Домострой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:44, реферат

Описание работы

Домострой – памятник нравоучительной литературы, повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения. Поучения «от отца к сыну» (известны на Руси с 11 в.), афористически выраженные нравственные сентенции учительных сборников (Поучение и наказание отцов духовных); разного рода средневековые «обиходники», которые определяли чин монастырского служения и порядок домашней жизни использованы составителем Домостроя для усиления доказательности и достижения беспрекословности исполнения, для чего автор ссылается на освященные традицией образцовые тексты Священного писания и отцов церкви. Исследователи обнаруживают среди источников Домостроя славяно-русские (Стослов Геннадия, поучения Иоанна Златоуста, вошедшие в состав сборников нравственного содержания типа Измарагда и Златой цепи) и западные (чешская Книга учения христианского, французский Парижский хозяин и др.) учительные сборники, чьи тексты восходили к древнейшим сочинениям (древнегреческого трактата Ксенофонта О хозяйстве 4 в. до н.э., Политики Аристотеля).

Файлы: 1 файл

Домастрой.docx

— 42.07 Кб (Скачать файл)

Домострой

ДОМОСТРОЙ – анонимный памятник русской светской литературы позднего средневековья и раннего Нового времени, отразивший представление  об идеальном хозяйстве, семейной жизни  и этических нормах московского  общества 15–16 вв., свод правил поведения  зажиточного горожанина, которыми он должен был руководствоваться в  повседневной жизни.

 

 

По мнению одних исследователей (С.М.Соловьев, И.С.Некрасов, А.С.Орлов, в  настоящее время Д.В.Колесов) текст  Домостроя – результат длительного  коллективного творчества, начатого еще в 15 в. в Новгородчине, самой  демократической и социально  свободной по тем временам территории Руси. По мнению других (Д.П.Голохвастов, А.В.Михайлов, А.И.Соболевский) авторство  и составительская работа принадлежат  протопопу Благовещенского монастыря  в Москве, сподвижнику Ивана Грозного Сильвестру.

 

Домострой – памятник нравоучительной  литературы, повествовательный элемент  в нем подчинен назидательным  целям поучения. Поучения «от отца к сыну» (известны на Руси с 11 в.), афористически  выраженные нравственные сентенции  учительных сборников (Поучение и наказание  отцов духовных); разного рода средневековые  «обиходники», которые определяли чин  монастырского служения и порядок домашней жизни использованы составителем Домостроя для усиления доказательности и достижения беспрекословности исполнения, для чего автор ссылается на освященные традицией образцовые тексты Священного писания и отцов церкви. Исследователи обнаруживают среди источников Домостроя славяно-русские (Стослов Геннадия, поучения Иоанна Златоуста, вошедшие в состав сборников нравственного содержания типа Измарагда и Златой цепи) и западные (чешская Книга учения христианского, французский Парижский хозяин и др.) учительные сборники, чьи тексты восходили к древнейшим сочинениям (древнегреческого трактата Ксенофонта О хозяйстве 4 в. до н.э., Политики Аристотеля).

 

64 главы свода житейских правил, объединенных в единую книгу  Домострой, поделены на 3 части:  О строении духовном (Как веровати), О строении мирском (Как царя  чтити) и О строении домовном (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами). В последней части немало «картинок с натуры» – городских рассказов простонародного типа, характерных для демократической среды больших городов, коим была в 16 в. Москва. Иерархия в отношениях между людьми, точное соблюдение определенных циклов в организации жизненных процессов, в частности, регламентация личных отношений человека с близкими ему людьми – все это легко выявляется при чтении Домостроя. Для истории повседневности Московии 16–17 вв. и исторической феминологии особое значение имеют разделы 29, 34 и 36, касающиеся воспитания детей (в том числе обучения девочек рукоделию, а мальчиков «мужским» домашним работам), определяющие порядок отношений с женой, «государыней Дома», как автор Домостроя именовал хозяйку. Самые известные и часто цитируемые рекомендации Домостроя («быти грозою для жены», строго наказывать детей и жену за провинности, вплоть до «сокрушения ребер», «плетью стегать по вине смотря») вынесены из поучений, переведенных на славянский язык задолго до создания этого литературного памятника и сохранялись в составе учительных церковных сборников. Отсюда – архаическая форма выражения поучений и их нравственные мотивы, неприемлемые и осуждаемые сегодня (унижения женщины, суровой аскезы, жестоких форм воспитания детей). В оригинальных частях памятника, в том числе в твердо атрибутируемом «малом Домострое» (заключении к тексту, написанном в виде Посланием и наказанием от отца к сыну, возможно, к реальному лицу – сыну Сильвестра Анфиму) жесткость в отношениях между членами семьи не рекомендовалась. В них шла речь о том, «как Богу и мужу угодить», как блюсти честь рода и семьи, заботиться о семейном очаге, вести хозяйство. Судя по этой части Домостроя, женщины-московитки были настоящими домодержицами, руководившими заготовкой продуктов, приготовлением пищи, организовывавшими работу всех членов семьи и слуг (уборка, обеспечение водой и дровами, прядение, ткачество, пошив одежды и т.д.). Все члены домохозяйства, кроме хозяина, должны были помогать «государыне Дома», целиком подчиняясь ей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  ДОМОСТРОЙ 

