Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:47, реферат
Актуальность темы. На мой взгляд, тема духовности в обществе намного актуальнее сегодня, нежели ранее. Это связано с социальными, политическими, экономическими изменениями в обществе в котором мы живем. С течением времени люди утрачивают понимание о духовности, на первые места в жизни общества, встают более примитивные цели и желания, нежели духовность, культурно-нравственные ценности, патриотизм.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эпоха Просвещения, ее характерные черты и особенности развития . Идеи Вольтера…………………………………………………………………......4
Глава 2. Духовные основы общества в эпоху просвещения и в настоящее время……………………………………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………14
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный университет»
Институт социальных наук
Кафедра социальной философии и социологии
Социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций
Духовная жизнь в период просвещения
Иркутск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Эпоха Просвещения, ее характерные черты
и особенности развития . Идеи Вольтера…………………………………………………………
Глава 2. Духовные основы общества в эпоху
просвещения и в настоящее время…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность
темы. На мой взгляд, тема духовности в обществе
намного актуальнее сегодня, нежели ранее.
Это связано с социальными, политическими,
экономическими изменениями в обществе
в котором мы живем. С течением времени
люди утрачивают понимание о духовности,
на первые места в жизни общества, встают
более примитивные цели и желания, нежели
духовность, культурно-нравственные ценности,
патриотизм. Духовно–нравственный потенциал,
оставленный нашими предками, сохраняемый
в семьях, почти исчерпан. Запас культурных
поведенческих навыков проявляется при
выходе учеников из учебного заведения.
Курение, употребление спиртных напитков,
грязнословие – желанное удовольствие
современной молодежи. Любая государственность
опирается на нравственность, которая
«взращивается» духовностью. Духовно–нравственные
беды в современном обществе происходят
от незнания простых духовных истин, сдерживающих
человеческую природу и точно указывающих
нам суть духовного совершенства, высокой
нравственности.
Человек мыслит посредством слов. Телевизор
учит мыслить чувственными представлениями,
расслабляет интеллектуальные силы человека,
ум становится вялым, неспособным к самостоятельному
мышлению; выращивает личность, неспособную
создать материальные блага, не говоря
уже о созидании духовно–нравственного
стержня.
Объектом моей работы является духовная жизнь общества в период просвещения.
Предметом работы является сравнение уровня духовности в период
просвещения и современное время.
Глава 1. Эпоха Просвещения,
ее характерные черты и
18 век – важный этап в эволюции западноевропейской культуры. Он внес существенный вклад в развитие литературы, музыки, театра, живописи, дав миру много прославленных имен во всех видах художественного творчества. 18 век отличается от предыдущего и последующего идейным и общественным движением, возникшим тогда в Европе и известным как Просвещение. Идеология Просвещения возникла в 17 веке – ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632–1704) – однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Представители Просвещения в своих политических, философских, культурологических взглядах отстаивали могущество разума и свет знаний, которые должны победить тьму невежества, заблуждений и предрассудков. Такие воззрения были направлены против пережитков феодализма в государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Поэтому Просвещение рассматривают как третий после Возрождения и Реформации духовный переворот, благодаря которому были свергнуты средневековые устои общественной жизни и обеспечен переход к более высокой ступени мировосприятия.
Путь преодоления социальных бед и неравенства, обеспечения царства свободы, равенства, всеобщего счастья просветители видели в «просвещении умов». Они отвергали насилие и неравноправие, призывали к веротерпимости и равенству. Их идеалом было свободомыслие (вольнодумство), неприятие каких-либо догм, критическое отношение к любым авторитетам.
Просветители почитали науку, которая в эту эпоху вышла за пределы только университетов и лабораторий. Если прежде научные знания были достоянием лишь небольшого круга ученых, то в 18 веке наука все шире охватывает производство. Во второй половине столетия в Англии начался промышленный переворот, который был бы невозможен без соответствующего развития физико-математической и инженерно-технической мысли. Эпоха Просвещения – это безграничная вера в возможности человеческого разума и наук, создающих условия для экономического и социального благополучия. Просветители верили в просвещенный абсолютизм и считали возможным уничтожение бесправия и общественной несправедливости просвещением народа воспитанными монархиями.
Англия была страной
«первого эшелона» капитализма,
Вольтер (1694-1778) - псевдоним французского писателя, философа, публициста Франсуа Мари Аруэ, крупнейшего мыслителя французского Просвещения.
Вольтер родился в Париже, в семье нотариуса. Несмотря на протесты отца, он избрал карьеру литератора. С молодых лет Вольтер проявлял религиозное свободомыслие. За сатиру, высмеивающую феодально-абсолютистскую Францию, II месяцев провел в Бастилии. В 1726-1729 гг. жил в Англии, так как из Франции был выслан. Пребывание в Англии и знакомство с ее жизнью оказало большое влияние на формирование его взглядов. В 1758 г. Вольтер поселился в приобретенном им имении вблизи границы с Швейцарией в местечке Ферне, где прожил 20 лет. В этот фернейский период им созданы самые значительные произведения. Незадолго до смерти посетил Париж, где и умер.
