Формирование идей утопического социализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

Мечты о совершенном устройстве общества пронизывают творчество многих писателей и философов Средневековья, Возрождения и последующих эпох. «Рай» и «Божественная комедия» Данте, где воплощен идеал автора - патриархальная Флоренция прошлого, Телемская обитель в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Рабле. «Сон в летнюю ночь» и «Буря» Шекспира, утопия из «Дон Кихота» Сервантеса, страна гуигнгнмов в «Путешествии Гулливера» Свифта — все это свидетельства поисков страны мира, счастья и благоденствия.

Содержание работы

1. Введение.
2. Формирование идей утопического социализма.
3. Томас Мор и Томмазо Кампанелла. «Утопия» Томаса Мора.
4. Сен-Симон Клод Андри де Рувуа, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.
5. Утопический социализм в России.
6. К. Маркс, Ф. Энгельс.
7. Заключение.

Файлы: 1 файл

Утопический соц..docx

— 26.36 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1. Введение.

2. Формирование  идей утопического социализма.

3. Томас Мор и Томмазо Кампанелла. «Утопия» Томаса Мора.

4. Сен-Симон  Клод Андри де Рувуа, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.

5. Утопический социализм в России.

6. К. Маркс, Ф. Энгельс.

7. Заключение.

 

1. Введение.

Описания  никогда не существовавших стран  и районов, где человек счастлив и беззаботен, земля щедра и  обильна, образ жизни правилен, здоров и разумен, существовали издревле. В  фольклоре и памятниках письменности разных народов нашло свое отражение  изначально присущее людям стремление к Золотому веку всеобщего равенства, братства, любви и благоденствия.

Мечты о совершенном устройстве общества пронизывают творчество многих писателей  и философов Средневековья, Возрождения  и последующих эпох. «Рай» и  «Божественная комедия» Данте, где  воплощен идеал автора - патриархальная Флоренция прошлого, Телемская обитель в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Рабле. «Сон в летнюю ночь» и «Буря» Шекспира, утопия из «Дон Кихота» Сервантеса, страна гуигнгнмов в «Путешествии Гулливера» Свифта — все это свидетельства поисков страны мира, счастья и благоденствия.

Таким образом, тема работы является актуальной, поскольку идея социальной справедливости на протяжении многих столетий является императивом творчества множества философов, историков, социологов, экономистов и представителей других наук.

2. Формирование идей утопического социализма.

Утопический социализм – это предшествующее научному коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов  общественного развития и его  движущих сил.

Хотя  идеи великих социалистов – утопистов  нередко представляли собой фантастическое описание будущего строя, тем не менее были порождены условиями материальной жизни общества, отражали стремление определенных классов. В коренном переустройстве возникавшего капиталистического способа производства были заинтересованы трудящиеся массы и рабочий класс, который к тому времени уже сформировался.    

Трудно  сказать точно, когда и кем  впервые было употреблено слово "социализм". Принято считать, что это произошло в 1834 г., когда была опубликована книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме". Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" данной темы Роберт Оуэн.

Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания. Оно обозначало весьма пеструю совокупность убеждения  и надежд на установление справедливого  общественного порядка, в котором  эгоизм и своекорыстие владельческих  классов будут преодолены на началах, исключающих неравенство в распределении  собственности и доходов.

Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических". Слово утопия впервые было произнесено  автором одноименной книги Томасам  Мором в 16 в.  Он придумал это слово, в буквальном переводе с греческого оно означает - "место, которого нет". Словом "утопический" характеризуют идеи и представления,  осуществление которых либо невозможно, либо крайне затруднено.

«... Первоначальный социализм был утопическим  социализмом. Он критиковал капиталистическое  общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о  лучшем строе, убеждал богатых в  безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог  указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть  законы его развития, ни найти общественную силу, которая способна стать творцом  нового общества» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 46).

В чем  причины появления этих идей и  их популярности? Историки объясняют  факт рождения социалистического идеала историческими условиями.

Важное  значение для развития экономической мысли западного средневековья имели социальные утопии. Зарождение утопических идей можно найти у всех народов в легенде о прошлом «золотом веке», которая идеализировала общинный строй и господствовавшее в нем социальное равенство людей. Подобные фантастические изображения встречаются в фольклоре народов Древнего Египта, Индии, Китая и Юго-Восточной Азии. В Древней Греции мыслители вели дискуссии об общественном неравенстве и «естественном» состоянии общества, о легендарных уравнительных реформах в Спарте и платоновской утопии кастового рабовладельческого коммунизма.

На  формирование идей утопического социализма большое влияние оказывало социальное учение раннего христианства, проповедовавшее общечеловеческое равенство и братство людей, евангельский идеал общинного патриархального строя с потребительским коммунизмом в быту. Однако, всё более проникаясь проповедью примирения с земным злом и обещанием компенсации социальной несправедливости в потустороннем мире, христианство направило утопическую мысль в русло религиозной утопии, затормозив тем самым развитие социалистических идей.

