Формы социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты социально-культурной деятельности.
2. Раскрыть основные формы социально-культурной деятельности.
3. Рассмотреть праздник как одну из форм социально-культурной деятельности.
Объектом курсовой работы является социально-культурная деятельность.

Содержание работы

Введение 3 стр
Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности 4 стр
1.1 Социально-культурная деятельность 4 стр
1.2 Сущность культурно-досуговой деятельности 7 стр
1.3 Функции культурно-досуговой деятельности 9 стр
Глава 2. Формы социально-культурной деятельности 11 стр
2.1 Понятие формы социально-культурной деятельности 11 стр
2.2 Классификация форм СКД 13 стр
2.3 Услуги предприятий социальной сферы 15 стр
2.4 Основные недостатки использования форм и услуг СКД 17 стр
2.5 Организация культурно-досуговой программы 19 стр
Заключение 24 стр
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 70.76 Кб (Скачать файл)

Сущность культурно-досуговой деятельности определяется состоянием всего комплекса социально-экономических, политических и культурных факторов, обеспечивающих жизнь общества.

Одной из главных функций  культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь.

Социальные функции культурно-досуговой деятельности таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители.

Форма социально-культурной деятельности - это внутренняя структура  содержания воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.

К формам СКД можно отнести: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, кинопросмотр, фестиваль  народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка.

Праздник - самая крупная  форма СКД. В нем задействованы  все методы и средства СКД, обширный художественный и документальный материал. Праздник - комплексная форма массовой досуговой работы, включающая в себя несколько одновременно происходящих мероприятий, объединенных темой и идеей, сочетающая активное действие участников с восприятием ими зрелища.

Работая над замыслом культурно-досуговой программы, из всего многообразия окружавших автора жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из них он выбирает лишь некоторые. Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы.

Выбранная форма предстоящей  культурно-досуговой программы активно влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, формирует, как бы лепит форму.

Рассматривая работу автора над замыслом сценария программы  как одной из ведущих драматургических форм, можно предположить, что в  замысле найдут отражение основные признаки, присущие драматическому произведению: конфликт, сюжет, композиция.

Характер сценария культурно-досуговой программы предполагает, что автор выступает не только в качестве сценариста, но и режиссера-постановщика предстоящей программы и работа над его замыслом соединяет в себе литературную и режиссерскую линии.

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.-- М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.-- 712 с.

2. Вальская Т. А. Петровская Ассамблея. // Читаем, учимся, играем.- 2001. - № 7. - С.7

3. Жарков А. Д. Технология  культурно-досуговой деятельности. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1998. - 248с.

4. Жарков А. Д., Чижиков  В. М. Культурно-досуговая деятельность. - М.: МГУК, 1998. - 462 с.

5. Зозулина Н. Время  Петербургской танцемании // Петербургский театральный журнал. - 2003. - .№ 32.

6. Исмаев Д. К. Основная деятельность туристкой фирмы (на примере российского туризма). - М.: ООО «Книгодел», 2005. - 158 с.

7. Квартальнов В. А.  Туризм: Учебник. М.: Финансы и  статистика, 2000. 320 с.

8. Комисаренко С. С.  Культурные традиции русского  общества. -- СПб.: СПбГУП , 2003. - 304 с.

9. Морозова Е. Я. Экономика  и организация предприятий социально-культурной  сферы. - СПб.: Изд-во Михайлова В.  А., 2002. - с.

10. Никитина Е. М. История  социально-культурной деятельности / Е. М. Никитина. Электронный учебник.  Режим доступа: [http://www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=22].

11. Попов В.В. Теория  социально-культурной деятельности / В. В. Попов. Электронный учебник.  Режим доступа: [http://www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=19].

12. Свирбутович О. А. Роль социокультурной деятельности в процессе социализации учащихся.

13. Шишкин С.В. Реформы  в социально-культурной сфере:  в чьих интересах? // Вопросы экономики, 1996. - № 1. - с. 33

 

 

 

Приложение

 

Сценарий проведения праздника Петровская Ассамблея (Вальская Т. А. Петровская Ассамблея. / Читаем, учимся, играем.- 2001. - № 7. - С.7)

ВЕДУЩИЙ: Дорогие друзья! Сегодня вы приглашены на Петровскую ассамблею. Ассамблеи учреждены Петром I в 1718 г. В своем указе он пояснял, что ассамблея -- это»вольное собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается...»

