Духовная жизнь в период просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

Актуальность темы. На мой взгляд, тема духовности в обществе намного актуальнее сегодня, нежели ранее. Это связано с социальными, политическими, экономическими изменениями в обществе в котором мы живем. С течением времени люди утрачивают понимание о духовности, на первые места в жизни общества, встают более примитивные цели и желания, нежели духовность, культурно-нравственные ценности, патриотизм.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эпоха Просвещения, ее характерные черты и особенности развития . Идеи Вольтера…………………………………………………………………......4
Глава 2. Духовные основы общества в эпоху просвещения и в настоящее время……………………………………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

реферат по социологии духовной жизни.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Иркутский  государственный университет»

Институт социальных наук

Кафедра социальной философии  и социологии

Социологическая лаборатория  региональных проблем и инноваций

 

 

 

 

 

 

 

Духовная жизнь в период просвещения

 

 

 

 

                                                                               Аналитический доклад

                                                                               по дисциплине

                                                                               «Социология духовной жизни»

                                                                               по специальности: 

                                                                               020300 - «Социология»

                                                                               студентки 3 курса, 

                                                                               очной формы обучения

                                                                               Кузнецовой М.В.

                                                                              

 

                                                                              Научный руководитель:

                                                                              профессор кафедры социальной

                                                                              философии и социологии,

                                                                              д-р социол. наук, профессор

                                                                              Грабельных Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2011

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Эпоха Просвещения, ее характерные черты и особенности развития . Идеи Вольтера…………………………………………………………………......4

Глава 2. Духовные основы общества в эпоху просвещения и в настоящее время……………………………………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………14

 

Введение

Актуальность  темы. На мой взгляд, тема духовности в обществе намного актуальнее сегодня, нежели ранее. Это связано с социальными, политическими, экономическими изменениями в обществе в котором мы живем. С течением времени люди утрачивают понимание о духовности, на первые места в жизни общества, встают более примитивные цели и желания, нежели духовность, культурно-нравственные ценности, патриотизм. Духовно–нравственный потенциал, оставленный нашими предками, сохраняемый в семьях, почти исчерпан. Запас культурных поведенческих навыков проявляется при выходе учеников из учебного заведения. Курение, употребление спиртных напитков, грязнословие – желанное удовольствие современной молодежи. Любая государственность опирается на нравственность, которая «взращивается» духовностью. Духовно–нравственные беды в современном обществе происходят от незнания простых духовных истин, сдерживающих человеческую природу и точно указывающих нам суть духовного совершенства, высокой нравственности. 
Человек мыслит посредством слов. Телевизор учит мыслить чувственными представлениями, расслабляет интеллектуальные силы человека, ум становится вялым, неспособным к самостоятельному мышлению; выращивает личность, неспособную создать материальные блага, не говоря уже о созидании духовно–нравственного стержня.

 

Объектом моей работы является духовная жизнь общества в период просвещения.

Предметом работы является сравнение уровня духовности в период

просвещения и современное  время.

 

Глава 1. Эпоха Просвещения, ее характерные черты и особенности  развития

 

18 век – важный этап  в эволюции западноевропейской  культуры. Он внес существенный  вклад в развитие литературы, музыки, театра, живописи, дав миру  много прославленных имен во  всех видах художественного творчества. 18 век отличается от предыдущего и последующего идейным и общественным движением, возникшим тогда в Европе и известным как Просвещение. Идеология Просвещения возникла в 17 веке – ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632–1704) – однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Представители Просвещения в своих политических, философских, культурологических взглядах отстаивали могущество разума и свет знаний, которые должны победить тьму невежества, заблуждений и предрассудков. Такие воззрения были направлены против пережитков феодализма в государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Поэтому Просвещение рассматривают как третий после Возрождения и Реформации духовный переворот, благодаря которому были свергнуты средневековые устои общественной жизни и обеспечен переход к более высокой ступени мировосприятия.

 Путь преодоления  социальных бед и неравенства,  обеспечения царства свободы,  равенства, всеобщего счастья  просветители видели в «просвещении умов». Они отвергали насилие и неравноправие, призывали к веротерпимости и равенству. Их идеалом было свободомыслие (вольнодумство), неприятие каких-либо догм, критическое отношение к любым авторитетам.

 Просветители почитали науку, которая в эту эпоху вышла за пределы только университетов и лабораторий. Если прежде научные знания были достоянием лишь небольшого круга ученых, то в 18 веке наука все шире охватывает производство. Во второй половине столетия в Англии начался промышленный переворот, который был бы невозможен без соответствующего развития физико-математической и инженерно-технической мысли. Эпоха Просвещения – это безграничная вера в возможности человеческого разума и наук, создающих условия для экономического и социального благополучия. Просветители верили в просвещенный абсолютизм и считали возможным уничтожение бесправия и общественной несправедливости просвещением народа воспитанными монархиями.

 Англия была страной  «первого эшелона» капитализма,  она перешла к этой прогрессивной системе хозяйства раньше других государств. Развитие товарного производства способствовало демократизации общества и становлению режима свободной конкуренции. Общественное сознание постепенно раскрепощалось, освобождалось от традиционных религиозных догм. В обществе распространялось свободомыслие. Именно Англия стала родиной эпохи Просвещения.

Вольтер (1694-1778) - псевдоним французского писателя, философа, публициста Франсуа Мари Аруэ, крупнейшего мыслителя французского Просвещения.

