Духовно-культурный (морально-духовный) уровень

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:52, реферат

Описание работы

Провозглашенная политика перехода от жестко планируемого способа хозяйствования к рыночным отношениям от тоталитаризма к демократии сопровождается серьезными социальными издержками чреватыми не только бедами для отдельных личностей, но и потерями для духовного и физического существования некоторых слоев населения. В их основе – свертывание отечественного производства, рост межэтнической розни, огромный урон, который ныне несут наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.

Содержание работы

Введение
Поиски путей к солидарности – общее в содержании политологии и социальной работы.
Политико-исторический сравнительный аспект.
Аспект анализа идейно-политических течений в истории и современности.
Массово-политический аспект.
Политико-социологический и практически-политологический аспекты.
Социально-политические технологии и социальная работа.
Естественно-антропологический (биотический) уровень жизнедеятельности.
Производительно-профессиональный (деловой) уровень.
2.3 Духовно-культурный (морально-духовный) уровень.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Основы социальной работы.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

  1. Поиски путей к солидарности – общее в содержании политологии и социальной работы.
  2. Политико-исторический сравнительный аспект.
  3. Аспект анализа идейно-политических течений в истории и современности.
  4. Массово-политический аспект.
  5. Политико-социологический и практически-политологический аспекты.
  6. Социально-политические технологии и социальная работа.
  7. Естественно-антропологический (биотический) уровень жизнедеятельности.
  8. Производительно-профессиональный (деловой) уровень.

2.3 Духовно-культурный (морально-духовный) уровень.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное понимание  основ социального развития исходит  из того, что социальная политика государства  должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.).

Провозглашенная политика перехода от жестко планируемого способа хозяйствования к рыночным отношениям от тоталитаризма к демократии сопровождается серьезными социальными издержками чреватыми не только бедами для отдельных личностей, но и потерями для духовного и физического существования некоторых слоев населения. В их основе – свертывание отечественного производства, рост межэтнической розни, огромный урон, который ныне несут наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Поиски путей к солидарности – общее в содержании политологии и социальной работы.

Политология, имея в качестве своего предмета политические отношения  и процессы, непосредственно затрагивает  социальную политику. Политолог, анализирующий  социальную политику и социальную работу, и социальный работник, выявляющий политические основы своей деятельности, как правило, выделяют одни и те же направления. Отметим некоторые из них.

  1. 1 Политико-исторический сравнительный аспект. Выделяет моменты политики, когда государственные и политические деятели обращают особое внимание на проблему социального равенства как стимул сплочения нации (сообщества) перед лицом серьезных испытаний, когда возникала и усиливалась солидарность по поддержанию достойного уровня жизни всех соотечественников. Взять, например, усилия властей, опирающихся на христианские, мусульманские, буддийские ценности по поддержке и призрению слабых и бедных. Или определенные моменты политики в германском политеизме XVIII и XIX вв. Или немалые достижения реального социализма в борьбе с неграмотностью, болезнями, бедностью. Впечатляют достижения стран, добивающихся социальной солидарности на основе формирования целей правового социального государства (Швеция, ФРГ, Норвегия и др.).

1.2 Аспект анализа идейно-политических течений в истории и современности. Следует обратить внимание на идейное противоборство и взаимовлияние трех великих течений современности: либерализма, социализма, консерватизма. Их доминирование, разнообразные сочетания во многом определяли роль и вес социальной политики и социальной работы в той или иной стране. Столкновения идей названных учений (течений) выявляло доминантные ценности каждого из них. Для либерализма это был, в первую очередь, приоритет свободы, в том числе экономической и политической. Для социализма — приоритет равенства, в том числе социального. Для консерваторов доминантной целью был и остается порядок, в том числе общественный. Если вдуматься, все эти течения стремились к солидарности общества, хотя основы и пути к ней видели разными. Если для либералов путь лежал через свободу, особенно экономическую и политическую, через конкуренцию, развитие индивидуальности, то для социалистов — через выравнивание доходов, ограничение роскоши, реализацию идеи «общего дела», воплощающегося в государственном управлении. Консерватизм ратовал за «органическую» солидарность, которая по содержанию понятия во многом совпадает с «порядком». Для консерваторов баланс интересов достижим при разумном отношении к традициям, сохранении необходимой элитарности политики, развитии локальной солидарности на базе семьи, соседства, моральной ответственности, религиозности. Поэтому можно говорить, что для данного течения доминирующей ценностью являлась стабилизирующая солидарность (или порядок).

