Формальные и неформальные социальные институты общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 23:44, доклад

Описание работы

Распространение институционального подхода является сегодня характерным для большинства областей гуманитарного знания. Институты, являвшиеся ранее преимущественно объектом исследования правоведов и социологов, стали предметом экономической науки, антропологии, политологии и т.д.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..3
Отличительные и общие признаки формальных и неформальных институтов……………………..………….…....5
Преимущества и недостатки формальных и неформальных институтов…………………………………….….………..……..8
Современное состояние институциональной структуры общества…………………………………………….……..……11
Заключение……………………………….…………….……….17
Список использованной литературы………………………….19

Файлы: 1 файл

referat-formalnye_i_neformalnye_sotsialnye_in.docx

— 40.04 Кб (Скачать файл)

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                       ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  

                               ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

    РЕФЕРАТ    ПО КУРСУ   СОЦИОЛОГИИ

НА ТЕМУ:  «Формальные и неформальные социальные институты общества»

       

 

 

                                                            Выполнила: студентка

                                                      3 курса гр. ПБ-105  Иринина

                                                       Ксения Александровна

 

                                                        Приняла: доцент, к.и.н.

                                    Пожалова Татьяна Васильевна

               

 

                        Воронеж 2013г.

                           ОГЛАВЛЕНИЕ:

   Введение…………………………………………………………..3

  1. Отличительные и общие признаки формальных и неформальных институтов……………………..………….…....5
  2. Преимущества и недостатки формальных и неформальных институтов…………………………………….….………..……..8
  3. Современное состояние институциональной структуры общества…………………………………………….……..……11

    Заключение……………………………….…………….……….17

    Список использованной  литературы………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Распространение институционального подхода является сегодня характерным  для большинства областей гуманитарного  знания. Институты, являвшиеся ранее  преимущественно объектом исследования правоведов и социологов, стали предметом  экономической науки, антропологии, политологии и т.д.

С помощью институционального подхода, как новой научной методологии XXI в. возможно понимание социальной реальности на современном, более глубоком и сущностном уровне. Представление  об обществе и его важнейших сферах как институциональных комплексах позволяет определить социальные механизмы  выживания и развития разных типов  государств. При таком подходе, когда  институты рассматриваются не как  факторы, но как собственно содержание социальных отношений, возникает задача их выявления, а также изучения закономерностей  функционирования.

Социальная практика показывает, что  для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые  типы социальных отношений, сделать  их обязательными для членов определенного  общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится  к тем социальным отношениям, вступая  в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для  успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве  материальных благ заставляет людей  закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать  подрастающее поколение и воспитывать  молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Системы социальных ролей, статусов и санкций создаются  в виде социальных институтов, которые  являются наиболее сложными и важными  для общества видами социальных связей.  
Социальный институт-это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Это достаточно стойкие формы организации и регулирования совместной деятельности людей. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальные институты руководят поведением членов общества через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества или нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Социальные институты классифицируются на основании содержания и функций, которые они выполняют - экономические, политические, воспитательные, культурные, религиозные.

 Все вышесказанное определяет  несомненную актуальность рассматриваемой  темы.

Цель данного исследования –  раскрыть функционирование формальных и неформальных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ И ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛНЫХ ИНСТИТУТОВ.

Они различаются, прежде всего, по характеру  организации. Деятельность формального  института основана на строго установленных  предписаниях (право, устав, должностные  инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия, школа. Формальные институты осуществляют управленческие и контрольные функции на основе строго установленных санкций, о  которых речь пойдет далее.

Формальные институты опираются на соответствующую законодательную базу.

Для функционирования государства  существует законодательство, определяющее форму власти, структуру, задачи и  функции лица, уполномоченного занимать место его главы, Конституция  как основной закон государства. Этому законодательству подчиняются  все граждане государства.

Суд как социальный институт осуществляет свою деятельность также на основе законодательства. Его деятельность фиксируется и регулируется нормами  права. Суд несет прежде контролирующую, а затем уже карательную функцию  по отношению к субъектам общества, не желающим жить по его законам. Различаются  многие отрасли права для различных  областей общественной жизни – административное, хозяйственное, уголовное, жилищное, семейное и другие виды.

Деятельность армии как социального  института направлена на оборону  государства и защиту его от внешних  врагов. Деятельность этого социального  института полностью регламентирована на основе Устава, которому подчиняются  все военнослужащие. Однако действие устава не распространяется на гражданское  население.

Формальные институты имеют специальные учреждения.

Эти учреждения призваны осуществлять функции, заложенные в деятельности института. Формальные институты чаще всего являются бюрократиями, в которых обязанности чиновников обезличены, т. е. выполняются как бы независимо от их личных качеств. Именно поэтому они подвержены своего рода болезням. Во время революций или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых задач. С другой стороны, формирование новых институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьезными трудностями неурегулированности новых социальных отношений и поддержания общественного порядка. Можно сказать, что мы не замечаем деятельности формального социального института, когда он работает качественно и непрерывно, но сразу видим неполадки в осуществлении его функций.

Функции формального института реализуют специальные лица, обладающие полномочиями.

Такие люди, как правило, называются чиновниками. Их обязанность – осуществлять функции, которые возложены на данный социальный институт.

Их права, обязанности и положение  в социальной иерархии института  жестко закреплены.

Однако кроме формальных институтов в обществе существуют также институты  неформальные. Они играют не менее  важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах.