Вольтер родился в Париже, в семье нотариуса. Несмотря на протесты отца, он избрал карьеру литератора. С молодых лет Вольтер проявлял религиозное свободомыслие. За сатиру, высмеивающую феодально-абсолютистскую Францию, II месяцев провел в Бастилии. В 1726-1729 гг. жил в Англии, так как из Франции был выслан. Пребывание в Англии и знакомство с ее жизнью оказало большое влияние на формирование его взглядов. В 1758 г. Вольтер поселился в приобретенном им имении вблизи границы с Швейцарией в местечке Ферне, где прожил 20 лет. В этот фернейский период им созданы самые значительные произведения. Незадолго до смерти посетил Париж, где и умер.

Литературное наследство Вольтера огромно. Им написано в общей  сложности более сотни произведений, которые составили собрание сочинений объемом в несколько десятков томов. Кроме сочинений по философии он писал пьесы, повести, публицистику.

Основные социально-политические взгляды Вольтера отражали идеологию  формирующейся французской буржуазной демократии и развенчивали устаревший феодальный режим. Вольтер не был мыслителем, выдвинувшим оригинальные философские идеи, он был просветителем, много сделавшим для философского просвещения общества. Основная направленность всех произведений Вольтера - антифеодальная, в центре которой антиклерикализм. Всю жизнь он боролся против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма.

Философские взгляды  Вольтера выражены в «Философских письмах» (1733), «Трактате о метафизике» (1734), «Основах философии Ньютона» (1738), философской  повести «Кандид» (1759), «Философском словаре» (1764-1769).

Философские воззрения  Вольтера тесно переплетены с  его иррелигиозными взглядами. Его  борьба с католической церковью сформулирована им очень кратко: «Раздавите гадину!». В своих произведениях Вольтер  показывал несостоятельность религии как системы. Однако он оставался на позициях деизма, не отрицая целиком веру в Бога как Творца нашего мира. По его мнению, источником религии выступают невежество и обман. Он полагал, что религия возникла тогда, когда повстречались мошенник и глупец. В то же время он считал, что религия необходима, так как религиозная вера - это сила, управляющая поведением людей. Он говорил: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Вольтер в «Кандиде» подвергает критике теорию предустановленной гармонии Лейбница, считая, что люди должны вмешиваться в жизнь, чтобы изменить ее и установить более справедливые порядки.

Весьма критически относился  Вольтер к рационалистическим воззрениям Декарта, Спинозы, Лейбница и не признавал  концепцию врожденных идей. В то же время он принял сенсуализм Локка и популяризировал его, при этом все же признавая существование безусловных истин, не зависящих от чувственного источника. По его мнению, мы лишь знаем о психических явлениях и способностях. Лучше признать, что люди представляют собой разумных животных с развитым интеллектом, но слабым инстинктом.

Вольтер стоял на позициях детерминизма, он доказывал зависимость  нашего сознания от строения органов  чувств. Мышление признавал атрибутом  материи, а разнообразие мира объяснял «всемирным разумом», рассматриваемым в качестве источника этого разнообразия.

В этике Вольтер выступал как против врожденности моральных  норм, так и против их условности. Он обосновывал «золотое правило» нравственности: «Обращайся с другим так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой».

Вольтер задумал создать  философию истории и написал  ряд работ («Философия истории», «Пирронизм в истории», «Размышление об истории»), в которых представлена программа  исследования достижений культуры во всех областях цивилизации. Призывал исследовать историю неевропейских народов-арабов, китайцев, индийцев. В своей «Истории России при Петре Великом» он проводит мысль о просвещенном монархе, который должен стоять во главе государства.

Вольтер выступал против взглядов Руссо, призывавшего возвратиться к первобытной природе. Для него это было противоестественно.

Высмеивал он и убеждение  Руссо в необходимости отказаться от частной собственности. Свободу  Вольтер понимал как свободу  воли. Но свободы воли нет, есть лишь сознание своей собственной свободы.

Вольтер рассматривал современную  ему эпоху, т.е. восемнадцатый век, как время, в которое разум  человечества должен оказать на жизнь  общества свое решающее влияние. Высшим проявлением разума он считал «здравую философию», опирающуюся на науки и искусства. Здесь Вольтер возлагал большие надежды на просвещенных монархов, овладевших философскими выводами о законах общественного развития, задачах государственной власти и освободившихся от предрассудков. Он считал, что будет время, когда к руководству государством придут философы. 
Прогрессивные идеи Вольтера оказали большое влияние на формирование идеологии нового поколения просветителей.

 

 

Глава 2. Духовные основы общества в эпоху просвещения  и в настоящее время.

Характерной чертой Просвещения  было стремление его представителей к перестройке всех общественных отношений на основе разума, «вечной  справедливости», равенства и других принципов, что, по их мнению, вытекают из самой природы, из неотъемлемых «естественных прав» человека. Движущей силой исторического развития и условием торжества разума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества. Они стремились раскрепостить умы людей и тем самым способствовали их политическому раскрепощению. Просветители верили в человека, его ум и высокое призвание. В этом они продолжали гуманистические традиции эпохи Возрождения. 
Просвещение в разных странах имело и специфические отличия, обусловленные особенностями их исторического развития. Именно специфические условия исторического развития западноевропейских стран в эпоху Просвещения, художественные традиции, сложившиеся в этих странах в предыдущие века, были причиной того, что культура и искусство каждого из них имели свои особенности и отличия. Вместе с тем в культуре западноевропейских стран можно выделить и общие черты, которые дают основание говорить об эпохе Просвещения как об определенном целостный этап в истории европейской духовной культуры. 
Социально-экономические преобразования эпохи Просвещения повлияли на духовный мир людей, изменили их духовные запросы и идеалы. Большое значение имело внедрение новых общественных идей в литературе. 
Вместе с философами-просветителями прогрессивные писатели призвали к развитию общества, основанного на частной собственности, свободе торговли и промышленности.

Информация о работе Духовная жизнь в период просвещения