 

Жестокость отношений с женой  и детьми, предписываемая Домострою, не выходила за рамки морали позднего средневековья и мало отличалась от аналогичных назиданий западноевропейских памятников этого типа. Однако в  историю русской общественной мысли  Домострой попал именно благодаря  одиозным описаниям наказаний жены, поскольку неоднократно цитировался  именно в этой части русскими разночинцами-публицистами 1860-х, а затем В.И.Лениным. Этим объясняется  несправедливое забвение этого ценнейшего памятника вплоть до последней четверти 20 в. В настоящее время выражение «домостроевские нравы» сохранило четко выраженную отрицательную коннотацию.

 

Как всякий популярный сборник текучего состава, Домострой может быть представлен  как текст нескольких редакций. Первая редакция составлена в Новгороде  в конце 15 в. Вторая – переработана выходцем из него протопопом Сильвестром, добавившим личное обращение к сыну Анфиму, которое также бытовало в самостоятельных списках. Третья редакция – контаминация двух основных. Домострой современен и стоит в одном ряду с такими памятниками как Стоглав, Великие Четьи-Минеи и др., превосходя их в выразительности и образности языка, щедро пропитанного фольклорными элементами (присловьями, поговорками).

 

 

 

 

ДОМОСТРОЙ (Сильвестровская редакция).

 

 

1. Наказание от отца к сыну 

 

2. Како християном веровати во Святую Троицу и пречистую Богородицу и Кресту Христову и святым Небесным силам и всем святым и честным и святым мощем и поклонятись им

 

3. Како таинам Божиим причащатися и веровати воскресению мертвых, и Страшнаго Суда чаяти и касатися всякои святыни

 

4. Како любити Бога от всея  душа, тако же брата своего  и страх Божии имети и память смертную

 

5. Како святительскии чин почитати, тако же и священническии чин  и мнишескии 

 

6. Како посещати в монастырех  и в болницах и в темницах  и всякаго скорбна

 

7. Како царя и князя чтити  и повиноватися во всем и  всякому властелю покарятися  и правдою служити им во  всем, к большим и к меншим, и скорбным и маломощным ко  всякому человеку какову быти, и себе о сем внимати

 

8. Како дом свои украсити святыми  образы дом чист имети 

 

9. Како к церквам Божиим и  в монастыри с приношением  приходити 

 

10. Како священников и иноков  в дом свои призывати молитися

 

11. Како кормити приходящих в дому з благодарением

 

12. Како мужу з женою и з  домочатцы в дому своем молитися 

 

13. Како в церкви мужу и жене молитися чистота хранити и всякого зла не творити

 

14. Како чтити детем отцов  своих духовных и повиноватися  им 

 

15. Како детеи своих воспитати во всяком наказании и страсе божии

 

16. Како чад воспитати с наделком  замужь выдати 

 

17. Како дети учити и страхом  спасати 

 

18. Како детем отца и мати  любити и беречи и повиноватися  им и покоити их во всем 

 

19. Како всякому человеку рукодельничати  и всякое дело делати благословяся 

 

20. Похвала женам 

 

21. Наказ мужу и жене и людем  и детем како лепо быти им 

 

22. Каковы люди дерьжать и  как о них промышлять во  всяком учении, и в божественых  заповедеи, и в домовном строении 

 

23. Како врачеватися християном  о болезни и от всяких скорбеи 

 

24. О неправедном житии 

 

