Досуг, как сфера социально - культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:16, реферат

Описание работы

Досуг - это несомненно очень важная и драгоценная часть времени, это время, когда можно просто отдохнуть, забыв обо всех важных делах. Во время досуга можно восстановить свои силы, отдаться свободе и погрузиться в приятный и сладостный мир удовольствия и душевного спокойствия - вот почему это время я называю именно драгоценным.

Содержание работы

Введение

Досуг как сфера социально - культурной деятельности.
Социальная сущность досуга………4

Досуг как сфера образования, воспитания личности……… 7
Клуб как комплексный институт социально - культурной
деятельности………9

Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Реферат по СКД № 1..docx

— 35.81 Кб (Скачать файл)

 

 

         

              МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

    УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

                ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. ТАНКА»

          ФАКУЛЬТЕТ  СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ТЕХНОЛОГИЙ

                              КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ  ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

 

                         РЕФЕРАТ

                                      по  дисциплине  «Педагогические  основы  СКД»

                                     ТЕМА  РЕФЕРАТА:  «Досуг  как  сфера  социально –

                                      культурной  деятельности»

 

 

 

 

 

 

                                                         Исполнитель: Соловей  Павел  Игоревич

                                                                                                               группа: 13

                                               Преподаватель: Лавринович  Елена Сергеевна

 

 

 

 

 

 

                                                                МИНСК,  2013

                                                           

 

               Содержание

 

 Введение 

                                

                                 Досуг как сфера социально - культурной деятельности.

Социальная  сущность досуга………4 

                                

                                Досуг как сфера образования, воспитания личности……… 7

 

                                Клуб как комплексный институт социально - культурной        

                                деятельности………9 

 

                                Заключение

 

                                Список  источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Введение

 

               

Досуг -  это  несомненно  очень важная  и    драгоценная  часть времени, это время,  когда можно просто  отдохнуть,  забыв обо всех  важных  делах.  Во  время досуга  можно восстановить  свои силы,  отдаться  свободе и погрузиться в приятный  и сладостный  мир удовольствия  и душевного спокойствия -  вот почему  это время я называю именно  драгоценным.  Во  время досуга  можно не  просто  качественно отдохнуть,  но  и просветиться  духовно,  что тоже  является  не  мало  важным  приятным  фактом  в досуге.  Свой  досуг  можно  провести  по – разному  и  мы  непременно  вспоминаем  об  еще  одном  хорошем  факте  в  досуге – это  свобода:  свобода желаний,  свобода действий,  свобода  мыслей  и  т. д.  Можно  долго  перечислять  все  хорошие  стороны  в  досуге,  но  чтобы  хорошо  и  коротко  охарактеризовать  досуг,  нужно  сказать,  что  это  лучшее  время  в  жизни  человека.  Таким образом  мы  ставим  пред  собой цель:  подробно  рассмотреть тему  досуга  и его составляющих  в данном  реферате.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Досуг как сфера социально - культурной деятельности. Социальная сущность досуга 

 

В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется  в трех значениях: как синоним  свободного времени (его части), как  синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как  синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Являясь основной сферой социально - культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей. Досуговое (или рекреационное) время – это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д. В осмыслении досуга как социального явления с полным основанием можно положиться на народные культурно - педагогические идеи и традиции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельностью. Досуг позволяет раскрыть физический, духовно - нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению

 

 

социокультурного  наследия.  Наиболее характерный  признак овладения 

традиционной  культурой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов. Социокультурные свойства досуга нуждаются в постоянной регуляции, поскольку проявлениям социокультурных закономерностей (природнозаданных свойств досуга) присуща широкая вариативность в зависимости от национальных, экономических, социальных факторов, других внешних условий. Целенаправленно влиять на досуговую сферу означает содействовать проявлению ее закономерностей в наиболее полном выражении. К основным регуляторам досуга относятся, прежде

всего, административные методы, направленные на блокировку асоциальных явлений, правовое упорядочение досуга, охрану здоровья людей. Экономические способы регулирования способствуют предупреждению «обвальной» коммерциализации сферы свободного времени. Педагогическое воздействие также выступает в роли регулирующего фактора, влияет на процесс досуговой общности, готовой в силу своей духовной и волевой развитости, социокультурной ориентированности самостоятельно реализовать в наилучшем варианте потенциал свободного времени. Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей:

Во-первых, в отличие от трудовой деятельности, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности.

Во-вторых, если цель трудовой деятельности состоит, прежде всего, в производстве необходимых  средств и условий жизни, то в  процессе досуговой деятельности конечный результат не имеет для человека принципиального значения, важнейшим  стимулом здесь является чувство  внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время

того или иного досугового занятия.

 

В-третьих, обладая огромным диапазоном видов  своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях  активное участие человека, в других - его пассивное расслабление, в  одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других - может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер. Деятельная концепция досуга дает основание сделать несколько выводов. Досуговая (рекреационная) деятельность обусловлена объективной потребностью

человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она отличается огромным разнообразием, осуществляется в свободное время  в соответствии с возрастными  особенностями, интересами, физическими  способностями, интеллектом, желаниями  человека и характеризуется добровольностью  выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом  деятельности. Целям использования досугового времени как способа оздоровления, адаптации человека к неизвестным условиям природной и социальной среды, снятия стрессов служит расширение сети исторически сложившихся и вновь осваиваемых курортно-рекреационных центров и зон как в России или Беларуси так и за рубежом. К  примеру к ним относятся, - Черного и Азовского, Прибалтика. Организация отдыха и развлечений должна носить развивающую  направленность и быть нацеленной на повышение культурного уровня личности. Одной из задач организаторов отдыха и развлечений является формирование у людей хорошего, жизнерадостного настроения. Особенностью настроения является то, что в отличие от эмоций оно не связано с каким – либо конкретным объектом. Настроение - это общее эмоциональное состояние личности,

возникающее под влиянием многих впечатлений.

