Формирование личности в обществе. Социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами, способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные факторы развития личности 4
2. Социализация как процесс 14
Заключение 26
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 96.28 Кб (Скачать файл)

   Это человеческое "Я", открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное "Я" Чарльза Кули, впервые проанализировавшего процесс "Я"-открытия. Таким образом, социальное зеркало постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей человек ориентирован на мнение тех, с кем он постоянно находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального "Я" на основании оценок компетентных специалистов.

   Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы личностей, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

   Индивидуальные факторы. Индивидуальные факторы формирования личности подразумевают наличие опыта человека. Сущность их воздействия заключается в следующем: каждый может попасть в разнообразные ситуации, в ходе которых он будет испытывать внешнее влияние. Последовательность подобных моментов уникальна для любого. Но в результате прохождения этих ситуаций каждый человек потом будет предвосхищать любые события, исходя из отрицательного или положительного опыта. Поэтому, если рассматривать основные факторы формирования личности, то основополагающим станет именно уникальный индивидуальный опыт. Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имеют сходный групповой опыт? Потому что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

 

Психоаналитики утверждают, что некоторые инциденты, происшедшие  в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Известен, например, случай травматического значения маленького эпизода, когда у пятилетней девочки чужой дядя отнял и выкинул любимую куклу. Впоследствии этот эпизод повлиял на общение ставшей взрослой женщины с мужчинами. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               2. Социализация как процесс

   Социализация - это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Она возможна только в обществе и представляет собой процесс превращения человека из индивида в гражданина и личность, когда происходит усвоение ценностей, смысла и значения поступков. Это процесс становления человека полноценным членом общества. Социализация включает в себя:

  • адаптацию (приспособление),
  • воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида),
  • обучение (приобретение новых знаний) и
  • взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).

   Между тем адаптация (и др. названные понятия) - это ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям, в то время как социализация может продолжаться всю жизнь. Возможны ускоренные обучение и взросление, но не социализация.

   Процесс социализации можно рассматривать исторически и биографически (экзистенциально, личностно). Эти два разных вида, тем не менее, тесно связаны, ибо в процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения. Социализация происходит путем внутреннего освоения (интернализации) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (отца, лидера, героя) (Т. Парсонс).

   В историческом плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. В каждом историческом типе общества существуют свои особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. В древних племенах - это обряд инициации, символизировавший наступление для подростка социального взросления и ответственности. Важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы. Социализация всецело зависела от социального положения индивида (классового, сословного и т.д.). В современном обществе возникают мобильные механизмы социализации, специальные ее институты, важнейшим из которых является образование.

   Социальные группы  также обеспечивают вхождение  индивида в общественную систему. Социализация индивидуального сознания начинается в первичной группе (семья, соседская община), где есть непосредственный психологический контакт. В ней индивидуальное сознание развивается от инстинктивного самоощущения Я до социальных чувств любви, солидарности, уважения. Социальные чувства являются основой социальной организации и контроля.

      Социализация  имеет различные этапы: начальный (ранний: процесс воспитания и обучения, детство и юность) и продолженный, наступающий в результате обретения вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу и самообеспечение) и социальной (женитьба и создание собственной семьи) самостоятельности. Затем наступает зрелая социализация. Этапы социализации, таким образом, можно сопоставить с жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Социализация начинается в детстве, когда на 70% формируется человеческая личность, закладывается ее фундамент. Вместе с тем это самый незащищенный ее этап. Только успешное решение задачи каждого жизненного этапа создает возможность дальнейшего развития индивида. В противном случае ему грозит кризис, способный нарушить весь дальнейший процесс социализации.

      Выделяют агентов и институты социализации. Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации - социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. К агентам первичной социализации относят родителей, родственников, друзей и сверстников, учителей и врачей. Ко вторичным - должностных лица вуза, предприятия, армии, церкви, журналистов и т.д. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - социальных. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны, вторичной - невзаимозаменяемы и специализированы. Политическая социализация, например, означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

   Семья. В семье ребенок принимается безусловно, он ценен фактом своего существования. Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает.

Ключевая роль в социализации ребенка принадлежит маме. Главная  задача матери - привить малышу желание  принимать другого человека, слушать  его и делать ему приятное.