25. О праведном житии аще кто по бозе живет и по заповедем господним и по отеческому преданию и по християньскому закону, аще ли властелин судит праведно и нелицемерно всем равно богату и убогу, и ближнему и далнему доволни будут уроки праведными, и творити

 

26. Како жити человеку сметя  свои живот

 

27. Аще кто не разсудя себя  живет 

 

28. Аще кто слуг держит без  строя 

 

29. Поучати мужу своя жена, как  Богу угодити и мужу своему  уноровити, и како дом свои добре строити, и вся домашняя порядня, и рукоделье всякое знать и слуг учить и самои делать

 

30. Добрые жены рукоделные плоды,  и береженье всему и что  скроит и остатки и обрески  беречи 

 

31. Как всякое платье кроити  и остатки и обрески беречи 

 

32. Всякая порядня домашняя держати 

 

33. По вся государыни дни дазирати у слуг всего и домашнеи порядни и рукоделья и о самои еи и о всяком бережении и строении

 

34. По вся дни жене с мужем  о всем спрашиватися и советовати о всем и как в люди ходити и к себе призывати и з гостьями что беседавати

 

35. Слуг наказывати как в люди  посылать с чим 

 

36. Женам наказ о пьяньстве  и о пьяном питии, и слугам  тако же и о потаи не держати  ничево нигде и слуг лжи  и клеветы не слушати без  исправы как их наказывати  грозою и жену тако же, и  как в гостех быти и дома себя устроивати во всем

 

37. Как платья всякое жене  носити и устроити 

 

38. Как избная парядня устроити  хорошо и чисто 

 

39. Аще муж сам не учит, ино  суд от Бога приимет аще  сам творит и жену и домочатцов  учит, милость от Бога приимет 

 

40. Самому государю или кому  прикажет годовои запас, и всякои  товар купити 

 

41. Себе на обиход купити всякои  товар заморскои, и из далных  земельДОМОСТРОЙ 

 

42. О том же коли что купить у кого сел нет и всякои домашнеи обиход, и лете и зиме, и как запасати в год и дома животина водити всякая, и ества и питие держати всегды

 

43. А толко мужь припасет в  год всякого запасу и постного, и тому, устрои 

 

44. О запаснои прибыли впередь 

 

45. Огород и сад как водить 

 

46. Как человеку запасное питие  держать про себя и про гость, и как устроити то при людех

 

47. Тому же пивовареннои наказ  как пиво варить и кака мед  сытити и вино курити 

 

48. У поваров и у хлебников  и везде всякои порядни ключнику  дозират 

 

49. Мужу з женою советовати, как  ключнику приказати о столовом  обиходе о поварне и о хлебне

 

50. Ключнику приказ как пир  лучится 

 

51. Наказ от государя ключнику  как ества постная и мясная  варить и кормить семья, в  мясоед и в пост 

 

52. В житницах и в закромех  о береженьи 

 

53. В сушиле тако же смотрити 

 

54. В погребе и на леднике  всего беречи 

 

55. А в клетех и в подклетех,  и в онбарех, устроити всякая  порядня ключнику по государеву  наказу 

 

56. В сенницах сено и в конюшнях  лошади, и на дворе и дровянои  запас устроити и всякая животина

 

57. В поварнях и в хлебнях,  и в деловых избах устроити  деланое 

 

58. На погребех и на ледникех, и в житницах, и в сушилех  и в онбарех и в конюшнях  часто государю смотрити 

 

59. С слугами государю сметяся во всем по тому их жаловати

 

60. О торговых и о лавочных людех, по тому же счет с ними часто держати

 

61. Как двор строити или лавка  или деревня или анъбар 

 

62. Как дворовое тягло плотит  с лавки позем или з деревни  подать и должником долг всякои  платить 

 

63. Указ ключнику как держать  на погребе всякои запас просолнои  и в бочках и в кадех и  в мерникех и во тчанех и  в ведерцах мясо рыба копуста  огурцы сливы лимоны икра рыжики  грузьди 

Послание и наказание ото отца к сыну.