 

    Досуг как сфера образования, воспитания личности

 

      Досуг воспринимается как: 1) Сфера образования и воспитания личностной и социальной культуры, формирования личностных и гражданских качеств. 2) Условие расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями. 3) Возможность знакомства с культурно-историческими ценностями и наследием культуры каждого народа. Основу составляет многофункциональное использование культурного комплекса, как средства рекреации и отдыха людей. Культурный комплекс представляет собой совокупность объектов материальной и духовной культуры. В культурный комплекс входит и природа. Музеи и усадьбы составляют единство с окружающим его ландшафтом. Свои особенности имеет традиционная сельская досуговая

культура  и СКД городских жителей. На селе культура досуга формировалась под  влиянием труда, зависящего от природных  ритмов и смены времен года. Перерывы в труде были связаны с праздниками, многие из которых вошли в жизнь  с христианской культурой. В городе, городской досуг мало связан с  природными ритмами, в большей степени  зависит от организации производства транспорта, быта. Сегодня, когда СМИ  и др. городские ценности проникли в село, различия досуговых потребностей у жителей села и города исчезают. Методом реализации образовательных  технологий СКС выступают: музеи, заповедники, театры, монастырские комплексы, библиотеки и т.п. Сферы досуга разделяются  на несколько групп: самообразование, культура и общение, физкультура  и спорт, туризм, неорганизованный отдых. Поиск разнообразия относится к  важной характеристике досуга. Досуг  необходимо соотносить с особенностями образа жизни  ориентациями

 

 

различных социальных групп. Факторами, влияющими на выбор досуговых форм являются: 1) Материальная обеспеченность.

2) Культурные  различия. 3) Исторически сложившиеся  национальные особенности различных  слоев и групп. 4) Местные условия. 5) состояние здоровья. 6) Семейное  положение. Для досуга как СК  категории характерно динамическое  развитие пр-в (процессов), охватывающие  различные слои населения, культурное  пространство. К этим процессам  относится: 1) Непрерывная дифференциация  в сфере свободного времени  по интересам. 2) Рост досуговой  квалификации. 3) Инновационный подход  к организации досуга и досуговой  деятельности, внедрение современных  педагогических и образовательных  технологий.

Сегодня актуальной проблемой является наполнение досуга образовательным содержанием. Необходимо привлекать широкое общественное внимание к СКД как к эффективному средству получения дополнительных знаний во внешкольное время. Активно  участвовать в 

выборе тех или иных форм образования в сфере досуговой деятельности.

Однако  социальная значимость досуга не может  сводиться только к утилитарным  результатам. Сегодня в связи  с движением нашего общества к  духовному обновлению досуга, помимо своих узко-рекреационных и профессиональных целей служит сферой духовного возвышения человека, его нравственного и  эстетического совершенствования, активного участия в культурном преобразовании страны, творческой самореализации личности.

 

 

 

 

 

 

 

           Клуб как комплексный институт социально - культурной        

                                   деятельности 

 

      Клуб (англ. club) - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными и др. интересами, а также для совместного отдыха и развлечений. Клубы впервые появились в Англии в XVI в. В начале XVII в. был основан один из старейших английских клубов — "Фрайди Стрит", среди членов которого был У. Шекспир. В России первый клуб («Английский клуб») был открыт в 1770 в Петербурге по инициативе иностранцев. Он был популярен среди высших слоев общества и в литературных кругах. В число его членов входили Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, И.А. Крылов. Позднее «Английский клуб» был организован также в Москве. Клуб, как объединение, действующее на основе согласования индивидуальных потребностей молодых людей, социального заказа государства (министерств, органов по работе с детьми и молодежью разных уровней) и локального сообщества (группы взрослого населения), выполняет важную социальную функцию. В клубном пространстве удовлетворяются коммуникативные, социокультурные, образовательные, информационные запросы различных категорий детей и юношества. Главные методические принципы любительского творчества – свободное волеизъявление граждан, самоорганизация и самоуправление, равноправие, избирательность интересов и форм досуговой деятельности. В современной культурно - досуговой практике наработаны разные технологические подходы:

1. Неформальные общественно-добровольные формирования:

 

 

волонтеры, культурно - просветительские общества, молодежные объединения. Они представляют собой открытую социально -культурную систему, взаимодействуя с другими, они, как правило, приглашают, нанимают специалиста – социально - культурного организатора. Неформальные объединения типа: клуб интересных встреч, клуб одиноких сердец, клуб друзей. Основные виды любительских объединений и клубов по интересам (официально зафиксированы в положении о любительских объединениях и клубах по интересам (1986 г.):

1. Общественно - политические клубы (политические клубы, клубы избирателей, клубы философов, клубы международников, воинов защитников). Работа по организации этих различных клубов ведется в парках, музеях, общежитиях, на предприятиях, зеленых площадках по месту жительства, в Домах культуры.

2. Производственно-технические клубы (клубы технического творчества - радио, моделирование, картинг и др.; дизайн; компьютерная техника; и др.). Привлекательным, но по-прежнему пока еще малодоступным, направлением является техническое творчество. Участие подростков и молодежи в техническом творчестве способствует не только формированию у них разносторонней технической культуры, навыков конструктивного мышления и деятельности, но и расширяет познания в других видах науки и техники. Формы участия культурно - досуговых и внешкольных учреждений в распространении технического творчества могут быть различны. Несомненно, что развитие этого вида творчества зависит от заинтересованности административных органов и наличия профессиональных кадров. Сегодня наибольшую популярность имеют компьютерные клубы, которые созданы во многих учебных заведениях,

Информация о работе Досуг, как сфера социально - культурной деятельности