Неформальные институты представляют собой обычаи, сложившиеся в обществе.

По формам они часто совпадают  с неосновными институтами. Цели, методы и средства решения задач  в таком случае не установлены  строго и не зафиксированы в виде документа. Эти институты также  выполняют управленческие и контрольные  функции в самом широком социальном смысле. Они являются результатом  социального творчества и волеизъявления граждан. Социальный контроль в таких  институтах осуществляется при помощи норм, зафиксированных в общественном мнении, традиции, т. е. на основе неформальных санкций. Кстати, часто общественное мнение и традиции – более эффективные средства контроля, чем нормы права или другие формальные санкции. Например, в 20-30 гг. служба в армии воспринималась действительно как почетная обязанность мужчины – защищать свою Родину и своих близких, и никому в голову не приходило уклоняться от службы. Это вызвало бы не только преследование со стороны закона, но и всеобщее презрение со стороны соседей, коллег, родных и близких. Однако сегодня служба в армии воспринимается совсем иначе. И хотя уголовное преследование за уклонение от службы осталось, общественное мнение скорее поддерживает и одобряет уклонистов, чем осуждает. Это может также говорить о дефектах в функциях армии как социального института.

Примеры неформальных институтов: очередь в магазине, семейные праздники, выпускной бал и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ  ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛНЫХ ИНСТИТУТОВ.

К преимуществам неформальных институтов можно отнести, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям. Во-вторых, возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы).

Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил.

Проблема с интерпретациями правил возникает тогда, когда взаимодействуют люди разной культуры, разного опыта, а также тогда, когда информация распространяется с искажениями. Эффективность санкций низка тогда, когда люди не боятся подвергнуться остракизму, оценивая вероятность наказания как незначительную в сравнении с выгодами от девиантного поведения, когда они знают, что осуществление наказания связано с издержками. Кроме того, при функционировании неформальных институтов могут возникать дискриминационные правила в отношении тех или иных групп (например, против рыжих, цыган или низкорослых).

Очевидно, что в настоящее время для эффективного функционирования общества одних неформальных институтов недостаточно. Социальные и экономические отношения сегодня становятся все менее и менее персонифицированными. Все чаще люди взаимодействуют с «чужаками», и эти отношения уже не столь прочны и безальтернативны, как прежде, когда круг деловых партнеров был узок. Из-за анонимности отношений оказываются малоэффективными стратегии, подразумевающие разрыв каких-либо контактов с нарушителями обязательств. Чем более развито общество, чем более оно урбанистично, тем менее эффективны неформальные институты. Кроме того, чем оно шире, тем меньше шансов, что правила, лежащие в основе неформальных институтов, будут одинаково трактоваться всеми участниками взаимодействия, что также может приводить к неэффективности.

Наиболее известные исторические фигуры, кодифицировавшие формальные правила: Хаммурапи (1792—1750 до н. э.), Вавилония; Солон (594—560 до н. э.), Афины.

Во-первых, формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию. Кодификация правил, их официальная фиксация и запись в виде предписания или закона дает возможность индивидам экономить на информационных издержках, делает понятнее санкции за нарушение этих правил, устраняет содержащиеся в них противоречия.

Во-вторых, формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника. Если отношения не являются постоянно повторяющимися, то их участников невозможно принудить неформально к исполнению правила, поскольку механизмы репутации не работают. Чтобы такие отношения были эффективны, требуется вмешательство третьей стороны. Например, будучи членом общества, человек, извлекает из такого своего положения определенные выгоды, но он может отказываться нести издержки, связанные с этим положением. Чем многочисленнее общество, тем выше стимулы к проявлению стратегии безбилетника, что делает данную проблему особенно острой для больших групп с безличными отношениями и обуславливает необходимость внешнего вмешательства.

В-третьих, формальные правила могут противодействовать дискриминации. Институты, спонтанно возникающие внутри группы, часто устроены так, что инсайдеры имеют преимущества перед аутсайдерами. Скажем, главное условие эффективности коммерческих сетей — малое количество участников и эксклюзивность участия за счет высоких барьеров входа. Как показывает опыт, неформальные институты сетевой торговли и финансов способствуют экономическому развитию лишь до определенного уровня, а далее только формальные институты могут обеспечить отдачу от масштаба, ибо только они способны создать атмосферу доверия и дать возможность новичкам свободно входить на рынок. И подобное вмешательство извне, противодействующее дискриминации и создающее условия для экономического роста, требуется достаточно часто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА.

Когда мы говорим о системе  общественных институтов, то представляем социальное строение как комплекс взаимосвязанных функциональных сфер, в котором большие группы людей подразделены на коллективы, выполняющие важные для развития общества задачи. Своей деятельностью они постоянно культивируют (взращивают, восстанавливают, подпитывают, поддерживают, развивают) ткань общественных отношений, характер социальной организации, возможности воспроизводства.

Для того чтобы  возник и развился такой структурный  элемент общества, как социальный институт, нужны особые условия:

1) в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная), 
становится главной предпосылкой становления нового института;

2) должны   быть   в   наличии   операциональные   средства   удовлетворения   этой 
потребности, т.е. сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, 
операций, частных целей, реализующих новую потребность;

  1. чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые 
    общество должно стабильно пополнять;
  2. для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система 
    знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).

Информация о работе Формальные и неформальные социальные институты общества