Три названные ценности: свобода, равенство, солидарность — являются универсальными проявлениями справедливости («трендами справедливости»), что важно для анализа политологических основ социальной работы.

1.3 Массово-политический аспект. Речь идет о прогрессирующей массовизации и вместе с тем политизации социальных рисков. Различные риски в ходе ускорения НТР, глобализации экологических проблем, возрастания скоростей массовых коммуникаций, виртуализации реальности, обострения экономической конкуренции все больше массовизируются и становятся предметом социальной политики. Это — риски физические (взять хотя бы войны и транспортные аварии, производственный травматизм, стихийные бедствия и т. д.), финансовые, экологические, миграционные, потребительские, кризисы трудообеспечения и др. Отсюда — расширение круга субъектов и объектов социальной политики, социального права и социальной работы. Ведь все больше людей чувствуют себя нестабильно из-за нужды, травматизма, возросшей преступности, безработицы, нервных напряжений.

1.4 Политико-социологический и практически-политологический аспекты. Социальная политика и социальная работа в этом смысле предстают в качестве набора технологий по достижению и поддержанию локальной и «обширной» социальной солидарности. Солидарности в отношении: а) избежания и уменьшения социальных рисков — физических, финансовых, миграционных, потребительских, семейных, экологических и др., которые и выгоднее, и гуманнее предупреждать, чем потом иметь с ними дело как с юридическими фактами; б) поддержки потенциальных и реальных «слабых» слоев — детей, инвалидов, безработных, многодетных семей, матерей-одиночек, пенсионеров, бывших заключенных. Такая солидарность как цель социально-политических технологий должна соединять, с одной стороны, прагматизм, эффективность, с другой — милосердие и гуманизм.

Социальная работа ориентирована  на достижение солидарности. Социальный работник создает технологии, помогающие достижению локальных солидарностей при интеграции (моральной, психологической, аллокативной, психосоматической) в сообщество различных представителей «слабых» слоев. То есть инвалид, пенсионер, другой «аутсайдер» (в обобщенном, а не конкретном смысле) — все они, благодаря такой социально-политической технологии, чувствуют себя комфортнее, более защищенными. Элементы названной технологии содержатся в организации сообществ, обеспечивающих взаимопомощь в самоуправляющихся структурах детей-аутсайдеров, пенсионеров, инвалидов, мигрантов (особенно беженцев и вынужденных переселенцев), репрессированных и др. В них подготавливается социальная солидарность, на основе которой формируется, в свою очередь, проведение определенных политических решений, формирование социально-психологического «режима» в более широких областях, затрагивающих отношения к названным слоям.

Социальная работа становится неотъемлемой частью социальной политики, своеобразной профилактикой и практикой солидарности и равенства. Не случайно ряд исследователей политики прибегает к подходу, ставящему во главу угла права человека, что позволяет связать эмпирическую оценку социальных и экономических прав с учетом базовых требований демократической организации общества. Такой подход характерен для Т. Ванхэнена, М. Попповица, П. Пинейру. При этом обеспечивается и стимулируется движение к солидарности, в котором обращается внимание правителей, политиков, а также населения в целом на безопасность и качество жизни, касающиеся практически всех слоев, поскольку их затрагивает массовизация рисков. В различных инициативах и в социальной политике подчеркивается необходимость поддержания определенного уровня социального равенства, сочетаемого со свободой, но дающего шансы участия и развития также и «слабым» слоям. На это постоянно обращают внимание разные партии и движения: социал-демократы, профсоюзное, экологическое, женское, молодежное и другие движения.

Политология помогает социальному  работнику создавать технологии социальной и социально-правовой солидарности. При этом «свобода» и «равенство» как тренды справедливости и базовые принципы демократии соединяются в «солидарности». Индивидуализм как ценность (индивидуальная свобода) может сочетаться с равенством и коллективизмом и представать в качестве добровольного солидаризма — этой основы социальной политики и социальной работы. «Тренды справедливости» — абстрактные понятия, но они «заземляются» с помощью реальной социальной политики, которую проводят по отношению к различным сообществам и уровням самоорганизации жизнедеятельности людей. Другими словами, индивидуализм и коллективизм соединяются через реальную повседневную политику солидаризма. Солидаризм проявляется на различных уровнях жизнедеятельности и на каждом из этих уровней проявляется специфически в соответствии с потребностями определенных общностей, движений, в активности социально-политического характера. Поэтому внимание общества к слабым социальным слоям, выражающееся в социальном обслуживании населения, становится предметом конкретного политологического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социально-политические технологии и социальная работа.