1. Наказание от отца к сыну 

 

 

Благословляю аз грешныи имярек, и поучаю и наказую, и вразумляю  сына своего имярек и его жену и  их чад, и домочадцов быти во всяком християньском законе, и во всякои чистои совести и правде, с верою  творяще волю Божию и храняще  заповеди Его, себе утвержающе во всяком страсе Божии, и в законном жительстве, и жену поучающе, тако же и домочадцов своих наказующе, не нужею ни ранами ни работою тяжкою, имеюще яко дети во всяком покои, сыты и одены и в теплом храме, и во всяком устрои и вдаю вам християньскому жительству, писание се на память и вразумление вам и чадом вашим, аще сего моего писания не внемлете и назания не послушаете, и потому не учнете жити и не тако творити яко же есть писано, сами себе ответ дадите в день Страшнаго Cуда, и аз вашим винам и греху не причастен, кроме моея душа аз о сем о всяком благочинии благословлял, и плакал, и молил, и поучал, и писание предлагал вам, и аще восприимите сие мое худое учение и грубое наказание, и сие писание со всею чистотою душевною прося у Бога помощи и разума поелико возможно как Бог вразумит и начнете делом творити вся се будет на вас милость Божия и Пречистые Богородицы, и великих чудотворцов, и нашего благословления отныне и до века, и дом ваш и чада ваши и стяжание ваше и обилие что вам Бог подаровал от своих трудов да будет благословенно и исполнено всяких благ во веки. Аминь.

 

2. Како християном веровати во Святую Троицу и пречистую Богородицу и Кресту Христову и святым Небесным силам и всем святым и честным и святым мощем и поклонятись им

 

Подобает убо всякому християнину  ведати како по Бозе жити в православнои вере християньстеи первое убо от всея души веровати во Отца и Сына и Святаго Духа в неразделную Троицу и воплощению Господа нашего Исуса Христа Сына Божия веруи и рождьшую Его Матерь Богородицу нарицаи Кресту же Христову с верою покланяися яко на том всем человеком спасение содела Господь. И понеж иконе же Христове и Пречистои Матере Его и святым Небесным бесплотным силам и всем святым честь воздаи яко сам любовь. <... В молитве си глаголи, и поклоняние твори, и на помощь к Богу призываи их, мощи же святых с верою целуи и покланяися им.

 

3. Како таинам Божиим причащатися и веровати воскресению мертвых, и Страшнаго Суда чаяти и касатися всякои святыни

 

Таинам Божиим веруи, телу Его, крови  веруи причащатися и со страхом, на очищение и освящение души же и телу и во оставление грехом и в жизнь вечную, веруи воскресению мертвым и жизни будущаго века, помяни Страшныи Суд, и воздаяние по делом будет нам, аще когда приочистив себе духовно в чистои совести с молитвою, и с молением целовати Животворящии Крест, и святыи честныи образы чюдотворные многоцелебныя мощи по молении прекрестяся поцеловати дух в ceбе удержав, а губ не разеваючи а благоволит Бог кому причасьтитися Божественных Христовых Таин ино лжицею от иерея приимати во уста опасно губами не сверкати руце имети к персем согбени крестаобразно, а дора и просфира и всякая святая вкушати бережно крохи на землю не уронити, а зубами просфиры не кусати яко же прочии хлеб уломываючи невелики кусочки класти в рот ести губами и ртом не чавкати со опасением ести а просфиры с вологою не ести токмо воды прихлебывати или укропу с вином служеным или без вина, а иного ничего не примешати преже всякия ествы свершати просфира в церкви или в дому, а и с кутьею никако же просфиры не ести ни с кануном и на кутью просфиры не класти, аще с кем о Христе целование сотворити, такоже дух в себе удержав поцеловатися а губами не плюскати поразсуди человеческия немощи нечювьственаго духа гнушаемся чесночного хмельного, болного и всякого смрада коль мерско Господеви нашь смрад, и обонание, сего ради со опасением творити.

 

4. Како любити Бога от всея  душа, тако же брата своего  и страх Божии имети и память смертную

ДОМОСТРОЙ

 

Посем же возлюбиши Господа Бога твоего от всея душа своея и подвигни вся твоя дела и обычаи и нравы  угодная творити по заповеди Его, паки жи искреняго си возлюби всякаго  человека по образу Божию созданна рекше всякаго християнина, страх  Божии всегда имеи в сердцы своем, и память смертную всегда волю Божию  творити, и по заповедем Его ходи рече Господь в чем тя застану в том и сужу, ино достоит всякому християнину готову быти в добрых делех в чистоте и в покоянии и во всяком исповедании всегда чающе часа смертнаго.

Информация о работе Домострой