Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:35, контрольная работа
Представленная мною работа посвящена теме: Философская концепция человека, его природа, сущность и предназначение.
Целью данной контрольной работы является выявление природы, сущности и назначения человека.
Опираясь на цель исследования, мною были поставлены следующие задачи:
- выявить специфику и актуальность философского решения проблемы человека;
- проанализировать философскую концепцию человека;
- исследовать природу, сущность и назначение человека;
Введение…....……………………………………………………………………...3
1. Специфика и актуальность философского решения проблемы человека…………………………………………………………………..………..4
2. Философская концепция человека……………………………………….5
3. Природа, сущность и предназначение человека…..……………………6
4. Антропосоциогенез и его комплексный характер……………...……...15
Заключение……………………….…………………………………………...….19
Список используемой литературы….…………………………………………..20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Вечерне-заочный факультет
Кафедра Философии
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
по дисциплине: « Философия »
на тему: «Философская концепция человека. Природа, сущность, предназначение человека»
Студентка: Ф.И.О.
Группа:
Выполнила: 20 апреля 2009 г.
Руководитель: ФИО.
Мурманск, 2010
Содержание
Введение…....……………………………………………
1. Специфика
и актуальность философского
решения проблемы человека……………
2. Философская концепция человека……………………………………….5
3. Природа, сущность и предназначение человека…..……………………6
4. Антропосоциогенез и его комплексный характер……………...……...15
Заключение……………………….…………………………
Список используемой
литературы….…………………………………………..
Ведение
Представленная мною работа посвящена теме: Философская концепция человека, его природа, сущность и предназначение.
Целью данной контрольной работы является выявление природы, сущности и назначения человека.
Опираясь на цель исследования, мною были поставлены следующие задачи:
- выявить специфику и актуальность философского решения проблемы человека;
- проанализировать философскую концепцию человека;
- исследовать природу, сущность и назначение человека;
- рассмотреть антропосоциогенез и его комплексный характер.
Методами необходимыми для моего исследования было использование дополнительной литературы; поисковый анализ; систематизация данных.
Выбор данной темы продиктован её очевидной актуальностью, поскольку проблема человека в философии всегда относилась к разряду «вечных» проблем, постоянных для всех времен.
Что такое человек? Какова сущность человека? Каково его предназначение? На эти вопросы в различные исторические эпохи по-разному отвечает философия и наука, обнаруживая различные подходы в анализе и осознании тех или иных отношений человека к миру, к космосу.
Проблема человека, являясь всегда центральной для философии, не всегда ею осознавалась в качестве таковой и не всегда формулировалась как предмет философского познания. Поэтому в различных философских течениях даются не только разные ответы на вопрос, что есть человек, но и по-иному понимается содержательность самой проблемы1.
1. Специфика и актуальность философского решения проблемы человека
В иерархии философских приоритетов, ценностей человек часто определяется как «центральная проблема», как более существенное и центральное, нежели любой другой философский вопрос, как центральная тема, то есть как то, что имеет самое видное, важное, первостепенное значение.
Такое место человека в системе философского знания определило то, что все формы человеческого знания связаны между собой. То есть наука, религия, политико-правовые, этические, эстетические, экономические и иные учения все они прямо связывают центральную проблему с человеком.
По всей своей безграничности рассмотрения человека, можно назвать только одну более специализированную дисциплину, изучающую в полном объеме человека, это антропология2. Сегодня в этот объём вместе с философской антропологией входят также историческая, религиозная (теологическая), социальная, политическая, природно-биологическая (естественнонаучная), экологическая, экономическая, культурологическая, психоаналитическая и некоторые другие её формы. Это прямо связано с многоликостью человека, его существованием в качестве человека экономического (производителя и потребителя), психологического (действующего исходя из мотивов, включая скрытые), социологического (носителя общественных ролей), социального (обращённого к другим людям), религиозного (связанного с культовыми действиями), политического (участвующего в делах государства, политики), социально-культурного (носителя норм, свойств, привычек, связанных с культурой и цивилизацией), эстетического (творящего самого себя, обладающего структурой эстетического типа), природного (основанного на наследственности), теоретического (стремящегося к объяснению, истине, к теоретизированию) и т.д.
Только такая многообразная и единая антропология, далеко не сводимая к её философской части, способная быть наукой о человеке в целом, дать о нём интегральное, целостное знание.
2. Философская концепция человека
Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы человека. Его природа и смысл существования.
Философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на две группы:
1) объективистские;
2) субъективистские.
Объективистские - такие, где человек и окружающий его мир, понимается как существо, находящееся во всецелой или определяющей зависимости от объективных сфер, принципов и норм космоса, мировой разумности, вечных идей и сущностей, божественного проведения, природы, абсолютного духа, фаталистически понимаемой исторической необходимостью.
