Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:28, реферат
Мечты о совершенном устройстве общества пронизывают творчество многих писателей и философов Средневековья, Возрождения и последующих эпох. «Рай» и «Божественная комедия» Данте, где воплощен идеал автора - патриархальная Флоренция прошлого, Телемская обитель в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Рабле. «Сон в летнюю ночь» и «Буря» Шекспира, утопия из «Дон Кихота» Сервантеса, страна гуигнгнмов в «Путешествии Гулливера» Свифта — все это свидетельства поисков страны мира, счастья и благоденствия.
1. Введение.
2. Формирование идей утопического социализма.
3. Томас Мор и Томмазо Кампанелла. «Утопия» Томаса Мора.
4. Сен-Симон Клод Андри де Рувуа, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.
5. Утопический социализм в России.
6. К. Маркс, Ф. Энгельс.
7. Заключение.
Содержание:
1. Введение.
2. Формирование идей утопического социализма.
3. Томас Мор и Томмазо Кампанелла. «Утопия» Томаса Мора.
4. Сен-Симон Клод Андри де Рувуа, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.
5. Утопический социализм в России.
6. К. Маркс, Ф. Энгельс.
7. Заключение.
1. Введение.
Описания никогда не существовавших стран и районов, где человек счастлив и беззаботен, земля щедра и обильна, образ жизни правилен, здоров и разумен, существовали издревле. В фольклоре и памятниках письменности разных народов нашло свое отражение изначально присущее людям стремление к Золотому веку всеобщего равенства, братства, любви и благоденствия.
Мечты о совершенном устройстве общества пронизывают творчество многих писателей и философов Средневековья, Возрождения и последующих эпох. «Рай» и «Божественная комедия» Данте, где воплощен идеал автора - патриархальная Флоренция прошлого, Телемская обитель в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Рабле. «Сон в летнюю ночь» и «Буря» Шекспира, утопия из «Дон Кихота» Сервантеса, страна гуигнгнмов в «Путешествии Гулливера» Свифта — все это свидетельства поисков страны мира, счастья и благоденствия.
Таким образом, тема работы является актуальной, поскольку идея социальной справедливости на протяжении многих столетий является императивом творчества множества философов, историков, социологов, экономистов и представителей других наук.
2. Формирование идей утопического социализма.
Утопический социализм – это предшествующее научному коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил.
Хотя
идеи великих социалистов –
Трудно сказать точно, когда и кем впервые было употреблено слово "социализм". Принято считать, что это произошло в 1834 г., когда была опубликована книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме". Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" данной темы Роберт Оуэн.
Слово
социализм не имело тогда строго
определенного содержания. Оно обозначало
весьма пеструю совокупность убеждения
и надежд на установление справедливого
общественного порядка, в котором
эгоизм и своекорыстие владельческих
классов будут преодолены на началах,
исключающих неравенство в
Эту
совокупность социалистических теорий
принято определять понятием "утопических".
Слово утопия впервые было произнесено
автором одноименной книги
«...
Первоначальный социализм был утопическим
социализмом. Он критиковал капиталистическое
общество, осуждал, проклинал его, мечтал
об уничтожении его, фантазировал о
лучшем строе, убеждал богатых в
безнравственности
В чем причины появления этих идей и их популярности? Историки объясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями.
Важное значение для развития экономической мысли западного средневековья имели социальные утопии. Зарождение утопических идей можно найти у всех народов в легенде о прошлом «золотом веке», которая идеализировала общинный строй и господствовавшее в нем социальное равенство людей. Подобные фантастические изображения встречаются в фольклоре народов Древнего Египта, Индии, Китая и Юго-Восточной Азии. В Древней Греции мыслители вели дискуссии об общественном неравенстве и «естественном» состоянии общества, о легендарных уравнительных реформах в Спарте и платоновской утопии кастового рабовладельческого коммунизма.
На
формирование идей утопического социализма
большое влияние оказывало
В условия
классического средневековья
В позднем средневековье социальные утопии оказываются более многочисленными, излагаются более обстоятельно. Появляется немало специальных сочинений. Роль мистического элемента уменьшается, авторами рисуется более реалистическая картина общества будущего.
3. Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
В идеях утопического социализма 16 в. содержались уже первые элементы глубокой критики нарождавшегося буржуазного общества и сознания того, что осуществление гуманистических идеалов требует подлинно человечного, коммунистического общества. В коммунистических утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы утопический социализм сделал важнейший шаг вперёд от идеи общности потребления к идее общественной собственности и организации хозяйственной жизни общества как единого целого; от идеала замкнутой патриархальной общины к идеалу крупного политического образования в виде города или федерации городов, к признанию важнейшей роли государственной власти в утверждении основ разумного общественного строя.
«Утопия» Томаса Мора.
Европейскому
обществу XVI столетия, основанному
на социальном неравенстве, Т. Мор
противопоставлял свой идеал - глубоко
продуманную схему
Поскольку в Утопии все население занято общественно полезным трудом, там изобилие продуктов, необходимых "для жизни и ее удобств", и действует и действует справедливый принцип распределения всех материальных благ - по потребностям.
4. Сен-Симон Клод Андри де Рувуа, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.
К важнейшему историческому рубежу в развитии утопического социализма подошли в начале 19 в. великие социалисты-утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн, с особой силой выразившие разочарование буржуазным обществом самых передовых представителей его интеллигенции. Они создали новое направление критико-утопического социализма и коммунизма, вскрыли царящую при капитализме анархию производства, противоположность частнособственнических интересов интересам общества, преобладание паразитических элементов над производительными, фальшь разглагольствований о «правах человека» без обеспечения ему права на труд, моральное разложение господствующих классов и растлевающее воздействие капитализма на личность.
Критико-утопический социализм
Высказав ряд гениальных
Идеи критико-утопического
5. Утопический социализм в России.
Высшего развития материалистические тенденции утопического социализма достигли лишь в России.
Россия позднее западноевропейских стран вступила на путь капиталистического развития. Лишь к середине XIX века в России налицо признаки, характеризующие кризис феодально-крепостнического строя. В силу этих причин закат западно-европейского утопического социализма по времени совпадает с его восходом в России.
Социальная структура российского общества в основном была представлена крестьянством. Именно его интересы представляла передовая русская социально-политическая мысль того времени, в лице А.И. Герцена (1812-1870), В.Г. Белинского (1811-1848), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), К.А. Добролюбова (1836-1861), учение которых ближе всего стояло к научному коммунизму, являлось высшей ступенью в развитии утопического социализма. Утопический социализм русских революционных демократов в целом нашел свое выражение в так называемом русском общинном социализме А.И. Герцена. В основе его учения находилось идеалистическое положение о том, что крестьянская община с ее традиционными формами владения землей и самоуправления является носителем социалистических отношений в социально-экономической жизни России, т.е. основы социалистического строя заложены в Российской деревне. Взамен капитализма Герцен предлагает социализм, который опирается на крестьянскую общину и ремесленную артель при демократической народной власти. При этом необходимым условием является уничтожение крепостнических отношений и самодержавия. Таким образом, в творчестве Герцена четко прослеживаются две линии - теоретическая и практическая, направленные на разработку революционной теории и ее реализацию в специфических условиях России. Социалистические идеи Герцена были развиты с позиций революционного демократизма в творчестве В.Г. Белинского. Основной социальной силой, способной создать демократическую республику, Белинский считал революционное крестьянство. Он выступает как открытый сторонник крестьянской революции. Историческая заслуга Белинского в развитии передовой русской социальной мысли состоит в том, что идею народной революции он тесно связал с идеей социализма, что вкорне отличает его мировоззрение от критического утопического социализма Западной Европы.
Особое
место в истории утопического
социализма занимает учение Н.Г. Чернышевского.
В основе его взглядов о социологии,
так же как и у Герцена, - общинное
землевладение. Исходя из этого, Чернышевский
считает, что специфические особенности
России, а именно - традиционная крестьянская
община, уменьшают тиски
Информация о работе Формирование идей утопического социализма