Рассмотрим социально-политические технологии на основе анализа уровней  проявления солидарности. Исходя из таких  уровней социальная политика предстает в качестве деятельности по согласованию интересов различных слоев населения, ориентации их на солидарность как образ жизни, в который органически включена поддержка «слабых» слоев. Причем такая солидарность проявляется на следующих уровнях: а) биотическом (естественно-антропологическом); б) производительно-профессиональном (деловом); в) духовно-культурном (морально-духовном).

2.1 Естественно-антропологический (биотический) уровень жизнедеятельности и проявления солидаризма ориентирован на организацию непосредственной среды обитания, поддержания телесности и территориальности человека, связи его с природой. Для социальной политики это один из базовых уровней, поскольку затрагивает вопросы здоровья, жилья, безопасности среды обитания и жизни, качества продуктов, воды, воздуха. А значит, касается материнства, детства, отцовства, рождаемости, смертности, бездомности, охраны окружающей среды. Здесь огромное поле для развертывания социально-политических технологий, направленных на солидаризм.

Сообщество с помощью  общественной психологии, морали, обычного права, других рычагов политической социализации формирует определенные социально-психологические устои и соответствующую практическую идеологию, ориентированную на традицию бытового, соседского сотрудничества и своеобразного социального обслуживания. Назовем такие социально-психологические устои и технологию их культивирования традиционными. Это проявляется также в создании инициатив взаимопомощи и в поддержке социальных работников. Такая идеология помогает соединять индивидуализм и коллективизм в солидаризме местных сообществ, придает стимулы социальной работе.

2.2 Производительно-профессиональный (деловой) уровень солидаризма создает возможность интеграции «слабых» слоев в инициативы делового характера, в производственную деятельность. Здесь возникают движения за право на труд, производственное самоуправление, производственное использование профессионального и вообще трудового потенциала людей, охрану их труда. Такая интеграция и кооперация, с одной стороны, предоставляют возможность взаимоподдержки, с другой — помогает раскрывать и реализовывать индивидуальные ресурсы. Такие движения влияют, например, на политику квотирования рабочих мест для инвалидов, несовершеннолетних, безработных, на их обучение и переобучение. При этом важно формировать психологические устои и идеологии. Это можно обозначить термином «прагматизация», отмечая ориентацию на практическое использование всех ресурсов «слабых» слоев. Социально-политические технологии, создаваемые на такой основе, также соединяют индивидуализм и коллективизм, прагматизм и благотворительность через осознание того, что беда может коснуться всех и каждого.

2.3 Духовно-культурный (морально-духовный) уровень связан с такой идеологией общества, как персонализация (или трансцендентализация). Благодаря ей каждый человек представляет себя частицей единого общественного целого. Люди идентифицируют себя с большим сообществом. О чувстве принадлежности к Родине, Отчизне, энергии осознания «общего дела», «общей судьбы» много и серьезно размышляли персоналисты Г. Мадинье, Н. Бердяев, О. Лосский, Г. Марсель и др. Такую идеологию нельзя недооценивать, а, наоборот, необходимо использовать в качестве основы социально-политических технологий, технологий достижения солидарности. Здесь важна роль религии, примера подвижничества.

Недооценка такого уровня солидаризма приводит к серьезным трещинам и расколам в обществе. Например, в отношении участников различных войн, особенно инвалидов, важна не только материальная помощь, но и поддержка сознания «правого дела», признания их подвижничества как необходимого стране. И ветеранам Великой Отечественной, и воинам-«афганцам», и участникам боевых действий в Чечне — всем им нужна не только социальная защита в обычном смысле, но и поддержка подобного идеологического характера. Иначе возникает «горючий материал» политики. Нечто подобное происходит и с другими «слабыми» слоями. Поэтому сейчас также важны сообщества, движения, организации, имеющие духовно-культурную, благотворительную, моральную, патриотическую, религиозную направленность.

Государство же, проводя социальную политику, усиливает действие названных социальных идеологий на всех уровнях, поддерживает и создает социально-политические технологии. У государства на этот счет есть также и свои, социально-государственные технологии: легализация, легитимизация, партикуляризация, проникающие на все уровни проявления солидаризма (биотический, производительно-профессиональный, духовно-культурный уровни).

Информация о работе Духовно-культурный (морально-духовный) уровень