Давайте познакомимся с участниками  нашего «вольного собрания».

(Представление команд и жюри.)

Сам Петр I составил правила  организации и поведения на ассамблеях. Попросим капитанов вспомнить эти  правила.

Конкурс капитанов

Капитаны получают карточку с вопросом и сразу отвечают.

1) Где проводились ассамблеи  и что должны были делать  хозяева предоставленного дома? (Собирались ассамблеи у вельмож, имевших просторные дома. Хозяева должны были отвести для ассамблеи 3 зала: для танцев, Аля игр в шахматы и шашки,- для застолий. Хозяин не обязан был ни встречать гостей, ни развлекать их.)

2) В какое время проводились  ассамблеи и чем занимались  гости? (Начинались ассамблеи в 4--5 часов аня и продолжались до 10 часов вечера. Каждый из гостей распоряжался своей особой и временем по своему вкусу: танцевали, играли в шахматы, шашки, беседовали или просто наблюдали за происходящим.) 3) Что такое церемониальные танцы? (Этими танцами открывали ассамблеи во времена Петра I. Они продолжались около получаса. Дамы и кавалеры стояли в 2 ряда друг против друга. Кавалеры низко кланялись, дамы приседали.)

(Входит Петр I.)

ПЕТР I:

Мы открыли ассамблею,

Менуэт продолжит бал.

Приглашайте, кавалеры,

Своих милых, нежных дам.

ВЕДУЩИЙ:

Когда-то царь Великий Петр,

Приехав из Европы,

Завез в Россию правил свод,

Не знал другой заботы.

Бороды заставил брить,

Сарафаны не носить,

Рот платочком вытирать,

Ручку даме целовать.

(Время для конкурса «Что, где, когда?». Ведущий читает вопрос. В течение 1 мин. команда обсуждает и дает устный ответ.)

1) В каком году обнародован  «Указ о брадобритии»? (1705.);

2) Какой налог должен  был уплатить желающий носить бороду? (От 30 до 100 рублей в год в зависимости от своего положения в обществе.)

3) Кому позволялось носить  усы и бороду без уплаты  налога? (Священникам, монахам, крестьянам.)

ВЕДУЩИЙ: Петр I придавал ассамблеям значение школы светского воспитания. По его замыслу, на них должна была царить непринужденная обстановка. Давайте посмотрим, какие могли вестись разговоры на Петровских ассамблеях.

Конкурс «Домашнее  задание»

(Оцениваются артистичность и выразительность.)

Государь указ издал. Кто  из вас его читал?

ЧТЕЦ (1):

Отменно прочно строить корабли,

Чтоб в плаванье ходить на край земли.

Морскому делу за границей

Обучен будет граф Роман.

Ему придется потрудиться,

Вот смелый будет капитан!

ЧТЕЦ (2):

Сударыня, скучать нам  не придется боле,

Не знали многих развлечений  мы дотоле.

Из самоваров -- чай, народные обеды,

В салонах модных -- светские беседы.

Зимой морозной -- на санях катанье

И на кофейной гуще по ночам  гаданье.

ЧТЕЦ (3):

Какие рюши, ленты и цветы! Но в платье вашем не хватает

простоты!

Графиня, за границей это  носят без стесненья.

К чему тогда в продаже  украшенья?

Ах, мне поверьте, не успеть за модой, Она меняется так быстро год от года!

ЧТЕЦ (1):

Наш государь умен и просвешен,

Весь Петербург идеей  восхищен! Приказ царя: державу укреплять

И матушку-Россию прославлять.

«Пример с меня берите, господа!» -- Сказал царь Петр.

ЧТЕЦ (2):

И руки показал в мозолях  от труда. Стихи в альбом устали мы

писать,

Хотела бы я новость  рассказать:

У Полицейского моста на Мойке

Теперь пойдут спектакли  бойко!

Просила я одну княжну Прислать мне бархат из Парижа.

ЧТЕЦ (4):

Да вы, сударыня, не в курсе, вижу,

А, впрочем, это не секрет.

Ведь государь-то наложил  запрет:

В Россию бархат не велел  ввозить,

Чтоб ткани русские, российские носить

Царь Петр озабочен неспроста..

