Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 01:00, реферат
«Социальная работа» – принятое во всем мире выражение, обозна-чающее проявление гуманного, милосердного отношения человека к чело-веку. Она возникла еще на заре формирования мировых религиозных и эти-ческих систем как благотворительность, религиозный долг человека, как система благотворительных услуг нуждающимся.
Особенностью наших славянских предков была открытость, спло-ченность, высокое чувство долга перед общиной. В современном обществе отмечается потеря этих качеств, поэтому опыт изучения периода древнейших славянских общин интересен и актуален в настоящее время.
Введение…………………………………………………………………….3
Поддерживающая сила древних родовых обычаев.
Род – основной фактор социальной взаимопомощи………………4
Поклонение природе, животным и богам………………………….7
Культ предков………………………………………………………11
Жреческое сословие и его роль…………………………………...13
Общинные формы поддержки и взаимопомощи………………...15
Заключение………………………………………………………………..19
Использованная литература……………………………………………...20
Заключение
Уже на стадии родовой общины зарождаются механизмы поддержки тех субъектов общности, которые в силу разных обстоятельств не могут быть равноправными участниками ее жизнедеятельности. Однако параллельно с практикой индивидуальной помощи возникают формы взаимоподдержки. Они связаны не с индивидуальными формами защиты, а с коллективными, когда поддержка оказывается семье, соседской общине, целому роду, на основе сакральных смыслов, аграрно-магических культов, происходит оформление групповых форм помощи по отношению к таким субъектам, как старики, вдовы, дети.
В этот же период возникает явление «помогающего» субъекта. Динамика его развития предполагает ряд стадий от «оберега» к волхву как носителю различных групповых смыслов и этических принципов защиты нуждающихся, а также совокупности определенных способов поддержки отдельных субъектов и группы в целом в разных экстремальных жизненных ситуациях.
Модели взаимопомощи носят не только внутриродовой характер, происходит расширение помогающего пространства, что позволяет вырабатывать принципы «соседской» взаимовыручки, архаические праформы которых дошли до XIX века в виде совместных празднований, уборки урожая и т.п.
Исторические корни древних обычаев наложили огромный отпечаток на поведение современных людей. Это поведение неразрывно связано с нашим мифологическим сознанием. Самые древние формы общения и помощи близким (прежде всего своей семье, роду) дожили до наших дней.
Современный человек, не отождествляя себя с природой, остался таким же беззащитным в одиночестве, старости, бедности. Он так же, как и в те далекие времена ищет защиты и помощи в жизни для себя, своих детей, своих родителей. Социальные работа, призванная оказывать такую помощь от лица государства, впитавшая в себя тысячелетний опыт гуманного, милосердного отношения к нуждающимся, должна иметь таких представителей – социальных работников, которые смогли бы работать как «семейные врачи», врачующие жизнь своих подопечных, как «духовные наставники», определяющие правильный путь для молодых и неуверенных, как поддержатели основы общества – семьи.
Процесс становления социальной работы в России имеет глубокие исторические корни, и, несмотря на смену идеологии, в обществе остаются механизмы помощи и поддержки, которые зародились в древности и закреплены в новой реальности, в массовом сознании.
Использованная литература
1. Белякова Т.С. Славянская мифология. – М., 1995.
2. Карамзин Н.М. Предания веков. – М., 1988.
3. Петрухин В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству. – Астрель, 2006.
4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1997.
5. Семенова М.С. Мы – славяне. – С-Пб., 1997.
6. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. – М., 2004.
Для приобретения книг использовался интернет-ресурс Rutracker.org.
Информация о работе Формы социальной поддержки в древних славянских общинах