В условия  классического средневековья утопические  идеи находят отражение в ересях, в частности тех, в которых  борьба народных масс против угнетения принимает форму хилиазма. Хилиастическое  учение в 12 веке развивал калабрийский монах Иоахим Флорский, который мечтал о «тысячелетнем царстве» будущего, незнающего войн, нищеты, рабства и частной собственности.

В позднем  средневековье социальные утопии оказываются  более многочисленными, излагаются более обстоятельно. Появляется немало специальных сочинений. Роль мистического элемента уменьшается, авторами рисуется более реалистическая картина общества будущего.

3. Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

В идеях  утопического социализма 16 в. содержались уже первые элементы глубокой критики нарождавшегося буржуазного общества и сознания того, что осуществление гуманистических идеалов требует подлинно человечного, коммунистического общества. В коммунистических утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы утопический социализм сделал важнейший шаг вперёд от идеи общности потребления к идее общественной собственности и организации хозяйственной жизни общества как единого целого; от идеала замкнутой патриархальной общины к идеалу крупного политического образования в виде города или федерации городов, к признанию важнейшей роли государственной власти в утверждении основ разумного общественного строя.

«Утопия»  Томаса Мора.

Европейскому  обществу XVI столетия,  основанному  на  социальном неравенстве, Т. Мор  противопоставлял свой идеал - глубоко  продуманную схему общественного  строя,  при котором  нет частной  собственности.  Все  материальные  блага принадлежат здесь большинству. Общими в Утопии являются не только природные богатства - земля и  ее недра,  но и вся продукция  общественного производства,  которая  также поступает в распоряжение всех  граждан.  Государство  в  лице сената производит учет и распределение  продуктов потребления в интересах  всего общества.  В  отличие  от некоторых древних утопий,  например государства Платона,  главное  внимание  уделявших  общественному  потреблению  и провозглашавших  общность потребления,  Т.  Мор  основное значение придавал поиску справедливой системы  организации  производства.  В  Утопии  изобилие всех материальных благ. Каковы его источники? Прежде всего, в Утопии нет частной собственности,  а  производительный труд обязателен для всех. Здесь нет праздных:  кроме земледелия,  которым  заняты  все, каждый  изучает какое-либо ремесло как специальное,  а иногда даже и несколько ремесел.  Таким образом, в Утопии совсем нет людей, которые бы вели паразитический образ жизни.

Поскольку в Утопии все население занято общественно полезным трудом,  там  изобилие продуктов, необходимых "для  жизни и ее удобств",  и действует  и  действует  справедливый  принцип  распределения всех материальных благ - по потребностям.

4. Сен-Симон Клод Андри де Рувуа, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.

К важнейшему историческому рубежу в развитии утопического социализма подошли в начале 19 в. великие социалисты-утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн, с особой силой выразившие разочарование буржуазным обществом самых передовых представителей его интеллигенции. Они создали новое направление критико-утопического социализма и коммунизма, вскрыли царящую при капитализме анархию производства, противоположность частнособственнических интересов интересам общества, преобладание паразитических элементов над производительными, фальшь разглагольствований о «правах человека» без обеспечения ему права на труд, моральное разложение господствующих классов и растлевающее воздействие капитализма на личность.

  Критико-утопический социализм в  своих произвольных, фантастических  исторических конструкциях утверждал  вместе с тем понимание закономерности  смены форм собственности и  основанных на них форм производства  в поступательном развитии человечества. Он видел первоочередную задачу  общественного преобразования в  создании крупного общественного  производства, основанного на свободном  труде и планомерно применяющего  достижения науки и техники.  Преодолевая представление о  всеобщем аскетизме и уравнительности  при социалистическом строе, критико-утопический  социализм выдвинул социалистический  принцип распределения «по способностям»  и изобразил будущее общество  как общество изобилия, обеспечивающее  удовлетворение человеческих потребностей  и расцвет личности.

  Высказав ряд гениальных догадок  и зародышевых концепций материалистического  историзма, Сен-Симон, Фурье, Оуэн  и их ученики всё же не  сходили с почвы идеалистического  мировоззрения. Они считали конечной  движущей пружиной общественно-исторического  развития смену религиозных и  нравственных идей общества, не  понимали важнейшей исторической  роли классовой борьбы народных  масс и видели в пролетариате  лишь страдающий класс. Для  укрепления сотрудничества пролетариата  и буржуазии критико-утопический  социализм возрождал религиозные  идеи. «Значение критико-утопического  социализма и коммунизма, – писали  К. Маркс и Ф. Энгельс, –  стоит в обратном отношении  к историческому развитию. По  мере того как развивается  и принимает все более определенные  формы борьба классов, это фантастическое  стремление возвыситься над ней,  это преодоление ее фантастическим  путем лишается всякого практического  смысла и всякого теоретического  оправдания. Поэтому, если основатели  этих систем и были во многих  отношениях революционны, то их  ученики всегда образуют реакционные  секты» (Соч., 2 изд., т. 4, с. 456). Подобными  сектами стали сенсимонизм (Б.  П. Анфантен, С.-А. Базар и др.), фурьеризм (В. Консидеран) и оуэнизм.