ЧТЕЦ (5):

России нужен сильный  флот, Пусть грамоте морской

обучится народ. А Петербург  в волненье

небывалом, Здесь велено по пушечным

сигналам Всем в море выходить,

учась морской науке, Не предаваясь лености и скуке.

ЧТЕЦ (6):

Всем строить лодки, шлюпки и фрегаты,

Работать от рассвета до заката.

Где огороды были некогда  с

укропом,

Сад Летний создадут по

образцу Европы.

Здесь будет целый мир  зеленый,

Дубы и липы, яблони и  клены.

ЧТЕЦ (3):

Из Амстердама, Швеции

и Подмосковья Везут деревья и сажают их

с любовью. Услышим скоро  мы певцов

известных, Ведь сколько опер нам дадут

прелестных!

И, кстати, спойте нам, графиня, без смущенья. Приятен голос ваш, он полон

вдохновенья!

На Рождество вы в хоре пели, Мы снова вас послушать бы

хотели.

ВЕДУЩИЙ: Петр I часто присутствовал на ассамблеях, иногда сам устраивал приемы в Летнем саду.

Этот сад -- ровесник городу. С ним он рос, и цвел, и зрел, С ним беду делил и радости, С ним взрослел и зеленел.

Конкурс кроссвордов

(Команды получают и  разгадывают кроссворд «Летний  сад»)

1. Первое название Летнего  сада.

2. Подарок герцога Голштейнского, выставленный в Летнем саду Петром I.

3. Богиня, у статуи которой  Петр I установил круглосуточное  дежурство.

4. Летний сад создан  по образцу парка в этом  французском городе.

5. На его месте сейчас  стоит Кофейный домик.

6. При Петре I в Летнем  саду их было около 20.

7. Автор скульптуры «Мир  и изобилие» .

Ответы: 1. Цветочный. 2. Глобус. 3. Венера. 4. Версаль. 5. Грот. 6. Фонтаны. 7. Баратта.

ВЕДУЩИЙ: А для зрителей, пока ребята разгадывают кроссворд, мы предлагаем игру «Платочек», которая была очень популярна в Петровскую эпоху. Сам царь был ее зачинщиком.

В ассамблею Летний сад Превращался вдруг в танцзал, Каждый, кто прийти изволил, Много-много танцевал.

ПЕТР1:

Господа, прошу всех встать! Будем вместе танцевать. В пару даму выбирайте, За мной движенья повторяйте.

(Дамы и кавалеры  встают цепочкой, взявшись за  концы платков. По показу Ведущего, стоящего впереди, змейкой двигаются по залу различным шагом, повторяя за ним движения. Музыка Баха «Шутка «. Кроссворды собираются и отдаются в жюри.)

ПЕТР1:

Прошу вниманья, господа!

Зачту вам свой указ.

С хорошими манерами хочу

я видеть вас.

ВЕДУЩИЙ: Давайте вспомним полное название книги для отроков о правилах хорошего тона.

Конкурс «Домино»

(Приглашаются по 2 человека от команды. Участники собирают название.)

[юности]

[ЧЕСТНОЕ|

[ЗЕРЦАЛО,

|или показание]

[к житейскому]

[обхождению]

ВЕДУЩИЙ: Уважаемые зрители, давайте прочитаем название наставлений, по которому верхи общества обучались хорошему тону многие десятилетия.

Конкурс «Верители вы...»

(Приглашаются по 1 человеку  от команды, получают 2 карточки: зеленую и красную; если верят -- поднимают зеленую, если нет -- красную.)

1) Составитель наставлений  неизвестен. (Да.)

2) Эта книга излагала  правила поведения молодых людей  только в общественных местах. (Нет, не только: о повелении в семье, гостях, на службе.) 3) На вопрос отца следовало ответить: «Чего ты хочешь, батюшка?»-или: «Чего изволите, государь-батюшка?» (Вариант 2.)

4) Скромность поощрялась? (Да.)

5) Часто чихать и кашлять  было непристойно? (Да.)

6) У девиц ценилось  умение бледнеть? (Нет, ценилось  умение краснеть.)

7) Юноша должен был  обладать 20 добродетелями. (Нет, всего  лишь тремя: смирением, приветливостью, учтивостью.)

ВЕДУЩИЙ:

Друзья! И в наши дни  Мы помнить этикет должны. Чтоб в  нашей жизни, как наказ, Звучал Петра  святой указ.


 

 

 

 


Информация о работе Формы социально-культурной деятельности