Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:28, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты социально-культурной деятельности.
2. Раскрыть основные формы социально-культурной деятельности.
3. Рассмотреть праздник как одну из форм социально-культурной деятельности.
Объектом курсовой работы является социально-культурная деятельность.
Введение 3 стр
Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности 4 стр
1.1 Социально-культурная деятельность 4 стр
1.2 Сущность культурно-досуговой деятельности 7 стр
1.3 Функции культурно-досуговой деятельности 9 стр
Глава 2. Формы социально-культурной деятельности 11 стр
2.1 Понятие формы социально-культурной деятельности 11 стр
2.2 Классификация форм СКД 13 стр
2.3 Услуги предприятий социальной сферы 15 стр
2.4 Основные недостатки использования форм и услуг СКД 17 стр
2.5 Организация культурно-досуговой программы 19 стр
Заключение 24 стр
Список используемых источников
Сущность культурно-досуговой деятельности определяется состоянием всего комплекса социально-экономических, политических и культурных факторов, обеспечивающих жизнь общества.
Одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь.
Социальные функции культурно-
Форма социально-культурной деятельности - это внутренняя структура содержания воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.
К формам СКД можно отнести: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка.
Праздник - самая крупная форма СКД. В нем задействованы все методы и средства СКД, обширный художественный и документальный материал. Праздник - комплексная форма массовой досуговой работы, включающая в себя несколько одновременно происходящих мероприятий, объединенных темой и идеей, сочетающая активное действие участников с восприятием ими зрелища.
Работая над замыслом культурно-досуговой программы, из всего многообразия окружавших автора жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из них он выбирает лишь некоторые. Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы.
Выбранная форма предстоящей культурно-досуговой программы активно влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, формирует, как бы лепит форму.
Рассматривая работу автора над замыслом сценария программы как одной из ведущих драматургических форм, можно предположить, что в замысле найдут отражение основные признаки, присущие драматическому произведению: конфликт, сюжет, композиция.
Характер сценария культурно-досуговой программы предполагает, что автор выступает не только в качестве сценариста, но и режиссера-постановщика предстоящей программы и работа над его замыслом соединяет в себе литературную и режиссерскую линии.
Список используемых источников
1. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.-- М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.-- 712 с.
2. Вальская Т. А. Петровская Ассамблея. // Читаем, учимся, играем.- 2001. - № 7. - С.7
3. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1998. - 248с.
4. Жарков А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность. - М.: МГУК, 1998. - 462 с.
5. Зозулина Н. Время Петербургской танцемании // Петербургский театральный журнал. - 2003. - .№ 32.
6. Исмаев Д. К. Основная деятельность туристкой фирмы (на примере российского туризма). - М.: ООО «Книгодел», 2005. - 158 с.
7. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. 320 с.
8. Комисаренко С. С. Культурные традиции русского общества. -- СПб.: СПбГУП , 2003. - 304 с.
9. Морозова Е. Я. Экономика
и организация предприятий
10. Никитина Е. М. История
социально-культурной
11. Попов В.В. Теория
социально-культурной
12. Свирбутович О. А. Роль социокультурной деятельности в процессе социализации учащихся.
13. Шишкин С.В. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах? // Вопросы экономики, 1996. - № 1. - с. 33
Приложение
Сценарий проведения праздника Петровская Ассамблея (Вальская Т. А. Петровская Ассамблея. / Читаем, учимся, играем.- 2001. - № 7. - С.7) ВЕДУЩИЙ: Дорогие друзья! Сегодня вы приглашены на Петровскую ассамблею. Ассамблеи учреждены Петром I в 1718 г. В своем указе он пояснял, что ассамблея -- это»вольное собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается...» Давайте познакомимся с участниками нашего «вольного собрания». (Представление команд и жюри.) Сам Петр I составил правила организации и поведения на ассамблеях. Попросим капитанов вспомнить эти правила. Конкурс капитанов Капитаны получают карточку с вопросом и сразу отвечают. 1) Где проводились ассамблеи и что должны были делать хозяева предоставленного дома? (Собирались ассамблеи у вельмож, имевших просторные дома. Хозяева должны были отвести для ассамблеи 3 зала: для танцев, Аля игр в шахматы и шашки,- для застолий. Хозяин не обязан был ни встречать гостей, ни развлекать их.) 2) В какое время проводились ассамблеи и чем занимались гости? (Начинались ассамблеи в 4--5 часов аня и продолжались до 10 часов вечера. Каждый из гостей распоряжался своей особой и временем по своему вкусу: танцевали, играли в шахматы, шашки, беседовали или просто наблюдали за происходящим.) 3) Что такое церемониальные танцы? (Этими танцами открывали ассамблеи во времена Петра I. Они продолжались около получаса. Дамы и кавалеры стояли в 2 ряда друг против друга. Кавалеры низко кланялись, дамы приседали.) (Входит Петр I.) ПЕТР I: Мы открыли ассамблею, Менуэт продолжит бал. Приглашайте, кавалеры, Своих милых, нежных дам. ВЕДУЩИЙ: Когда-то царь Великий Петр, Приехав из Европы, Завез в Россию правил свод, Не знал другой заботы. Бороды заставил брить, Сарафаны не носить, Рот платочком вытирать, Ручку даме целовать. (Время для конкурса «Что, где, когда?». Ведущий читает вопрос. В течение 1 мин. команда обсуждает и дает устный ответ.) 1) В каком году обнародован «Указ о брадобритии»? (1705.); 2) Какой налог должен был уплатить желающий носить бороду? (От 30 до 100 рублей в год в зависимости от своего положения в обществе.) 3) Кому позволялось носить
