Функции и задачи социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: познавательные (гносеологические) и собственно социальные. Познавательные функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Содержание работы

Введение
1 Функции, задачи социологии
2 Социальный контроль
3 Структура программы социологического исследования, характеристика ее основных частей
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 60.07 Кб (Скачать файл)

Итак, проблемная ситуация — это реально существующее в социальной действительности противоречие (скажем, между общественной потребностью в активизации экономического поведения и социальными факторами, препятствующими такой активизации), способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Поэтому при разработке программы прикладного социологического исследования необходимо перевести интуитивно устанавливаемое и смутно выраженное в общественном сознании (или в мнении заказчика) социальное противоречие на язык точной теоретической интерпретации. А это означает требование отделить известное от неизвестного: уже решенные проблемы, не требующие специального анализа, от тех, которые нуждаются во вполне определенных теоретических и практических действиях, направленных на получение нового знания способного случае его практического применения привести к разрешению проблемной ситуации.

Подлежащая решению  проблема предполагает изучение реальных возможностей ее решения - кадровых, финансовых, технических, организационных. Наличие возможных альтернатив обуславливает желательность выбора оптимального решения поставленной проблемы. Это, в свою очередь, определяет необходимость некоторых ограничений, позволяющих уточнить проблему. Это достигается путем:

  1. выделения объекта и предмета исследования;
  2. определения целей и задач исследования;
  3. формулировки   гипотез   (предположений)   и   вариантов 
    решения исследуемой проблемы.

Проблема становится подлежащей решению только в том случае, когда она распознана в каком-то определенном социальном явлении или процессе (процессах), т.е. путем выделения объекта и предмета исследования. Объект- это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога. В методической части программы, исходя из существа выделенной проблемы, необходимо сформулировать исходные представления об объекте исследования, актуальность и важность его изучения именно в прикладном отношении. Предмет исследования - это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании. Выбор предмета исследования позволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проекта и одновременно с этим позволяет выбрать те стороны, свойства изучаемого объекта и существующие между ними связи, которые наиболее рельефно выражают центральный вопрос проблемы.

Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта  и предмета обусловливают стратегию прикладного исследования и его направленность, выражаемые в его целях и задачах. Цель прикладного социологического исследования - это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов. Четкой постановкой цели исследования в программе достигается выявление возможных направлений решения данной проблемы, определение объема работ, временных, финансовых затрат, кадровых и материально-технических ресурсов, методического и процедурного обеспечения достижения ожидаемого результата. Это позволяет четко установить взаимоотношения заказчика и исполнителя и обязанности сторон, отраженные в нормативной части программы как специального документа, определяющего форму исследования и представления результатов исследования.

Четкое выяснение  цели исследования позволяет вычленить  четкие его задачи. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы. Каждому виду, исследовательских задач (теоретических, эмпирических, описательных) соответствует определенный состав познавательных действий, приемов и методов социологического исследования. Это позволяет: 1) координировать разнородные виды деятельности исследовательского коллектива (разработка программы, конструирование инструментария, проведение опросов, интервью и т.п.; математическая обработка эмпирических материалов, их теоретическое осмысление, формулирование выводов и научно обоснованных рекомендаций); 2) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования; 3) подводить все, полученное различным путем (данные статистики, контент-анализа документов, результаты опросов, интервьюирования и т.д.), к единому знаменателю, к формулировке общих выводов и результатов проведенного исследования; их предоставление заказчику.

Все это обуславливает  необходимость уточнения и применения определенного понятийного аппарата. Поэтому значительное место в программе исследования занимает предварительное рассмотрение основных понятий, в которых описывается изучаемая социальная проблема (например, в случае прикладного социологического исследования путей активизации экономического поведения различных групп населения в условиях становления рыночных отношений определяются понятия: активность, поведение, стимулирование, рыночные механизмы и др.). Смысловому уточнению понятий, поскольку речь идет о прикладном исследовании, следует дать их эмпирическую интерпретацию, т.е. перевести их смысловые содержание на язык, поддающийся эмпирическому наблюдению фактов и социальных показателей (например, количественно измеряемые уровни экономической активности, их связи с трудом, уровнем материальной обеспеченности, уровнем доходов, прибыли и т.д.).

