Феномен власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

Построение концепции власти Н. Луманом основывается на двух классических теориях позитивистской философии:
• эволюция и одновременная дифференциация систем (Спенсер);
• «экономия мышления» второго позитивизма (Мах).
Целью работы является прояснение феномена власти в представленном трактовании Н.Луманом.

Содержание работы

Введение 4
1. Власть как средство коммуникации 5
2. Кодовые функции 7
3. Власть и физическое насилие 9
4. Риск власти 11
Литература

Файлы: 1 файл

Феномен власти.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что возрастает роль коммуникативного фактора в рискогенных процессах  современного глобального мира, где  коммуникация, с одной стороны, выступает с позиции снижения риска, а с другой стороны, многообразие форм, каналов коммуникации открывает путь возникновению новых рисков – коммуникационных. В современном сетевом обществе «основное следствие процесса модернизации в когнитивной сфере − информационализация знаний и возникновение информационно-коммуникативных рисков в пространстве сетевого общества, которые образуют флуктуирующие среды искаженной информации и распространяются с огромной скоростью по медиаканалам сетевой сферы».   

По разветвленной системе сетей информация циркулирует в пространстве социума, искажаясь, приобретая новые черты и тем самым, влияя на ее потребителей.

В результате происходящих в обществе прогрессивных технических  и социальных изменений  размываются  политические границы, границы власти. Появляются новые претенденты на осуществление власти в обществе.

«Формирующаяся  власть смещается из сферы политики в сферу субполитики». Понятие  «субполитика» ввел У. Бек для  выделения изначально неполитических сфер жизнедеятельности общества: медицинское обслуживание, научные исследования, образование, производственная деятельность, выполняющих отличные от политической деятельности функции.

В условиях кризиса  политических институтов появляются иные институты власти, увеличивается влияние СМИ.

Политическое  в современном обществе связывается  теперь не с дебатами политических деятелей, а с внедрением в политику и общество информационных средств  и многочисленных технологий, которые  создали прогресс. В коммуникации риска социотехнические системы становятся политическими факторами.

Появление такого социального института, как СМИ, приводит к возникновению новых  рисков власти, связанных с неизбежным взаимодействием со средствами массовой информации и коммуникации в социальном пространстве.

С коммуникацией  власти в обществе тесно связано  такое явление, как открытость власти. Власть должна обладать свойством информационной открытости, позволять людям получать доступ к информации о том, что  власть намерена предпринять для  решения того или иного вопроса, каждый человек должен иметь возможность заглянуть за занавес власти и посмотреть, что там происходит. От степени открытости власти зависит доверие к ее деятельности.

Рискогенность власти возрастает с уменьшением  информационной открытости. Уменьшается доверие, увеличивается страх неизвестности и, как следствие, – стремление ей противостоять.

Сегодня власть стремится к наибольшей открытости. Например, создаются информационные ресурсы органов государственной  власти (интернет-порталы), на которых содержится информация об их деятельности, создаются условия для осуществления обратной связи с обществом, что, в первую очередь, необходимо для реализации коммуникативности власти.

Увеличение  открытости власти ведет не только к положительным результатам. Превышение  порога информационной открытости порождает десакрализацию власти, что приводит к потере ее  эффективности.

Рассмотрим, какие  риски встречает власть на пути своей  реализации в глобальном мире, что  угрожает ее стремлениям к коммуникации. Приведем по ходу рассмотрения несколько примеров, так как только в условиях событийности глобального мира можно раскрыть риски, с которыми власть сталкивается на пути своей реализации.

СМИ зачастую берут  на себя слишком много полномочий: не просто освещают события и рассказывают о них, но и пытаются сами в них разобраться, высказывают оценочные суждения, формулируют определения, подсказывают выводы потребителям информации. Средства массовой информации формируют у потребителей определенный взгляд на произошедшее событие, который затем укореняется в умах коллектива и опровергнуть который сложно даже официальным структурам власти.

Примером последнего может служить теракт в Москве 29 марта 2010 г. и деятельность СМИ  в рамках информационного освещения  теракта. СМИ позволили себе опубликовать заявления террористов, дали слово террористам, тем самым, предоставив им власть.

Ведь сегодня  власть слова – одно из мощнейших  средств управления и влияния. Многие политические деятели настаивают на законодательном ограничении деятельности СМИ при освещении терактов. СМИ вмешиваются в область влияния власти, стремясь опередить ее в формировании образа события. И тем самым наносят вред обществу, лишая власть возможности решать проблему, в данном случае терроризма, без нежелательного вмешательства.

В таких случаях, когда требуется конфиденциальность власти, ее секретность и неразглашение  ее тайн, и должно вступать в силу ограничение информационной открытости власти.

Средства массовой информации могут влиять на саму политическую власть: формировать образ политиков, облик власти.

Следует добавить, что власть использует каналы коммуникации для реализации своих политических целей. И это может привести к  неблагоприятным для общества последствиям: вызвать хаотизацию в обществе, нарушение  социального порядка.

Власть в  глобальном мире сталкивается лицом  к лицу с рисками, соответствующими ее природе, ее новым качествам, ее новому способу деятельности. Меняется сущность власти, она становится более открытой, доступной, понятной, но при этом, в  связи с новыми качествами, возникают и качественно новые риски власти. Коммуникативность власти ведет к образованию нового рискогенного пространства вокруг нее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Власть –  это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида.

В своей работе я попыталась раскрыть феномен политической власти в некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та основа, которая  определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Власть в глобальном мире сталкивается лицом к лицу с рисками, соответствующими ее природе, ее новым качествам, ее новому способу деятельности. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

    1. Луман Н. Власть. // Под ред.  Антоновский А.Ю. -  М.: Праксис, 2001

 

 

 

 

 




Информация о работе Феномен власти