    По сравнению с другими институтами общества семья обладает максимальными возможностями в процессе приобщения детей к социальным ценностям и ролям.

 

 

 

   Эффективность семьи как агента социализации во многом определяется следующими факторами:

  • нравственно-психологическим микроклиматом в семье;
  • материальным и социальным статусом семьи;
  • степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери - с другой;
  • ролью отца и матери в общении с детьми;
  • структурой и составом семьи и т.д.

   Именно в семье пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особенно актуально в период перехода от детства к юности, когда ярко демонстрируется претензия на взрослость, ориентация на нормы и ценности, принятые в мире взрослых, сложные и противоречивые переживания, порождаемые стремлением подростка к идентификации себя с этим миром. Традиционная семья через процесс социализации решает задачу преемственности поколений, сохранения нравственных ценностей и установок, бытового уклада, и даже профессиональных предпочтений. Выполняет она это весьма успешно, ибо ничто так не защищает личность, как устойчивый, стабильный институт семьи. Залогом этой стабильности является преемственность традиций, социальных ролей, обычаев, которые дают возможность личности выработать устойчивые адаптационные механизмы для жизни в социуме, даже в условиях ухудшения материального и социального положения.

    Школа. В школе ребенок получает навыки общения с посторонними людьми, основы понимания социальной системы и жизни в обществе.

   Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать ребенку ощущение партнерства при участие в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы. Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности личности, но и ее социальную зрелость и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.

   То образование, которое дает школа, делится на две части. Первая - предметные знания языка, математики, естественных наук и т. п. Вторая - жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит, и то, что его мозг содержит в недоступном для сознания месте. Последняя часть опыта проявляется в стереотипах поведения, эмоций, желаниях, ценностях. И если что-то в этой части не соответствует с осознанными установленными нормами, то это, обычно, вызывает психологическую проблему. Для детей очень важно позитивное внимание, особенно со стороны взрослого. И основано оно должно быть на уважении. Дети чрезвычайно чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе. Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель - ученик приводит к возникновению проблем у ребенка

   Кроме учителя, на ребенка оказывает влияние и сам детский коллектив. В процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании ребенок может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. Влияние малых групп на развитее отдельных личностей велико. Наличие таких групп объясняется избирательностью человеческого общения. Педагог, зная неофициальную систему взаимоотношений может управлять развитием коллектива. Необходимо так же знать каково положение каждого ребенка в коллективе. Обладая этими знаниями надо создать ситуации в которых полностью раскрывается натура ребенка перед одноклассниками.

   Друзья и сверстники. В группах сверстников ребенок встречает другие условия взаимодействия, при которых правила поведения можно менять и подвергать проверке. Характер взаимоотношений подростка с группой сверстников определяется склонностью современного подростка к поверхностному типу общения, следствием чего является отсутствие у него стремления иметь особые привязанности. Об этом можно судить по тем высказываниям подростков, которые имели место во время обсуждения сказок-притч. Проблема может заключаться не только в отсутствии навыков такого общения, но и в боязни «открыться» перед человеком.

    Другой трудностью, с которой сталкивается подросток  при налаживании близких отношений  с ровесниками, является внутренняя  неуверенность в том, что он  сможет соответствовать «высокому  идеалу друга».

В отношениях мальчиков и  девочек исчезает непосредственность. Появляющееся у подростка чувство взрослости толкает его к освоению «взрослых» видов взаимодействия, в том числе с противоположным полом. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков часто проявляется неадекватно. Мальчики начинают «задираться», «приставать» и пр. Девочки чаще всего, понимая причины таких действий, не обижаются, демонстрируя, что не обращают внимание на это. У старших подростков возникает стеснительность, напряженность, скованность.

   СМИ. Одним из наиболее важных агентов социализации являются СМИ.

   СМИ сопровождают человека практически с самого рождения - сначала это мультфильмы и сказки по телевизору, а затем книги, газеты, телепередачи и прочее-прочее…

   Рассмотрим влиянии СМИ на личность в период перехода из дотрудовой стадии в трудовую, т.е. в тот период когда человек становится самостоятельным и дееспособным в обществе.

   В условиях политической, социальной и экономической нестабильности молодой человек подвергается воздействию проявлений, имеющих место вне образовательной системы, в числе которых - криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей.

Информация о работе Формирование личности в обществе. Социализация