной единице  складывается чрезвычайно слабая  специализация или разделение  труда. Это уже не совсем  натуральное хозяйство, однако все же ближе к нему, нежели к коммерциализированному производству.

Экономику пропитания считают  типичной для докапиталистического периода развития. Она определяется слабым развитием экономического обмена. Конечно, реально все эти так  называемые самодостаточные хозяйства  производимый ими продукт фактически и покупают, и продают на рынке. Так что речь идет лишь об относительной  доле прибавочного продукта, предназначенного для продажи или товарного обмена. И все же крестьянская семья крайне слабо зависит от рынка и его конъюнктуры.

Характерная черта всех традиционных обществ – острое неравенство  распределения произведенных благ. При переходе от родового строя к  государственному это неравенство резко обостряется.

Общий характер организационно-технологического уровня: 

Разнообразие орудий труда в традиционных обществах, особенно на достаточно зрелых стадиях развития, неизмеримо шире, а уровень технологий неизмеримо выше. Искусство ремесленников здесь иногда отличается такими достижениями, которые не всегда удается повторить даже с помощью современных технических средств.

Рассматривая традиционное общество, следует отметить две общие черты:

  • Во-первых, одной из причин существования пределов увеличения выработки продукции на душу населения традиционного общества является использование в производительном процессе в качестве источника энергии исключительно или главным образом мускульной силы человека и животных.
  • Во-вторых, в качестве основной хозяйственной единицы на всем протяжении традиционной эпохи выступают семья, домашнее предприятие.  В феодальном сельскохозяйственном производстве во главе группы домашних хозяйств стоит помещик, его отношения с домашними слугами и с крестьянами строятся на принципах патернализма, по патриархальной модели. Далее по иерархии идут члены его семьи, управляющие хозяйством, слуги, затем – крестьяне.

Структура занятости в  традиционном обществе формируется  в ходе аграрной революции. Она определяется постепенным ростом уровня производительности и доли прибавочного труда в общем  объеме труда. На ранних этапах развития разделение труда здесь носит еще не очень значительный характер. Вначале имеет место «второе крупное разделение труда – ремесло отделилось от земледелия».  Это означает появление второго сектора занятости – ремесленного, которому еще не скоро предстоит перерасти в индустриальный (или промышленный). Затем возникает «производство непосредственно для обмена» – товарное производство, а вместе с ним и торговля, причем не только внутри племени, но уже и с заморскими странами  это кладет начало будущему сервисному сектору занятости. Наконец, профессионализируется управленческая деятельность, за нею – деятельность по отправлению религиозного культа; и та и другая принадлежат к информационному сектору, который объединяет в себе все профессиональные занятия, связанные с обработкой и накоплением социальной информации. К информационному сектору здесь и далее мы причисляем всех тех, «кто производит, обрабатывает и распространяет информацию в качестве основного занятия, а также кто создает и поддерживает функционирование информационной инфраструктуры».

Складывающийся, характер распределения членов традиционного общества по различным секторам занятости может существенно отличаться от одного конкретного общества к другому в зависимости от общего уровня развития, этнических, культурных, географических и иных условий.

Одной из важнейших характеристик  развития традиционных обществ, начиная  с самых ранних стадий, следует  считать возникновение принципиально  новых типов поселений – городов. «Город, окружающий своими каменными стенами, башнями и зубчатыми парапетами каменные или кирпичные дома, сделался средоточием племени или союза племен – показатель огромного прогресса в строительном искусстве, но вместе с тем и признак увеличивавшейся опасности и потребности в защите».

Города становятся центрами проживания для членов общества, принадлежащих  ко второму и третьему секторам занятости, – торговцев и ремесленников, а следом за этим – и для представителей четвертого сектора, информационного. Каменные стены, защитная сила которых  становится фактором, привлекающим многих из представителей этих сословий, окружают не только дома вождей племенных союзов, но и монастырей. Поэтому здесь  сосредоточивается вся политическая, промышленная, а также интеллектуальная жизнь традиционных обществ. Впрочем на протяжении всей традиционной эпохи подавляющее большинство членов общества – сельские жители. Это следует уже из структуры занятости традиционных обществ, где основу экономики составляет сельскохозяйственный сектор, поглощающий огромную часть трудоспособного населения.