Литературное наследство
Вольтера огромно. Им написано в общей
сложности более сотни
Основные социально-
Философские взгляды Вольтера выражены в «Философских письмах» (1733), «Трактате о метафизике» (1734), «Основах философии Ньютона» (1738), философской повести «Кандид» (1759), «Философском словаре» (1764-1769).
Философские воззрения Вольтера тесно переплетены с его иррелигиозными взглядами. Его борьба с католической церковью сформулирована им очень кратко: «Раздавите гадину!». В своих произведениях Вольтер показывал несостоятельность религии как системы. Однако он оставался на позициях деизма, не отрицая целиком веру в Бога как Творца нашего мира. По его мнению, источником религии выступают невежество и обман. Он полагал, что религия возникла тогда, когда повстречались мошенник и глупец. В то же время он считал, что религия необходима, так как религиозная вера - это сила, управляющая поведением людей. Он говорил: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Вольтер в «Кандиде» подвергает критике теорию предустановленной гармонии Лейбница, считая, что люди должны вмешиваться в жизнь, чтобы изменить ее и установить более справедливые порядки.
Весьма критически относился Вольтер к рационалистическим воззрениям Декарта, Спинозы, Лейбница и не признавал концепцию врожденных идей. В то же время он принял сенсуализм Локка и популяризировал его, при этом все же признавая существование безусловных истин, не зависящих от чувственного источника. По его мнению, мы лишь знаем о психических явлениях и способностях. Лучше признать, что люди представляют собой разумных животных с развитым интеллектом, но слабым инстинктом.
Вольтер стоял на позициях детерминизма, он доказывал зависимость нашего сознания от строения органов чувств. Мышление признавал атрибутом материи, а разнообразие мира объяснял «всемирным разумом», рассматриваемым в качестве источника этого разнообразия.
В этике Вольтер выступал как против врожденности моральных норм, так и против их условности. Он обосновывал «золотое правило» нравственности: «Обращайся с другим так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой».
Вольтер задумал создать философию истории и написал ряд работ («Философия истории», «Пирронизм в истории», «Размышление об истории»), в которых представлена программа исследования достижений культуры во всех областях цивилизации. Призывал исследовать историю неевропейских народов-арабов, китайцев, индийцев. В своей «Истории России при Петре Великом» он проводит мысль о просвещенном монархе, который должен стоять во главе государства.
Вольтер выступал против взглядов Руссо, призывавшего возвратиться к первобытной природе. Для него это было противоестественно.
Высмеивал он и убеждение
Руссо в необходимости
Вольтер рассматривал современную
ему эпоху, т.е. восемнадцатый век,
как время, в которое разум
человечества должен оказать на жизнь
общества свое решающее влияние. Высшим
проявлением разума он считал «здравую философию», опирающуюся
на науки и искусства. Здесь Вольтер возлагал
большие надежды на просвещенных монархов,
овладевших философскими выводами о законах
общественного развития, задачах государственной
власти и освободившихся от предрассудков.
Он считал, что будет время, когда к руководству
государством придут философы.
Прогрессивные идеи Вольтера оказали
большое влияние на формирование идеологии
нового поколения просветителей.
Глава 2. Духовные основы общества в эпоху просвещения и в настоящее время.
Характерной чертой Просвещения
было стремление его представителей
к перестройке всех общественных
отношений на основе разума, «вечной
справедливости», равенства и других
принципов, что, по их мнению, вытекают
из самой природы, из неотъемлемых «естественных прав» человека. Движущей
силой исторического развития и условием
торжества разума просветители считали
распространение передовых идей, знаний,
а также улучшение морального состояния
общества. Они стремились раскрепостить
умы людей и тем самым способствовали
их политическому раскрепощению. Просветители
верили в человека, его ум и высокое призвание.
В этом они продолжали гуманистические
традиции эпохи Возрождения.
Просвещение в разных странах имело и
специфические отличия, обусловленные
особенностями их исторического развития.
Именно специфические условия исторического
развития западноевропейских стран в
эпоху Просвещения, художественные традиции,
сложившиеся в этих странах в предыдущие
века, были причиной того, что культура и искусство каждого из них имели свои
особенности и отличия. Вместе с тем в
культуре западноевропейских стран можно
выделить и общие черты, которые дают основание
говорить об эпохе Просвещения как об
определенном целостный этап в истории
европейской духовной культуры.
Социально-экономические преобразования
эпохи Просвещения повлияли на духовный
мир людей, изменили их духовные запросы
и идеалы. Большое значение имело внедрение
новых общественных идей в литературе.
Вместе с философами-просветителями прогрессивные
писатели призвали к развитию общества,
основанного на частной собственности,
свободе торговли и промышленности.