Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:28, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты социально-культурной деятельности.
2. Раскрыть основные формы социально-культурной деятельности.
3. Рассмотреть праздник как одну из форм социально-культурной деятельности.
Объектом курсовой работы является социально-культурная деятельность.
Введение 3 стр
Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности 4 стр
1.1 Социально-культурная деятельность 4 стр
1.2 Сущность культурно-досуговой деятельности 7 стр
1.3 Функции культурно-досуговой деятельности 9 стр
Глава 2. Формы социально-культурной деятельности 11 стр
2.1 Понятие формы социально-культурной деятельности 11 стр
2.2 Классификация форм СКД 13 стр
2.3 Услуги предприятий социальной сферы 15 стр
2.4 Основные недостатки использования форм и услуг СКД 17 стр
2.5 Организация культурно-досуговой программы 19 стр
Заключение 24 стр
Список используемых источников
Пути преодоления издержек в развитии форм и услуг СКС:
1. Приведение в соответствие основных видов досуговой деятельности населения с предлагаемыми им формами и услугами СКС.
2. Необходимо расширить
диапазон применяемых форм и
услуг. Небольшие учреждения
3. Необходимо более активно
осваивать новые формы и
4. Отбор и приоритетное
использование наиболее
5. Пропорциональное и
комплексное применение форм
и услуг СКС. Система форм
и услуг должна выглядеть
- группа форм просветительного характера
- группа форм рекреативно-
- группа форм, направленных
на развитие творческих
- группа форм, рассчитанных
на массовую аудиторию и
- группа услуг, рассчитанных на основные услуги населения
- группа услуг, рассчитанных на возрождение национальных культурных традиций
- обязательная реализация группы платных услуг.
2.5 Организация культурно-досуговой программы
В основе сценарного замысла культурно-досуговой программы прежде всего лежит правильное определение темы, то есть тот круг вопросов, о чем автор хочет поведать, рассказать зрителю. Работая над замыслом культурно-досуговой программы, из всего многообразия окружавших автора жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из них он выбирает лишь некоторые. Этот выбор определяется тем, что сценарист считает наиболее интересным и важным, те жизненные явления, которые наиболее адекватно отражают его мировоззрение, те явления и связи, которые он считает наиболее важными и характерными. Поэтому выбор явления, отображение связей, в которые они вступают с другими явлениями, глубоко личностны и индивидуальны, они зависят от оценки автора, его мировоззренческой позиции.
Однако, изображая ту или иную сторону жизни, тот или иной человеческий характер, сценарист заставляет своих героев действовать так, чтобы в их поступках выявились черты наиболее существенные и важные. Через тему автор доносит главную мысль сценария до зрителей, поднимая целый ряд вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее интересам, поскольку сценарий культурно-досуговой программы не пишется абстрактно, а всегда рассчитан на определенную конкретную аудиторию. Автор обычно знакомится с рейтингом популярности тех или иных программ, изучает ее культурные запросы и интересы, возрастные, образовательные, профессиональные особенности аудитории. Вечные темы смысла жизни и смерти, любви и ненависти, войны и мира, власти и капитала и т.д. становятся основой творческого замысла сценаристов, а раскрытие их носит глубоко индивидуализированный, авторский характер.
Определенность и ясность выбранной темы культурно-досуговой программы неразрывно связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос «что я хочу сказать зрителям?», «к каким обобщениям он придет, побывав на предполагаемой программе?» «какое отношение у него (зрителя) сформируется от увиденного и услышанного?», то есть, ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее воздействие на зрителя?
Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария культурно-досуговой программы в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии.
Следующая важная конструктивная деталь замысла - содержание и форма. Идейно-тематический план цепко держит фантазию и воображение автора, направляя творческий поиск содержательного материала по заданному маршруту. Просмотр концертных номеров художественной самодеятельности или профессиональных артистов, увиденный спектакль, танцевальная сюита, услышанная музыка, прочитанная книга - все оказывает влияние на отбор содержания. Авторская мысль ищет наиболее выразительные жанры литературы и искусства, документальные материалы, способные адекватно отразить идейно-тематическую направленность будущей программы.
Выбранная форма предстоящей культурно-досуговой программы активно влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, формирует, как бы лепит форму. Ответ на вопрос, в какой форме будет написан сценарий, не менее важен, чем вопрос о том, каково содержание, то есть основная сущность будущей программы. Работа над содержанием и формой часто идет одновременно. Форма - это способ существования содержания. Поиск известной личности, изучение ее творческой биографии, личное знакомство с ней, окружающими ее людьми - все это может служить своеобразным импульсом к выбору формы. И, наоборот, выбранная форма, ее жанровая окраска заставляют автора сценария более требовательно подходить к отбору содержания, помогают сценаристу наиболее полно раскрыть идею с чувством меры, вкуса и избежать эклектики.
Многообразие форм культурно-досуговых программ: театрализованные представления, праздники, гала-концерты и просто разнообразные концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и конкурсные программы, ток-шоу и т.п., диктует и свои законы в выборе соответствующего драматургического решения.