  Идеи критико-утопического социализма  были восприняты последующими  течениями утопического социализма, внутри которого усилилась дифференциация  буржуазного и пролетарского  направлений. Во Франции в 30–40-х  гг. 19 в. наряду с эпигонским сенсимонизмом и фурьеризмом сформировались многочисленные родственные течения буржуазного и мелкобуржуазного социализма. Эти школы реакционного и консервативного утопического социализма подвергали критике капитализм и выдвигали утопические проекты восстановления докапиталистических форм хозяйства либо объединения мелких хозяев против крупного капитала. Защищая с мелкобуржуазных позиций рабочий класс и пропагандируя как средство постепенного мирного переустройства создание производительных  ассоциаций (Б. Бюше, Л. Блан, П. Леру, К. Пеккёр) либо ассоциаций «справедливого» эквивалентного товарообмена (Дж. Грей, П. Ж. Прудон), они получили отклик в мелкобуржуазных прослойках рабочего класса. Напротив, передовые элементы рабочего движения находили выражение своих революционных устремлений в утопическом коммунизме, провозглашавшем необходимость немедленного коренного переустройства всего общества на началах «общности имуществ». В недрах революционных тайных организаций 30–40-х гг. 19 в. возрождались идеи «глобального» коммунистического переустройства общества посредством революционного переворота и революционной диктатуры (Т. Дезами, Л. О. Бланки, В. Вейтлинг и др.). Большую популярность в рабочей среде приобрела также пропаганда Э. Кабе мирного коммунистического переустройства общества. Теоретики утопического коммунизма 30–40-х гг. сформулировали важнейший принцип коммунистического распределения: «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Однако утопический коммунизм, как и утопический социализм этого периода, в целом не смог преодолеть религиозное наследие общественной мысли, нередко ссылался на традиции евангельского коммунизма (Кабе, Вейтлинг, Эскирос) и подчас выливался в борьбу конкурирующих сект.

5. Утопический социализм в России.

Высшего развития материалистические тенденции утопического социализма достигли лишь в России.

Россия  позднее западноевропейских стран  вступила на путь капиталистического развития. Лишь к середине XIX века в  России налицо признаки, характеризующие  кризис феодально-крепостнического строя. В силу этих причин закат западно-европейского утопического социализма по времени совпадает с его восходом в России.

Социальная  структура российского общества в основном была представлена крестьянством. Именно его интересы представляла передовая  русская социально-политическая мысль  того времени, в лице А.И. Герцена (1812-1870), В.Г. Белинского (1811-1848), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), К.А. Добролюбова (1836-1861), учение которых ближе всего стояло к научному коммунизму, являлось высшей ступенью в развитии утопического социализма. Утопический социализм русских революционных демократов в целом нашел свое выражение в так называемом русском общинном социализме А.И. Герцена. В основе его учения находилось идеалистическое положение о том, что крестьянская община с ее традиционными формами владения землей и самоуправления является носителем социалистических отношений в социально-экономической жизни России, т.е. основы социалистического строя заложены в Российской деревне. Взамен капитализма Герцен предлагает социализм, который опирается на крестьянскую общину и ремесленную артель при демократической народной власти. При этом необходимым условием является уничтожение крепостнических отношений и самодержавия. Таким образом, в творчестве Герцена четко прослеживаются две линии - теоретическая и практическая, направленные на разработку революционной теории и ее реализацию в специфических условиях России. Социалистические идеи Герцена были развиты с позиций революционного демократизма в творчестве В.Г. Белинского. Основной социальной силой, способной создать демократическую республику, Белинский считал революционное крестьянство. Он выступает как открытый сторонник крестьянской революции. Историческая заслуга Белинского в развитии передовой русской социальной мысли состоит в том, что идею народной революции он тесно связал с идеей социализма, что вкорне отличает его мировоззрение от критического утопического социализма Западной Европы.

Особое  место в истории утопического социализма занимает учение Н.Г. Чернышевского. В основе его взглядов о социологии, так же как и у Герцена, - общинное землевладение. Исходя из этого, Чернышевский считает, что специфические особенности  России, а именно - традиционная крестьянская община, уменьшают тиски частнособственнических отношений и облегчают переход  к социализму.

Информация о работе Формирование идей утопического социализма