Уровень и масштабы образования, характер развития научных знаний:

К традиционной эпохе относится  появление образования как особого  социального института. В предыдущий период отсутствие материальных носителей  информации не позволяло надежно  сохранять, накапливать и систематизировать  знания, а также избегать многочисленных искажений в процессе устной передачи их. В то же время во всех традиционных обществах образование является привилегией довольно тонкого социального слоя. И дело не только в нехватке подготовленных учителей. Одна из основных причин - чрезвычайная дороговизна книг, по которым можно было проходить обучение. Материальные предпосылки роста массовой грамотности возникают лишь к концу традиционной эпохи, после изобретения книгопечатания. Тем не менее, печатные книжные и появившиеся позднее периодические издания, особенно светского содержания, в течение достаточно длительного времени остаются достоянием только элитной части общества. Однако главным препятствием к росту числа образованных людей является отсутствие у подавляющего большинства членов общества потребностей и серьезных побудительных мотивов к получению какого-либо образования: их повседневная трудовая деятельность чаще всего не требует никакой новой информации, никаких новых знаний сверх того, что было получено от первых наставников и приобретено с опытом; кроме того, сама работа, изнурительная и продолжающаяся половину суток и более, почти не оставляет для дополнительных интеллектуальных занятий ни времени, ни сил.

С появлением письменности возникает потенциальная возможность  для формирования научного знания. Мыслители доиндустриальной эпохи  совершили немало важных открытий практически  во всех областях научного знания. Именно благодаря тому, что к началу индустриальной революции был заложен фундамент  почти во всех отраслях научного знания, – и прежде всего в естественнонаучных дисциплинах, – удалось сравнительно быстро и эффективно создать весьма разветвленную систему прикладных и технических наук, которые стали  использоваться в технологических производственных процессах с целью повышения их эффективности.

Однако, как отмечает один из основателей концепции постиндустриального  общества Д. Белл, наука и техника  развивались в традиционном обществе автономно, практически независимо от производства. Люди, которые занимались наукой, достаточно часто делали это почти бескорыстно, ради удовлетворения собственных интеллектуальных потребностей. С одной стороны, обеспечивало большую их самоотдачу, с другой стороны, общая, суммарная эффективность такой деятельности, не «подпираемая» потребностями экономики, не могла быть слишком высокой. Поэтому приращение научных знаний шло постепенно, сравнительно медленно, носило скорее линейный характер и требовало значительного времени для своего накопления.

 3. Индустриальное общество

Индустриальная революция приводит в действие три социально-экономических закона – закон экономии времени, закон повышения потребностей и закон перемены труда, влияние которых в предшествующую традиционную эпоху было не сильно заметным, носило скрытый характер. Очевидно, что за четверть тысячелетия, которое насчитывает эпоха индустриализации, общий объем социальных изменений – и в количественном, и в качественном отношениях – оказался фактически гораздо большим, чем за предшествующие сто тысяч лет развития общества в целом.

Существует определенная логика индустриализации, в соответствии с которой страны и народы, приблизившись  к этому этапу развития, независимо от исходного исторического, этнического, культурного и религиозно-идеологического  фундамента, от социально-политического устройства, неизбежно приобретают схожие характеристики. Другими словами, чем выше индустриализированы общества, тем больше тяготеют они к единообразию социального порядка.

Этот тезис, получивший в  социологии название тезиса конвергенции, утверждает, что процесс индустриализации продуцирует общие и единообразные  политические и культурные характеристики обществ, которые до индустриализации могли иметь весьма различающееся происхождение и социальные структуры. Все общества, в конечном счете, движутся к общему уровню развития, поскольку индустриализация для своего успешного осуществления требует выполнения определенных, причем одних и тех же условий. К таким требуемым условиям относятся:

Информация о работе Доиндустриальное, индустриальное постиндустриальное общество