Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:12, курсовая работа
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами, способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
Введение 3
1. Основные факторы развития личности 4
2. Социализация как процесс 14
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Многие ученые (А.А. Васильева, Ю.Р. Вишневский, Ю.Г. Волков, П.С. Гуревич, В.И. Добреньков, В.И. Дряпика, Ф.Д. Кадария, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, И.П. Савченко, И.П. Салтанович, Н.Д. Саркитов, К.М. Хоруженко, В.Т. Шапко, В.А. Шаповалов и мн. др.), рассматривая молодежную субкультуру в качестве социокультурного феномена, выделяют такие ее характеристики, как обязательные попытки формирования собственных мировоззрений, оппозиционных мировоззрениям старших поколений и своеобразные манеры поведения, стили одежды и прически, формы проведения досуга.
Как показывают наблюдения, значительную часть досуга старшеклассников заполняют электронные средства массовой информации -- телевидение, видео, радио, сеть Internet. Посредством их сегодня формируется внутренний мир старших школьников, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. При этом контакты со СМИ носят в подавляющем большинстве не познавательный, а развлекательный характер. По наблюдениям А.В. Мудрика, «...у человека, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он главный участник событий».
С точки зрения реализации функций СМИ - развивающей, воспитывающей и развлекательной, - преобладает последняя. Так, из телевизионных передач, просмотр которых, по наблюдению исследователей, составляет 2/3 объема досуга старшеклассников предпочтение отдается американским боевикам и латиноамериканским «мыльным операм», концертам эстрадных звезд, а также демонстрируемым по музыкальным каналам видеоклипам поп- и рок-исполнителей. Контакты с радио ограничиваются исключительно нецеленаправленным прослушиванием коммерческих FM-станций, звучащих постоянным фоном к повседневной жизни, в которых новостные выпуски и реклама перемежаются с поп-музыкой. Выход в сеть Internet зачастую сопряжен с посещением чатов и просмотром порнографии, реже - с поиском информации или «скачиванием» готовых рефератов. При этом интерес к художественной литературе у старших школьников катастрофически снижается.
Мы можем наблюдать
во взаимодействии между СМИ
и реципиентами проявление
В числе социальных причин российские ученые называют кризис общества и его основных институтов; подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека со стороны как родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира; коммерциализацию средств массовой информации, а в какой-то мере - всей художественной культуры.
Учитывая повышенный
интерес старшеклассников к
Эффективной формой организации обучения, позволяющей сочетать развлекательную и познавательную стороны деятельности учащихся, является Internet-тренинг, под которым принято понимать форму интерактивного занятия, направленную на приобретение учащимися максимального количества практических навыков поиска, обработки и отбора информации в Сети Internet. Тренинги обладают важными достоинствами, прежде всего - оперативностью и широтой выбора.
Социальный контроль
Социализация —
это процесс обучения
Агенты и институты
социализации выполняют не
Отсюда следует,
что вознаграждение и
Наряду с
социализацией возможна и десоц
Важнейшую роль в социализации индивида играет образование и изучение общества. В этом случае важна роль обществознания. Государство и общество должны всемерно заботиться о социализации своих граждан.
От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возмужание (физико-физиологический процесс укрепления организма человека в подростковом и юношеском возрасте).
Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Оно включает систему педагогических практик. Общество изобрело множество педагогических практик (приемов, методов, техник) — способов социальной тренировки, позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения. Сущность воспитания — нравственное совершенствование человека, приращение в культурном и социальном плане. Результаты воспитания проявляются в степени усвоения ранее заданных черт, норм поведения. Внешние нормы поведения, соблюдение которых пытаются добиться от ребенка родители, должны стать внутренними принципами его мировоззрения. О результатах воспитания можно судить по наличию таких признаков, как зрелость личности, уровень интеллигентности, наличие самоконтроля. Воспитание — это не только целенаправленное прививание наперед заданных свойств, но и стихийное усвоение культурных норм. Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды. Оно происходит неосознанно. В семье оно идет через подражание родителям. К субъектам воспитания относятся лица, оказывающие целенаправленное или стихийное влияние на формирование ребенка: родители; родственники, друзья; знакомые; значимые другие — реальные (настоящие) герои, воображаемые (литературные) герои; учителя; другие лица.
С социализацией тесно связана инкультурация — продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. В отличие от него, аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. Полное погружение в чужую культуру, означающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры, называется ассимиляцией. Таким образом, социализация выступает базовым процессом включения человека в данное общество, элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, взросление, адаптация и возмужание, а разновидностями социализации применительно к культуре являются инкультурация, аккультурация и ассимиляция.
Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода. Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14—15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства. Детство получило признание в Европе в средние века, а отрочество — только в XX веке. Совсем недавно, да и то только в развитых индустриальных странах, самостоятельной стадией жизненного цикла была признана юность (молодость). В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Подготовка к самостоятельной жизни стала не только более продолжительной, но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохода.
Однако школьное, университетское,
производственное или какое-
Невозможно обучиться
социальной роли по книжкам
или методом деловой игры, хотя
усовершенствовать себя в ней
таким образом можно.
Поскольку на протяжении
жизни нам приходится
Социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.
Именно посредством
Для того, чтобы
показать важность
Движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания» (Леонтьев, 1981).
1. Гиллер Ю.И. Социология самостоятельной личности. М.,2006
2. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология: Учебное пособие/ Под. ред. проф. З.Т. Голенковой. – М.: Гардарики, 2005
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т.7 Человек. Индивид. Личность. М., 2005.
4. Добреньков В.И., Кравченко
А.И. Фундаментальная
5. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2004.
6. Социология: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ИНИТИДАНА, 2005 (Серия «Золотой фонд российских учебников»)
7. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие.– М.: Гардарики, 2005
Информация о работе Формирование личности в обществе. Социализация