Субъективистские – такие, где бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного «Я», через него, а человек понимается как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер и установлений. Субъективисты ищут основания общечеловеческого, индивидуального, а, в конечном счете, и всякого другого бытия, в глубинных сферах внутренней индивидуальной жизни человека. На создание синтетической концепции человека с помощью объективистского и субъективистского подходов, в современной философии направлены две философские школы:
- «философская антропология»;
- марксистская философия.
Рассмотрим более внимательно, как разрешается в данных философских школах проблема человека.
2. Природа, сущность и предназначение человека
Человек разумный сформировался около 50 тысяч лет назад, хотя предыстория человека уходит на глубину до 1,5 - 2 миллионов лет, когда на Земле появился человек прямоходящий. Произошло это в Восточной Африке в силу ряда причин, о которых до сих пор идет горячая дискуссия среди антропологов, геологов, биологов, экологов. Скорее всего, в это время создалось достаточно уникальное сочетание ряда факторов, среди которых и изменения климата, и колебания радиационного фона планеты, и возможные воздействия ближнего Космоса на Землю. Почти все согласны с тем, что этот процесс был длительным, знал свои скачки и периоды плавного развития.
Очевидно также, что не мало линий в эволюции приматов оказались тупиковыми, а их представители (например, неандерталец) вымерли. Современные генетики считают, что человечество произошло от так называемой «африканской Евы», - женщины, жившей в Африке примерно 100 - 200 тысяч лет назад3.
Для философского осмысления данного процесса наиболее важен факт увеличения объема черепа и мозга в процессе эволюции. Во многом это было связанно с переходом к большему потреблению пищи с высоким содержанием животного белка. Развивалась и обогащалась новыми связями, прежде всего кора головного мозга, которая у современного человека имеет около 15 миллиардов нервных клеток. Этот процесс носит название «цефализация», и именно он обусловил предпосылки для развития речи, мышления и трудовых действий. Кроме того, для человеческого мозга очень характерна асимметрия полушарий, их функциональная специализация. Левое полушарие обеспечивает такие функции, как двигательное поведение, речь, абстрактное познание мира, а правое - непосредственное восприятие и эмоционально-чувственное познание мира. Это имеет отношение и к особенностям мышления и поведения людей в странах Востока и Запада, и к объяснению таких явлений, как право- и леворукость, восприятие времени и т. д.
Итак, природное
развитие подготовило субстрат для
возникновения принципиально
- генетический, лежащий в основе биологической эволюции;
- культурно-лингвистический,
характеризующий специфику
Размышление о сущности человека, о том, кто он есть, всегда было основным для философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное - это отношение человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин - животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше - «больное животное», М. Шеллер - «неудовлетворенное животное»4.
Человека боготворили, и, напротив, подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратится» и поэтому, как говорил царь Соломон, все «суета сует и томление духа». Жизнь человека то ничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно очевидно стало это в конце XX века, когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и, в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность - это человек.
Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и т.д. Вместе с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Она является центральным для философской антропологии, то есть области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX веков и получила особое развитие в XX веке, причем не только как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности.
Эти два основных понятия, то есть «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком - то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств.
Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающем образом, исходя из какого - то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось вначале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за приделы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой - то одной, раз и навсегда данной ему «природы», так же как и неизменной «сущности». И то и другое - исторически изменяющиеся характеристики человека. Сказать, что человек по своей «природе» добр или зол, эгоистичен или альтруистичен, раб или царь, червь или частица Космоса, - значит выразить только частичное, абстрактное знание о человеке. Поэтому определения природы и сущности человека не исходный пункт для философии, а ее конечная цель. Более того, и природу и сущность человека невозможно выразить в каком - то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятия выражают коренное и не устранимое противоречие человеческого бытия.
Суть его в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно - природе и обществу, телу и духу. Человек, так или иначе, решает эту проблему, которую можно назвать проблемой существования.
Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. К. Маркс усматривал сущность человека в совокупности общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи. Чтобы понять, как, когда и почему возникают общественные отношения, необходимо обратиться к генезу (происхождению) человеческого рода, к ранним этапам его эволюции5.
Предназначение человека можно охарактеризовать следующим.
Великий немецкий философ И. Кант сформулировал в конце XVIII века четыре основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества:
- Что я могу знать?
- Что я должен знать?
- На что я смею надеяться?
- Что такое человек?
Он считал, что
на первый вопрос должна ответить метафизика
(т. е. философия), на второй - мораль, на
третий - религия, на четвертый - антропология.
Философу, прежде всего, следует определить
источники человеческого знания
Информация о работе Философская концепция человека. Природа, сущность, предназначение человека