усы и бороду без уплаты
налога? (Священникам, монахам, ВЕДУЩИЙ: Петр I придавал ассамблеям значение школы светского воспитания. По его замыслу, на них должна была царить непринужденная обстановка. Давайте посмотрим, какие могли вестись разговоры на Петровских ассамблеях. Конкурс «Домашнее задание» (Оцениваются артистичность и выразительность.) Государь указ издал. Кто из вас его читал? ЧТЕЦ (1): Отменно прочно строить корабли, Чтоб в плаванье ходить на край земли. Морскому делу за границей Обучен будет граф Роман. Ему придется потрудиться, Вот смелый будет капитан! ЧТЕЦ (2): Сударыня, скучать нам не придется боле, Не знали многих развлечений мы дотоле. Из самоваров -- чай, народные обеды, В салонах модных -- светские беседы. Зимой морозной -- на санях катанье И на кофейной гуще по ночам гаданье. ЧТЕЦ (3): Какие рюши, ленты и цветы! Но в платье вашем не хватает простоты! Графиня, за границей это носят без стесненья. К чему тогда в продаже украшенья? Ах, мне поверьте, не успеть за модой, Она меняется так быстро год от года! ЧТЕЦ (1): Наш государь умен и просвешен, Весь Петербург идеей восхищен! Приказ царя: державу укреплять И матушку-Россию прославлять. «Пример с меня берите, господа!» -- Сказал царь Петр. ЧТЕЦ (2): И руки показал в мозолях от труда. Стихи в альбом устали мы писать, Хотела бы я новость рассказать: У Полицейского моста на Мойке Теперь пойдут спектакли бойко! Просила я одну княжну Прислать мне бархат из Парижа. ЧТЕЦ (4): Да вы, сударыня, не в курсе, вижу, А, впрочем, это не секрет. Ведь государь-то наложил запрет: В Россию бархат не велел ввозить, Чтоб ткани русские, российские носить Царь Петр озабочен неспроста.. ЧТЕЦ (5): России нужен сильный флот, Пусть грамоте морской обучится народ. А Петербург в волненье небывалом, Здесь велено по пушечным сигналам Всем в море выходить, учась морской науке, Не предаваясь лености и скуке. ЧТЕЦ (6): Всем строить лодки, шлюпки и фрегаты, Работать от рассвета до заката. Где огороды были некогда с укропом, Сад Летний создадут по образцу Европы. Здесь будет целый мир зеленый, Дубы и липы, яблони и клены. ЧТЕЦ (3): Из Амстердама, Швеции и Подмосковья Везут деревья и сажают их с любовью. Услышим скоро мы певцов известных, Ведь сколько опер нам дадут прелестных! И, кстати, спойте нам, графиня, без смущенья. Приятен голос ваш, он полон вдохновенья! На Рождество вы в хоре пели, Мы снова вас послушать бы хотели. ВЕДУЩИЙ: Петр I часто присутствовал на ассамблеях, иногда сам устраивал приемы в Летнем саду. Этот сад -- ровесник городу. С ним он рос, и цвел, и зрел, С ним беду делил и радости, С ним взрослел и зеленел. Конкурс кроссвордов (Команды получают и разгадывают кроссворд «Летний сад») 1. Первое название Летнего сада. 2. Подарок герцога Голштейнского, выставленный в Летнем саду Петром I. 3. Богиня, у статуи которой Петр I установил круглосуточное дежурство. 4. Летний сад создан по образцу парка в этом французском городе. 5. На его месте сейчас стоит Кофейный домик. 6. При Петре I в Летнем саду их было около 20. 7. Автор скульптуры «Мир и изобилие» . Ответы: 1. Цветочный. 2. Глобус. 3. Венера. 4. Версаль. 5. Грот. 6. Фонтаны. 7. Баратта. ВЕДУЩИЙ: А для зрителей, пока ребята разгадывают кроссворд, мы предлагаем игру «Платочек», которая была очень популярна в Петровскую эпоху. Сам царь был ее зачинщиком. В ассамблею Летний сад Превращался вдруг в танцзал, Каждый, кто прийти изволил, Много-много танцевал. ПЕТР1: Господа, прошу всех встать! Будем вместе танцевать. В пару даму выбирайте, За мной движенья повторяйте. (Дамы и кавалеры встают цепочкой, взявшись за концы платков. По показу Ведущего, стоящего впереди, змейкой двигаются по залу различным шагом, повторяя за ним движения. Музыка Баха «Шутка «. Кроссворды собираются и отдаются в жюри.) ПЕТР1: Прошу вниманья, господа! Зачту вам свой указ. С хорошими манерами хочу я видеть вас. ВЕДУЩИЙ: Давайте вспомним полное название книги для отроков о правилах хорошего тона. Конкурс «Домино» (Приглашаются по 2 человека от команды. Участники собирают название.) [юности] [ЧЕСТНОЕ| [ЗЕРЦАЛО, |или показание] [к житейскому] [обхождению] ВЕДУЩИЙ: Уважаемые зрители, давайте прочитаем название наставлений, по которому верхи общества обучались хорошему тону многие десятилетия. Конкурс «Верители вы...» (Приглашаются по 1 человеку от команды, получают 2 карточки: зеленую и красную; если верят -- поднимают зеленую, если нет -- красную.) 1) Составитель наставлений неизвестен. (Да.) 2) Эта книга излагала
правила поведения молодых 4) Скромность поощрялась? (Да.) 5) Часто чихать и кашлять было непристойно? (Да.) 6) У девиц ценилось умение бледнеть? (Нет, ценилось умение краснеть.) 7) Юноша должен был
обладать 20 добродетелями. (Нет, всего
лишь тремя: смирением, ВЕДУЩИЙ: Друзья! И в наши дни Мы помнить этикет должны. Чтоб в нашей жизни, как наказ, Звучал Петра святой указ. |