Феномен власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

Построение концепции власти Н. Луманом основывается на двух классических теориях позитивистской философии:
• эволюция и одновременная дифференциация систем (Спенсер);
• «экономия мышления» второго позитивизма (Мах).
Целью работы является прояснение феномена власти в представленном трактовании Н.Луманом.

Содержание работы

Введение 4
1. Власть как средство коммуникации 5
2. Кодовые функции 7
3. Власть и физическое насилие 9
4. Риск власти 11
Литература

Файлы: 1 файл

Феномен власти.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

 

Исторический факультет

Кафедра социологии

 

Карпенко Валерия Евгеньевна

 

Феномен власти

Научный руководитель:

И.А.Огородникова

Содержание:

Введение                                                                                                        4

1. Власть как средство  коммуникации                                                   5

2. Кодовые функции                                                                                     7

3. Власть и физическое  насилие                                                                 9

4. Риск власти                                                                                        11

Литература                                                                                                   16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Известно много  противоречивых попыток подвести феномен  власти под теоретически и эмпирически  адекватное понятие власти. Ввиду этого, создавая свою теорию власти, мы не можем довольствоваться таким описательным истолкованием и анализом сущности власти, которые бы в той или иной степени уже заведомо предполагали нечто такое, что может быть получено лишь в качестве результата.

Попытки анализа  понятия власти самого по себе, обнаружение  в нем различных смысловых  оттенков также никогда ни к чему не приводили; они всегда были излишне  осторожными и в конце концов разочаровали исследователей.

В поисках возможных  подходов мы, прежде всего, сталкиваемся с представлением, согласно которому власть является воздействием, реакцией на возможное сопротивление, так сказать, каузальным следствием неблагоприятных обстоятельств.

По Н. Луману, в качестве основания теории власти выступает теория средств коммуникации,  которая сравнивает  власть с коммуникативными средствами. Рассмотрение данной проблемы, проясняет не только  феномен власти, но и вызывает более широкий интерес к обмену теоретическими подходами, которые существуют в различных областях коммуникативных средств.

Построение концепции власти Н. Луманом основывается на двух классических теориях позитивистской философии:

  • эволюция и одновременная дифференциация систем (Спенсер);
  • «экономия мышления» второго позитивизма (Мах).

 

         Целью работы является прояснение феномена власти  в представленном трактовании Н.Луманом.

1. Власть  как средство коммуникации

Теория средств  коммуникации в качестве основания  теории власти обладает тем преимуществом, что открывает возможность сравнения власти с коммуникативными средствами иных видов, к примеру, с истиной или деньгами.

 Такая постановка  вопроса служит не только прояснению феномена власти, но одновременно и более широкому интересу и обмену теоретическими подходами, существующими в различных областях коммуникативных средств.

Отсюда следует, что теория власти включает в себя также, помимо прочего, необходимость  обзора форм влияния, рассматриваемых  вне рамок ограниченной концепции  власти. Такой подход помогает избежать часто наблюдаемой перегруженности понятия власти признаками процесса влияния, понимаемого слишком широко и неопределенно.

Власть отличается от других коммуникативных средств  тем, что ее код требует от партнеров, то есть от обеих сторон коммуникативного отношения, чтобы те сокращали комплексность действиями, а не переживаниями. Такое сведение к минимуму действия и переживания, неразрывно переплетенных в человеческой жизни, представляется чем-то искусственным.

Теория власти, разработанная в виде теории особых генерализированных средств коммуникации, должна уметь объяснять, как в общественной жизни вообще возможна подобная специализация при передаче редуцированных действий и какие проблемы отсюда вытекают.

 Точно такая  же проблема встает и для  теории истины, которой следовало бы объяснить, как возможна специализация при передаче редуцированных переживаний без того, чтобы последствия действий и деятельных предпочтений участников не искажала бы при этом реального положения дел.

Формулирование  власти, которое может оказаться необходимым для прояснения и производства согласованного определения ситуации, трудно осуществимо и проблематично, прежде всего, в рамках простых систем интеракции. В организованных социальных системах и на уровне более широких общественных систем для этого имеются соответствующие институционализированные эквиваленты, можно сказать, значимые правовые нормы, на которые можно сослаться.

