Духовная жизнь в период просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

Актуальность темы. На мой взгляд, тема духовности в обществе намного актуальнее сегодня, нежели ранее. Это связано с социальными, политическими, экономическими изменениями в обществе в котором мы живем. С течением времени люди утрачивают понимание о духовности, на первые места в жизни общества, встают более примитивные цели и желания, нежели духовность, культурно-нравственные ценности, патриотизм.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эпоха Просвещения, ее характерные черты и особенности развития . Идеи Вольтера…………………………………………………………………......4
Глава 2. Духовные основы общества в эпоху просвещения и в настоящее время……………………………………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

реферат по социологии духовной жизни.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Совершенно очевидно, что сегодняшняя система образования в школах ориентируется на качественное обучение, а не на воспитание. Духовно–нравственный потенциал, оставленный нашими предками, сохраняемый в семьях, почти исчерпан. Запас культурных поведенческих навыков проявляется при выходе учеников из учебного заведения. Курение, употребление спиртных напитков, грязнословие – желанное удовольствие современной молодежи.

Процесс воспитания остается сложным как в школе, так и  в семье. «В таких условиях необходимость  обращения к богатейшему опыту, доставшемуся нам в наследство от наших великих предков, бесспорна и очевидна. Народ хранил религиозно–нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную, общественную и государственную так, чтобы воспрепятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра» / Митрополит Иоанн Снычев.  В России на процесс воспитания смотрели как на святое и ответственное служение народу и государству.

На международных Рождественских образовательных чтениях для  педагогической общественности и российского общества уделялось внимание основам русской педагогики, где воспитание осуществлялось на примере христианских идеалов.

Ф.М. Достоевский писал: «Идеалы российского народа сильны и святы, они–то и спасли его в  века мучений. Они срослись с его  душой и наградили ее навеки честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом». Для Ф.М. Достоевского быть русским и быть православным значило одно и то же. Христианство – это не идеология, это – жизнь, это – горение сердца человека.

Духовная истина должна стать основой сознания подрастающего поколения, современности. Современное общество, особенно дети, нуждается в духовной нише, поэтому и слово «воспитание» в Православии считается «питанием души», без чего человек не может состояться как личность.

Любая государственность опирается на нравственность, которая «взращивается» духовностью. Духовно–нравственные беды в современном обществе происходят от незнания простых духовных истин, заложенных в Евангельских Заповедях (законах), сдерживающих человеческую природу и точно указывающих нам суть духовного совершенства, высокой нравственности. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» - гласит заповедь и «прямой стрелой» уничтожает эгоизм, который в обществе сталкивает разные личности в конфликт и агрессию.

Любая вседозволенность развивает распущенность нравов, от которой страдает общество и, в первую очередь сама личность, страдает его духовное состояние: нарушается правильный «образ» мыслей, чувств, желаний, из которых «вырастают» действия.

К сожалению, разрушение моральных устоев во многом осуществляется через средства массовой информации, особенно через телевидение, которое насаждает фальшивые «общечеловеческие» ценности, разрушает традиционный русский семейный уклад, пропагандируя в среде молодежи культ насилия и богатства, бесстыдство и прожигание жизни!

Человек мыслит посредством  слов. Телевизор учит мыслить чувственными представлениями, расслабляет интеллектуальные силы человека, ум становится вялым, неспособным  к самостоятельному мышлению; выращивает личность, неспособную создать материальные блага, не говоря уже о созидании духовно–нравственного стержня.

Попытки законодательного регулирования в этой области  встречают серьезные противодействия. Положение может измениться с  принятием журналистами нравственных обязательств перед обществом за содержание своей работы. Телевизор иссушает родники духовности и не соединяет, а разобщает членов семьи.

А главная роль в формировании духовности должна принадлежать семье. Нельзя возлагать дело воспитания на общественность (детский сад и школу). Семья несет ответственность за духовно–нравственное начало будущей личности ребенка.

 

 

Заключение

 

Просвещения в своих  политических, философских, культурологических взглядах отстаивали могущество разума и свет знаний, которые должны победить тьму невежества, заблуждений и предрассудков. Такие воззрения были направлены против пережитков феодализма в государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Поэтому Просвещение рассматривают как третий после Возрождения и Реформации духовный переворот, благодаря которому были свергнуты средневековые устои общественной жизни и обеспечен переход к более высокой ступени мировосприятия.

Просветители почитали науку, которая в эту эпоху  вышла за пределы только университетов  и лабораторий. Если прежде научные знания были достоянием лишь небольшого круга ученых, то в 18 веке наука все шире охватывает производство.

Эпоха Просвещения –  это безграничная вера в возможности  человеческого разума и наук, создающих  условия для экономического и социального благополучия. Просветители верили в просвещенный абсолютизм и считали возможным уничтожение бесправия и общественной несправедливости просвещением народа воспитанными монархиями.

Основные социально-политические взгляды Вольтера отражали идеологию формирующейся французской буржуазной демократии и развенчивали устаревший феодальный режим. Вольтер не был мыслителем, выдвинувшим оригинальные философские идеи, он был просветителем, много сделавшим для философского просвещения общества. Основная направленность всех произведений Вольтера - антифеодальная, в центре которой антиклерикализм. Всю жизнь он боролся против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма.

Характерной чертой Просвещения  было стремление его представителей к перестройке всех общественных отношений на основе разума, «вечной справедливости», равенства и других принципов, что, по их мнению, вытекают из самой природы, из неотъемлемых «естественных прав» человека. Движущей силой исторического развития и условием торжества разума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества. 
Характерной чертой Просвещения было стремление его представителей к перестройке всех общественных отношений на основе разума, «вечной справедливости», равенства и других принципов, что, по их мнению, вытекают из самой природы, из неотъемлемых «естественных прав» человека. Движущей силой исторического развития и условием торжества разума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества.

18 век стал веком  просветительского движения. Он  возвысил авторитет и роль  разума и науки, сделал исключительно  актуальными идеи гуманизма. 

 Просветительское  движение по своему социальному  составу было широким: аристократы-дворяне, представители духовенства, служащие, торговцы, промышленники. В странах Европы просветительское движение не было одинаковым – оно зависело от социально-исторических условий страны и имело ярко выраженные национальные особенности.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. «Философия». М.: Проспект, 2005.-С.-608.
  2. Грицопулос, Т., «Кульруры разных стран», тт. 1-2, Афины, 1966-1971
  3. Миголатьев А. А. «Философия. Адаптированный учебник. 20 ключевых тем. 80 основных вопросов.» – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 416с.
  4. Уилбер К. «Краткая история всего». — М.: АСТ/Астрель, 2006. — 476 с. — ISBN 5-17-036016-9

[Электронный ресурс] / - М.: 2001. – Режим доступа: http://www.kid.ru/pregnancy/index583.php3 (12 марта 2011).

 




Информация о работе Духовная жизнь в период просвещения