Заключительной  операцией при разработке методологической части программы конкретного социологического исследования становится формулирование рабочих гипотез в качестве обоснованных предположений о сущности, структуре и особенностях изучаемых явлений и процессов социальной действительности. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, особенностях экономического поведения различных групп населения, об основных тенденциях его развития, о различных взаимосвязях с другими объектами.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы — это предположение о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени интенсивности взаимодействия (функциональные).

Объяснительные  — это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах. Прогнозные — это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов.

По степени общности гипотезы делятся на гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположения широкой общности, гипотезы-следствия — предположения менее широкой общности.

Операционализация понятий и формулирование гипотез открывают переход ко второму, методико-процедурному разделу исследовательской программы. Он включает в себя:

  1. определение общего плана исследования;
  2. построение требуемого планом типа выборки;
  3. определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.

В зависимости  от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте разрабатывается стратегический план проведения конкретного социологического исследования. Это может быть монографическое исследование, ориентированное на изучение социального явления или процесса на одном объекте, взято в качестве представителя целого класса подобных объектов.

В зависимости  от масштабности и сложности решаемых задач в методически процедурной части программы может быть предусмотрено проведение пилотажного (разведывательного) исследования.

Основное исследование планируется как ориентированное н получение обширного комплекса эмпирических сведений, дающи: относительно целостное представление об изучаемых процессах явлениях, их структурных элементах и взаимосвязях.

В соответствии с целями и задачами основного  исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, многоступенчатая и т.д.) и объем выборочной совокупности, т.е. численность респондентов — участников социологического опроса, отвечающих на вопросы анкеты и выступающих тем самым в качестве источников первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах.

В методически-процедурной  части программы определяется метод исследования, т.е. система правил теоретической и практической деятельности, направленной на изучение существенных характеристик изучаемого объекта, а также методика — система операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия получения валидной (т.е. обоснованной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значимые элементы исследуемого объекта) информации.

Здесь же выбирается и обосновывается тип инструментария, т.е. определенного набора методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения и др.).

В этой же части  программы формулируется процедура  прикладного исследования, т.е. определяются основные этапы проведения исследования, содержание действий социологов на каждом из выделенных этапов, предполагаемые результаты действий на каждом из этих этапов. Кроме того, здесь же конструируется и техника исследования, представляющая собой сценарий развертывания основных способов сбора, обработки и анализа (посредством использования ЭВМ) эмпирической социологической информации.

Подготовка программы  требует высокой квалификации и  существенных затрат времени. Поэтому  к ее разработке привлекаются ведущие специалисты, а от качества программы в решающей степени зависит качество проводимого социологического исследования, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, сделаем следующие  выводы:

  1. Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: познавательные (гносеологические) и собственно социальные. Познавательные функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
  2. Роль и значение социального контроля состоят прежде всего в том, что он вносит серьезный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры и тем самым играет очень важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы и упрочении социального порядка. Социальный контроль направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определенных ситуациях, не вызывающие возражений социальной группы или всего общества. Базируя свою деятельность на общем признании культуры данного общества или группы, на привитии ее ценностей и норм своим членам путем воспитания, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям, нормам и ролям. Но особенно велика, непосредственна и наглядна роль социального контроля в предотвращении и пресечении социальных отклонений, в первую очередь девиантного поведения людей и их групп.
  3. Если рассматривать социальный контроль как социальный институт, то можно сделать следующие выводы:
  • Механизмы социального контроля играют важнейшую роль в укреплении всех институтов общества;
  • По отношению к обществу социальный контроль выполняет две основные функции: охранительную и стабилизирующую.
  • Основное назначение социального контроля – поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечивать социальное воспроизводство в направлении, соответствующем избранной конкретным обществом стратегии развития;
  • Благодаря механизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальная система сохраняет равновесие.
  1. Программа социологического исследования - это научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные предпосылки исследования социального объекта.
  1. В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет три основные функции: методологическую, методическую и организационную.
  2. В социологической литературе общепринятым считаетс<span class="Normal_0020_0028Web_0029__Char" st

Информация о работе Функции и задачи социологии