Эти эквиваленты  служат облегчению и одновременно обезличиванию  применения власти в системах интеракции, то есть они подготовливают мотивы исполнения власти.

 При всей  неполноте дифференциации кодов  в этих культурах отсутствовала  потребность в выстраивании достаточно  комплексной правовой системы для кодирования власти. Эта абсолютная власть, провозглашенная принципом, оставалась между тем весьма слабой, поскольку перед ней не возникало вообще никаких ситуаций выбора, могущих ей угрожать.

 В этих  обстоятельствах общество не  формирует никакого однозначного  дифференцированного синдрома политики, власти и права, и их способность дифференцироваться на основе действия являются, по-видимому, необходимой ступенью общественной эволюции.

 

 

 

 

 

 

 

2. Кодовые функции

Власть -  это  возможность навязывать свою волю другому  участнику социальных отношений, даже если  при этом понадобится подавить его нежелание подчиниться. Одно из главных достижений этой теории – рассмотрение в качестве действующих лиц «властных отношений» не господствующий субъект и подчиненный объект, а асимметрично взаимоотносящиеся субъекты.

Для мотивации принятия коммуникаций теперь должны были формироваться специальные коды, которые также обуславливают ведущие к успеху замыслы и притязания.

Особенность коммуникативного кода власти в том, что среди всех действий, возможных для подчиненного, всегда присутствует одно, которое  подчиненный должен избегать, поскольку это влечет за собой репрессивные последствия. Это так называемая  «избегаемая альтернатива». Наличие избегаемой альтернативы является необходимым условием кода власти, тем не менее,  реализация именно этой возможности несет разрушительные последствия для власти. Поэтому власть вынуждена постоянно вырабатывать средства, маскирующие и оправдывающие необходимость отложить реализацию избегаемых альтернатив.

С развитием более сложных  общественных систем, функционирование которых связано с таким числом решений, которые уже не поддаются обзору и непосредственному контролю, происходит «второе кодирование» власти, состоящее в привлечении другого коммуникативного кода, оперирующего оппозицией «правового — неправового». Такое второе кодирование тесно связано с отношением, произведенным по правилам удвоения первого кода, специфическая проблематика которого становится проблемной характеристикой второго кодирования. В случае власти слишком высокая произвольность комбинаций альтернатив избежания должна быть, прежде всего, ограничена рамками некоторого ожидаемого формата. Именно поэтому второе кодирование власти в рамках нашей традиции осуществляется на основе бинарного схематизма права и бесправия.

Власть в сложных общественных системах  самореализуется не только в своих средствах, но и по характеру связи с индивидом. По мере  разделения  и усиления всякого коммуникативного средства происходит его обезличивание. В сфере власти это выражается в том, что происходит разделение должности и лица и формируется связь между властью и должностью, а не между властью и личностью. Характерной особенностью современных обществ является сравнительное обособление различных коммуникативных средств и наложение ограничений на их прямое конвертирование - собственности или истины во власть и наоборот. Эти ограничения вытекают  из ограничений на концентрацию власти в руках собственников в сложных системах (в качестве примера здесь можно было бы указать на разделение функций акционеров и менеджеров предприятий).

Особенность основных коммуникативных  кодов, таких, как деньги, истина или  власть, по определению исключает  «революцию», т.е. равномерное распределение  медийного кода.  Н. Луман указывает  в качестве возможного  исключения только код морали (христианская любовь к падшим). В целом образ власти, предлагаемый Н. Луманом, представляется огромной обсчитывающей саму себя матрицей, элементы который слагаются из все более генерализированных символов ее селективной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

3. Власть и физическое  насилие

Власть в  ее связи с другими структурами  социальных систем в качестве условия  своего существования обладает определенным множеством альтернатив и определенными условиями пользования. Она не является абсолютно предметным комплексом и как в вопросе условий своих возможностей, так и в вопросе уровня потребностей и притязаний зависит от внешних факторов. Власть же устанавливает специфические отношения с физическим насилием.