Например, литературно-музыкальная
композиция предполагает включение
в канву сценария произведений художественной
литературы - поэзии, прозы, публицистики,
документальных материалов, инструментальной
музыки, хорового и сольного пения,
взаимодополняющих и
Тогда как гала-концерт раскрывает содержание через отдельные эстрадные номера, являющимися основными конструктивными состав- ляющими, несущими основной смысл концерта.
Активно развивающиеся формы
авторских программ развлекательных
ток-шоу, к примеру, таких как телевизионные
программы «Угадай мелодию», «Я сама»,
предполагают каркасную разработку
формы, рассчитанной на конкретного
ведущего - автора программы, а строгая
периодичность выпуска
Замысел программы требует
однажды выбранную форму
В приложении будет рассмотрен сценарий праздника «Петровская Ассамблея».
Праздник - комплексная форма массовой досуговой работы, включающая в себя несколько одновременно происходящих мероприятий, объединенных темой и идеей, сочетающая активное действие участников с восприятием ими зрелища.
«Праздный» - «пустой», «незанятый».
Подавляющее большинство
Характер многих языческих празднеств был настолько связан со всей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота, холмы и горы); что отыскать места древних хороводов, купальских костров, жертвоприношении воде, различных «игрищ межю селы» почти невозможно. Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, «красных горках», которые очень часто при археологических обследованиях дают интересный материал о древних языческих культах. «Красные горки», «красные холмы», где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье яиц на фоминой неделе были около каждого села. Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом - «Братчины», помогающие восстановить душевные и физические силы и выполняющие функции единения.
По мере развития праздники обогащались культурным содержанием (песнями, плясками, музыкой, сказаниями, играми). «Ряженье» же можно считать первым театральным действием. Из игр популярны были борьба, кулачный бой, беганье взапуски, метание копья.
При княжеском же дворе устраивались пышные пиры по поводу значимых событий (победа в сражении, приезд купца и др.) Показатель княжеской щедрости - накормить и напоить гостей допьяна. В княжеских пирах нередко блистали умом и женщины. Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота.
18 век явился поворотным
моментом в жизнедеятельности
высшего российского сословия - дворянства.
Основой этого были петровские
реформы. Наиболее активно на
петровские нововведения
Ударив по старым патриархальным порядкам, петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голладско-немецкую, а затем французскую. Петр Первый пытался внести в привычный боярский обиход элементы европейской культуры, раскованность, раскрепощенность. Этой цели отвечали учрежденные в соответствии с царским указом 1718 г. «ассамблеи». Они должны были научить людей из привилегированных сословий общаться по западному образцу , привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами «ассамблей» были музыка, танцы.
Среди традиций, привитых Петром парадному Санкт-Петербургу, оказались и европейские ассамблеи -- торжественные вечера с танцами. Самое первое из многократных сообщений о них (в походных журналах) относится ко времени пребывания Петра I в Карлсбаде в сентябре 1711 года: «…была на квартире его Царского Величества ассамблея». Официально, царским указом, проведение ассамблей будет вменено в обязанность знатным петербуржцам лишь через семь лет после этой даты, но в действительности Петр I приучал к ним свое окружение, не теряя времени. Зозулина Н. Время Петербургской танцемании. // Петербургский театральный журнал. - 2003. - .№ 32. - с.17
Ассамблеи выработали в обществе
потребность к публичному проведению
досуга, сформировали интерес и привили
вкус к светской жизни, смягчили и
отшлифовали нравы русских
Рассматривая работу автора над замыслом сценария программы как одной из ведущих драматургических форм, можно предположить, что в замысле найдут отражение основные признаки, присущие драматическому произведению: конфликт, сюжет, композиция.
Драматическое действие в сценарии культурно-досуговой программы, решаемое в художественных образах, отражает движение действительности во всех ее противоречиях и взаимосвязи, а драматический конфликт, построенный на борьбе и столкновении героев, движет развитие сюжета. Природа конфликта в культурно-досуговых программах многогранна, и борьба героев развертывается через столкновение идей, мировоззрений, мнений, характеров. Поиск и нахождение сюжета (в театрализованных представлениях, праздниках) или сюжетного хода (к примеру, сюжетно-игровые программы, концерты и т.п.), композиционного построения конкретизируют решение замысла.
Характер сценария культурно-досуговой программы предполагает, что автор выступает не только в качестве сценариста, но и режиссера-постановщика предстоящей программы и работа над его замыслом соединяет в себе литературную и режиссерскую линии. Автор мыслит образными категориями, он как бы «прокручивает» в мыслях зримые образы, ориентируясь на привлечение различных служб, предполагая решение организационных вопросов.
Заключение
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Социокультурная деятельность - это процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей.
Общие характеристики функций СКД:
1. Функции СКД есть
отражение интересов
2. Функции изменяются
параллельно изменениям
3. Функции в соответствии
с приоритетами
Культурно-досуговая деятельность -- это определенный способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способа жизнедеятельности самого человека, его индивидуального самоутверждения и общения, осмысления своего бытия во временном континууме -- прошлом, настоящем и будущем.