Несмотря на многообразие механизмов всем им свойственны следующие проблемы:

1. Симбиотическое отношение невозможно игнорировать. В вопросе истины нельзя просто отвлечься от того, что дано в восприятии; точно так же в вопросах власти невозможно просто проигнорировать место локализации более высокого потенциала физического насилия. Отношение к симбиотическому уровню должно также регулироваться кодом.

  2. Поскольку в управляемые медийными средствами процессы коммуникации вовлечено большое число органических систем, то коды этих средств вынуждены заботиться о том, чтобы организмы и их психические системы управления не отделялись друг от друга, чтобы их связь обеспечивалась даже в обход социальных коммуникативных отношений.

Власть едва ли смогла бы выполнять функции по наведению социального порядка, транслировать результаты своих селекции и выходить за пределы простого принуждения, если бы каждый индивид был способен самостоятельно и в любое время применять физическое насилие. Тот факт, что лишь благодаря экономической открытости собственность и деньги приобретают свой смысл и функцию, также лежит на поверхности, хотя данный код ссылается не на нормативные запреты, а на условия рентабельности экономического поведения.

3. Симбиотические механизмы получают специализированные на средствах коммуникации функции, отличающиеся прочно фиксированной органической основой, лишь благодаря символически генерализированным кодам.

Помимо этого, по мере роста притязаний на специфичность  усиливается зависимость от организации. Но органические процессы сами в свою очередь опираются на специализированные социальные системы.

Само по себе насилие не является последним средством  обеспечения надежности, а требует  организации решений по его применению, и эта организация должна быть гарантированной.

Фундаментированная насилием власть отличается относительно простым принципом ориентации, который в то же время оказывается совместимым с высокой комплексностью. Согласно общим теоретическим воззрениям, такой принцип ориентации может приводить к образованию комплексных систем.

  Транслируемые властью редукции, подкрепленные насилием, способствуют  открытию новых источников власти, например властных сцеплений.  На этой основе из простых первоначальных условий может вырастать система контингентной комплексности, упорядочивающая эффективность которой делает эту систему во многом независимой от ее исходных условий.

 

 

 

 

 

4. Риск власти

Власть в общем и широком смысле есть господство одного над другим или другими.

Она представляет собой жизненно-мировую универсалию существования общества. Она структурируется на макросоциологическом уровне, охватывая всю систему общества, на микросоциологическом уровнях, в процессе отдельных социальных взаимодействий и отношений, как психологическая и социально-психологическая реалия.

Правомерно  говорить о таких каузальных следствиях возрастания фактора риска власти, передаваемого через различного рода кризисные явления в социальных системах, как:

  • «чрезмерность» власти (злоупотребления властью);
  • «недостаточность» власти;
  • инфляция власти;
  • потеря контроля над властью.

Дефицит власти представляет собой потерю функциональности, явную неэффективность. Крайняя степень такого дефицита - распад власти. Угроза власти определяется таким социальным и организационным поведением как коррупция, терроризм, потеря контроля над властью, потеря суверенитета, безответственность, недоверие.

Согласно теории  Н. Лумана власть сегодня стремится  владеть достоверной, полной и всесторонней информацией. Но наличие дифференцированных средств коммуникации не дает возможности «репрезентировать общую реальность», а, следовательно, достоверность информации остается относительной. К тому же происходит выбор процессов, которые будут фигурировать в информационном сообщении, и, как следствие, в современных обществах утверждается селективное сознание. А результат всего этого процесса – увеличение ошибок управления, которое только усиливает риски.

Следуя размышлениям Н. Лумана, можно сказать, что «риск» смещается в сторону проблем  предметной адекватности действий власти и социального консенсуса». Если раньше существовала опасность «чрезмерной власти», то в наши дни угроза состоит в «недостаточной власти». Как результат – появление нового риска, риска неэффективности власти, ее распада и  утраты былой функциональности. Власть частично теряет свои функции в результате того, что она стремится к консенсусу с обществом, к достижению согласия с его представителями. Но при этом она перестает быть тем элементом социальной системы, который способен полноценно управлять обществом, влиять на него исходя из своих собственных целей и собственных приоритетов.

Информация о работе Феномен власти